КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич (Москва)

1878-1968

Живописец, график, художник театра. Пейзажист, портретист, автор монументально-декоративных панно, натюрмортов, композиций символистского характера, серий произведений на восточные темы.

1878
Родился 5 ноября в Саратове в Саратове в семье «живописных дел мастера» Варфоломея Федоровича Кузнецова.
Отец будущего художника владел живописной мастерской и занимался росписью храмов, писал царские портреты и церковные образа по заказу различных государственных учреждений.
Мать, Евдокия Илларионовна, была образованной женщиной, прекрасно вышивала, любила живопись и музыку.
Большую роль в жизни художника сыграл дед – садовод Илларион Михайлович Бабушкин. Весной вся семья переезжала в цветущие сады на окраине Саратова, где на склонах Соколовой горы рядом с дедом маленький Павел проводил все теплое время года. Впоследствии детские впечатления нашли отражение в работах мастера. 
У Павла было два брата, старший – Михаил (1876-1953), ставший в последствии художником, и младший – Виктор (1892-1964), ставший виолончелистом. С малых лет братья много времени проводили в мастерской отца, где Павел и Михаил приобщились к изобразительному ремеслу. 

1891 – 1896
Учился в Студии живописи и рисования при Саратовском обществе любителей изящных искусств у В.В. Коновалова и Г.П. Сальвини-Баракки.  В студии состоялась исключительно важная в жизни Павла Кузнецова встреча с земляком Виктором Эльпидифоровичем Борисовым-Мусатовым. Знакомство с этим удивительным художником и человеком оказало сильное влияние на молодого художника.

1897 – 1904
Учился в МУЖВЗ у А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, Л.О. Пастернака, В.А. Серова и
К.А. Коровина.  С 1897 года посещал частную мастерскую К.А. Коровина.

1900-е
В начале нового века определяется символистская ориентация художника. Основная тенденция в ранний период творчества – переход от импрессионизма к символизму. Кузнецов стремится обрести язык, который мог бы отобразить не столько впечатления зримого мира, сколько состояние души («Утро», «Голубой фонтан», обе 1905; «Рождение», 1906 и другие). Во время учебы вокруг Кузнецова сформировался устойчивый круг друзей и единомышленников, в последующем организовавших известное художественное объединение «Голубая роза».
Становится членом общества «Свободная эстетика» (1907—1917).   

1901 – 1902
Награжден малыми серебряными медалями за живописные этюды и рисунки.

1901 
Сблизился с С.И. Мамонтовым. 

1902
При содействии Мамонтова совершил поездку на Север (через Архангельск, вокруг Скандинавии).
Знакомство с русским поэтом, прозаиком и драматургом Валерием Яковлевичем Брюсовым и символистами, что приводит к тесному сотрудничеству с изданиями символистского толка: журналами «Искусство» и «Золотое руно». 
Совместно с Н.Н. Сапуновым исполнил декорации к опере Р. Вагнера «Валькирия» для Большого театра в Москве (по эскизам К.А. Коровина).
Совместно с К.С. Петровым-Водкиным, П.С. Уткиным и старшим братом Михаилом расписывает церковь Казанской Божьей Матери в Саратове, однако вольное обхождение с церковными канонами приводит к тому, что по требованию общественности исполненные росписи были уничтожены. 

1904
В Саратове организует и становится участником выставки «Алая роза» — первого выступления художников-символистов.

1906
По приглашению С.П. Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии. Участвовал в выставке русского искусства, по результатам которой избран пожизненным членом Осеннего Салона.  
Начиная с 1906 года ежегодно выставляется в парижском Осеннем салоне, а в 1908 году становится членом его жюри.

1907
Организатор и участник выставки «Голубая роза» в Москве. Глава творческого содружества художников «Голубая Роза».

1910-е
В начале десятых годов начинается новый этап в творчестве художника. Кузнецов проводит по несколько месяцев в киргизских степях, у кочевников, вблизи Саратова. Художника захватывает жизнь людей в нетронутой цивилизацией первозданной природе. Восточная тема становится главной для всей его творческой жизни.
Становится членом творческих объединения «Мир искусства» (с 1910). 
В конце 1910-х годов начинается преподавательская деятельность.

1911 – 1913
Совершил поездки в Заволжские степи. Написаны картины «Киргизской сюиты» —
«В степи. Мираж», «Спящая в кошаре» (обе 1911), «Дождь в степи», «Мираж в степи»,
«В степи», «Вечер в степи», «Гадание» (все 1912), «Стрижка овец» (1913) и другие.
Картины «Киргизской сюиты» знаменуют высший расцвет таланта художника, в которых воплощены яркость и одновременно тонкость передачи цвета, простота и ирреальность сюжетов.

1912 – 1913
Поездки в Среднюю Азию. В них художник проехал по городам Средней Азии, жил в Бухаре, Самарканде, предгорьях Памира. Написана «Бухарская серия» картин «Чайхана», «Натюрморт с японской гравюрой» (все 1912), «Птичий базар», «В храме буддистов» (обе 1913), «Вечер» (1915) и другие.

1913 – 1914
Работал над эскизами декоративных панно для Казанского вокзала в Москве.

1914
Участвует в оформлении театрального спектакля А.Я. Таирова по драме древнеиндийского классического поэта Калидасы «Шакунтала», поставленную в Камерном театре.

