Живописец, график, художник театра. Пейзажист, портретист, жанрист, автор декоративных панно и картин на театральные сюжеты.
1880
Родился 17 декабря в Москве в семье Николая Ивановича Сапунова владельца свечного промысла по изготовлению больших «престольных» свечей, которые раскрашивались от руки мастерами- художниками.
Будущему художнику было 12 лет, когда разорился и умер его отец.
1893
Независимый юноша, не имея понимания в семье, ушел из дома и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
1893 – 1898
Учился на отделение живописи в Московское училище живописи, ваяния и зодчества у
А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, Л.О. Пастернака.
В конце 1890-х годов совершал творческие поездки по подмосковным городам, в Ростов-Ярославский.
1897
Вошел в состав кружка молодых художников-новаторов, студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, во главе П.В. Кузнецова.
1898 – 1900
Учился в мастерской И.И. Левитана.
Написаны картины «Розы» (1899), «Зима», «В парке. Влюбленные» (обе 1900) и другие.
1899/1900
Награжден малой серебряной медалью за рисунки.
1900/1901
Награжден малой серебряной медалью за этюд.
1900 – 1901
С ученических лет приобщился к работе в театре. Был помощником художника МХТ
В.А. Симова.
Сблизился с С.И. Мамонтовым и начал систематически посещать его творческую студию в Бутырках в Москве.
1902
Путешествовал по Италии (Рим, Флоренция, Пиза, Венеция). По дороге посетил Германию, Австрию, на обратном пути задержался в Польше (Варшава).
Участвовал в постановке драмы М. Метерлинка «Там внутри», осуществленной силами учащихся училища.
Исполнил совместно с П.В. Кузнецовым декорации к опере Р. Вагнера «Валькирия» по эскизам К.А. Коровина для Большого театра в Москве.
1902 – 1904
Занимался в высшей художественной мастерской портрета и жанра у В.А. Серова и
К.А. Коровина.
Участвовал в оформлении спектаклей к операм М. Эспозито «Каморра», К.В. Глюка «Орфей», Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» новой оперной антрепризы Мамонтова в московском театре Эрмитаж в сезоне 1902—1903.
Написаны картины «Цветущие яблони» (1902), «У гробницы Эвридики» (1902-1903), «Улица в провинции» (1903), «Цирковое представление» (1903–1904) и другие.
1903
Создал станковые произведения на тему «Театр». Картины с таким названием находятся в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, в Национальной галерее Армении.
Начал активно работать в жанре натюрморта, исполнил большое число композиций из цветов, особенно роз, и ряд декоративных мотивов на тему «розы».
1904
Закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художника.
Создал майоликовую мозаику c изображением сокола в аттике доходного дома М.В. Сокол (архитектор И.П. Машков) на улице Кузнецкий Мост в Москве.
Начал сотрудничать с только что возникшим символистским журналом «Весы».
Выступил вместе с группой художников «кузнецовского кружка» на выставке «Алая Роза» в Саратове. Представил восемь произведений, пять из них на музыкальную тему – «Ноктюрн», «Пастораль», «Пиковая дама» (музыка П. Чайковского) и другие.
С 1904 по 1907 год входил в творческое объединение «Алая роза».
Поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге.
1905
В составе группы художников «Алой Розы» участвовал на ХII выставке Московского Товарищества художников в Москве.
Началось сотрудничество с В.Э. Мейерхольдом в только что возникшей при МХТ экспериментальной Студии на Поварской. Участвовал в декорировании интерьеров студии и оформлении первого спектакля «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка.
Исполнил декорации к опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» для оперного кружка художественных исканий, которым руководили И.А. Сац и Л.А. Сулержицкий.
Написал декорации для музыкальных постановок на больших сценах: «Севильский цирюльник» Д. Россини, «Дон Жуан» В.А. Моцарта.
Исполнил две декорации к спектаклю по произведению К.Д. Бальмонта «Три расцвета» для «Театра Диониса», организованного артистом Художественного общедоступного театра Н.Н. Вашкевичем.
Оформил целиком 12-й номер журнала «Весы».
Написал «Портрет артистки Андреевой».
1906
В составе группы молодых московских новаторов-символистов принял участие в большой выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Экспонировал шесть работ.
Оформил спектакли «Гедда Габлер» Г. Ибсена, «Балаганчик» А.А. Блока в театре
В.Ф. Комиссаржевской.
Много работал в области книжной и журнальной графики – были исполнены виньетки, заставки, концовки для журналов «Золотое Руно» и «Весы».
Написал картины «Балет», «Менуэт».
1907
С 1907 по 1911 год состоял учеником в мастерской А.А. Киселева в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге.
Принял участие в выставке «Голубая Роза» семью произведениями.
С 1907 по 1910 год входил в творческое объединение «Голубая роза».
Иллюстрировал драму А.А. Блока «Король на площади».
Летние месяцы провел на юге в Сухум-Кале.
В декабре участвовал на двух выставках: 5-й Союза русских художников и «Венок. Стефанос».
Стал членом общества «Свободная эстетика».
Увлекся темой «Ночных празднеств», создал ряд произведений, слагающихся в музыкально-живописные вариации на данную тему.
Написаны картины «Голубые гортензии», «Маскарад» и другие.
1908
Коренной москвич, с 1908 года жил в Петербурге.
Вошел в состав членов Союза русских художников.
Работал над темой «Карусель». Создал несколько вариантов.
Исполнил эскизы декораций к пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» для Александринского театра в Санкт-Петербурге.
Работал над портретом В.Я. Брюсова, выполнил большое число набросков и эскизов композиции портрета.
Исполнил ряд рисунков из цикла на библейские сюжеты: «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Ноев ковчег. Сюита».
Написаны картины «Карусель», «Пионы», «Портрет художника Николая Дмитриевича Милиоти» и другие.
1909
В содружестве с режиссером Ф.Ф. Комиссаржевским работал над постановкой «Цезарь и Клеопатра» по пьесе Б. Шоу для Нового драматического театра в Петербурге.
Оформил два спектакля для «Веселого театра» в Петербурге, также поставленных Комиссаржевским: «Парикмахерская», «Черепослов, сиречь френолог» К. Пруткова и пародию на «Саломею» О. Уайльда.
Экспонировал на 6-й выставке Союза русских художников семь произведений, среди них два варианта картины «Карусель» (ныне в ГРМ и ГТГ).
Увлекся темой «Ночных празднеств», создал ряд произведений, слагающихся в музыкально-живописные вариации на данную тему.
Исполнил «Ночной праздник», «Портрет Л.П. Гусевой», картину «Мистическое собрание» по мотивам постановки 1906 года «Балаганчик» А.А. Блока.
1910
Вместе с Мейерхольдом, М.А. Кузминым и С.Ю. Судейкиным стал учредителем Дома интермедии в Петербурге, где совместно с Мейерхольдом поставил две пантомимы – «Шарф Коломбины» А. Шницлера и «Голландка Лиза» по пасторали Кузмина.
Работал с Комиссаржевским над постановкой комедии-балета «Мещанин-дворянин» Мольера для Театра К.Н. Незлобина в Москве.
Участвовал в 7-й выставке Союза русских художников.
Вышел из Союза русских художников и стал членом возрожденного «Мира искусства».
По эскизам А.Я. Головина исполнил декорации к балету «Жар-птица» И.Ф. Стравинского для Первого Русского балетного сезона С.П. Дягилева в Париже.
Разработал особый тип «картины о спектакле».
Выполнил серию станковых работ на темы «Трактиры», «Чаепития», «Весёлые дома».
Написаны картины «Вазы и цветы», «Портрет мулатки» и другие.
1911
Выступил на первой и второй выставках возрожденного «Мира искусства» в Москве и Петербурге.
Работал с Ф. Комиссаржевским над постановкой комедии-балета «Мещанин-дворянин»
Ж.-Б. Мольера для театра К.Н. Незлобина в Москве.
По предложению Комиссаржевского приступил к работе над оформлением постановки «Принцесса Турандот» по пьесе-сказке К. Гоцци для Театра К.Н. Незлобина.
Декорировал интерьер литературного кабаре «Бродячая собака» – центра культурной жизни Серебряного века в Петербурге.
Обратился к созданию циклов произведений на темы: «Трактиры», «Чаепития», «Веселые дома».
Начал писать классические «синие натюрморты».
Написаны картины «Коломбина», «Комната господина Журдена», «Турецкая церемония», «Неоконченный портрет М. Кузмина» , «Портрет Л.П. Гусевой» и другие.
1912
Продолжил работу над «Принцессой Турандот».
Оформил оперетту Кузмина «Принц с Мызы» для Литературно-художественного общества (Москва).
Написаны картины «Павильон в дворцовом саду», «Чаепитие», «Трактир», «Весна. Маскарад», «Цветы и фарфор» и другие.
Создал один из совершенных образцов «синих» натюрмортов – «Вазы, цветы и фрукты».
Погиб 14 июня во время лодочной прогулки в Териоках (ныне Зеленогорск), где по инициативе Л.Д. Менделеевой-Блок создавался театр. Перегруженная лодка перевернулась, и художник утонул (остальные пассажиры были спасены подоспевшим судном). Тело Николая Сапунова нашли только на 11-й день на кронштадтском берегу. Он был похоронен на Кронштадтском кладбище (могила не сохранилась). 23 июня в Исаакиевском соборе была отслужена панихида.
Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в музейных собраниях в России, Белоруссии, в частных собраниях в России.
Личные страницы на сайтах https://goskatalog.ru, https://www.tg-m.ru, https://rusmuseumvrm.ru, https://yavarda.ru, https://lermontovgallery.ru, https://to-priz.livejournal.com, https://nasledie30.tmweb.ru, https://www.liveinternet.ru.
Выставочная деятельность началась в 1899 году с участия в XXII выставке учеников МУЖВЗ.
Участник выставок: МУЖВЗ, 1899, 1900; ТПХВ, 1900, Москва; «Алая Роза», 1904, Саратов; МТХ, 1905, Петербург, Москва; «Венок – Стефанос», 1907/08, Москва.
Персональные выставки:
1912, 1914, 1963, 2003/2004 (ГТГ) Москва;
1913 Санкт-Петербург.
Николай Николаевич Сапунов – великолепный живописец и один из лучших сценографов в истории русского театра.
В коллекции творчество художника представлено живописным произведением.