1916 – 1918
Преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Строгановском училище.

1917
Октябрьскую революцию Кузнецов встречает с большим воодушевлением. Заведует художественной секцией Моссовета, участвует в оформлении Москвы к революционным празднествам. Становится организатором и художественным редактором литературно-художественного журнала «Путь освобождения». 

1918
Женитьба на художнице Елене Михайловне Бебутовой.
Оформил несколько революционных спектаклей: «Стенька Разин» во Введенском народном доме и «Политическая карусель» И.С. Рукавишникова в цирке.

1918 – 1919
Работает в отделе пластических искусств Комиссии по охране памятников искусства и старины. Становится одним из организаторов и сотрудников Коллегии ИЗО Наркомпроса (1918—1934). 

1918 – 1920
Преподает в 1-х и 2-х Государственных свободных художественных мастерских.

1920-е – 1930-е 
Занимается творческой и общественной работой, заведуя секцией живописи в отделе ИЗО Наркомпроса. Ведет педагогическую работу во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском институте изобразительных искусств.
Продолжается исследование Востока, совершаются поездки в Крым (1925-1930), в Грузию (1928), на Северный Кавказ (1930), в Армению (1930).
Основными темами полотен художника становятся трудовые сюжеты от садоводства до цветоводства, от процессов колхозного труда к праздникам урожая.
Написаны картины «Крым. Мисхор» (1925), «Табачницы», «Крестьянки» (обе 1926), «Отдых пастухов», «Жницы» (обе 1927), «Сбор винограда», «Крымский колхоз», «Чайная плантация в Грузии» (все 1928), «На озере Севан» (1930), «Сортировка хлопка» (1931), «Мост через реку Зангу» (1932) и другие.
Работы конца 1920 — начала 1930-х были последним, третьим пиком взлёта творчества Кузнецова.

1922 – 1923
Оформляет литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара».

1923
По командировке Наркомпроса побывал с персональной выставкой в Париже (ездил совместно с Бебутовой), после чего появляется картина «Парижские комедианты» (1925).

1924 – 1931
Организатор и председатель художественного общества «Четыре искусства». 

1928
Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

1937
Получил серебряную медаль Всемирной выставки в Париже за панно «Жизнь колхоза».

1940-е – 1960-е
Три последних десятилетия жизни не переставал активно работать, в основном, в жанре пейзажа и натюрморта. Продолжилась преподавательская деятельность.
Написаны картины «В Крыму», «Натюрморт» (обе 1950), «Сосны у моря» (1950-е), «Утро на море» (1952), «Рижское взморье» (1954), «Майори»(1960), «Москва» (1962), «Букет цветов» (1963) и другие.

1947
Вернулся к преподаванию в Строгановском училище, где его назначили заведующим кафедрой монументальной живописи.

1968
Скончался 21 февраля в Москве. Похоронен на Введенском кладбище (7 уч.), позже рядом была похоронена жена.

2001 В Саратове открылся Дом-музей Павла Кузнецова – филиал Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева.

Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галереи, Государственном Русском музее, во многих музейных собраниях и частных коллекциях в России и за рубежом. Личные страницы художника на сайтах https://goskatalog.ru, https://rusmuseumvrm.ru, https://www.stydiai.ru, https://ru.ruwiki.ru, https://www.armmuseum.ru.
В начале 1970-х годов официальные наследники Павла Варфоломеевича Кузнецова и Елены Михайловны Бебутовой передали в дар музею имени А.Н. Радищева свыше четырехсот живописных полотен художника.

Выставочная деятельность началась в 1899 году с участия в выставке учеников МУЖВЗ.
Участвовал в выставках МУЖВЗ (1899-1901); МОЛХ (1900-1901); «Мир искусства» (1902, 1906, 1911-1913, 1915-1917, 1921); «Алая роза» (1904); МТХ (1905); 1906 Париж; 1906-1907 Берлин; 1907 Венеция; «Голубая роза» (1907); «Венок» (1908); «Золотое руно» (1908-1910); «Московский салон» (1911-1912); 1914 Мальмё; 1-я Государственная 1919 Витебск; 1922 Берлин; 1924 Венеция; «Голубая роза» (1925); «4 искусства» (1925,1926, 1928, 1929); 1926-1927 Харбин, Токио, Аомори; 1927 Лейпциг; 1927 Москва ГМИИ; 1927 Москва ГТГ; 1927-1928 Берлин - Копенгаген; АХРР (1928); 1928 Венеция; 1929 Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт; 1930 Стокгольм, Осло, Берлин; 1932 Москва «Всеко-художник»; Художники РСФСР 1932-1933; 1934-1935 Питтсбург, Сан-Франциско; 1934-1935 Филадельфия; Всемирная 1937 Париж; Всесоюзная 1939.

Персональные выставки:

1923 Москва (Кузнецов П.В. и Бебутова Е.М.) Париж;
1929, 1931, 1935, 1940, 1941, 1956/1957, 1964, 1968, 1978 Москва;
1956/1957, 1990 Ленинград;
1971, 1998, 2003, 2023/2024 Саратов;
2023/2024 Санкт-Петербург (ГРМ).

Павел Варфоломеевич Кузнецов – выдающийся русский художник.

В коллекции творчество художника представлено графическими произведениями.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх