БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович (Саратов)

1870-1905

Живописец, график. Автор декоративных панно, пейзажей, портретов.

1870
Родился 2 апреля в Саратове в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.

1873
Неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.

1881 – 1884
Учился в Александро-Мариинском реальном училище. 
Первым учителем рисования был Федор Андреевич Васильев. После смены директора училища в 1883 году, на место учителя рисования пришел выпускник Императорской Академии художеств Василий Васильевич Коновалов, у которого брал уроки рисования,
а с 1884 занимался в его рисовальном кружке.

1884 – 1887
Проходил обучение в двухклассной рисовальной школе свободного художника
И.Ф. Ананьева — первом в Саратове специальном учебном заведении, расположенном
в доме В.В. Недоноскова, которое ставило своей задачей обучение изобразительному искусству, подготовку к поступлению в Академию художеств.

1887 – 1890
Занимался в студии живописи и рисования у В.В. Коновалова и Г.П. Сальвини-Баракки.

1890 Уехал из Саратова в Москву. Поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).

1890 – 1895
С перерывами учился в МУЖВЗ у Н.В. Неврева, К.В. Лебедева, К.С. Сорокина, В.Д. Поленова и К.А. Савицкого; состоял вольнослушателем ИАХ в Петербурге (1891-1893), занимаясь у В.П. Верещагина, Б.П. Виллевальде, К.Б. Венига и в частной мастерской П.П. Чистякова. 
Летом ежегодно жил в Саратове.

1891
При поступлении в академию начинающий живописец представился Борисовым-Мусатовым: с того времени он так и подписывал свои работы. 

1894
Создал картину «Майские цветы», в которой отчетливо обозначилась основная тенденция творчества художника — натурный пленэрный этюд приобретает характер декоративно построенной композиции.

1895
Весной оставил училище, не получив аттестации. Летом совершил поездку по Кавказу и Крыму. Осенью отправился в Париж с целью продолжить художественное образование. Поступил в мастерскую Ф. Кормона, где обучался рисунку. 

1895 – 1898
Учился в Париже в мастерской Ф. Кормона.

1896
В летние месяцы в Саратове писал натурные этюды, особенно часто обнаженных мальчиков на пленэре. Сблизился с молодыми художниками-саратовцами —
П. Кузнецовым, П. Уткиным, А. Матвеевым.

1897
Летом в Саратове писал этюды к задуманной им композиции «Maternite»: «Агава», «Дама в качалке», «Девушка с агавой». Общение с молодежью продолжалось, оно приобрело характер отношений Мастера и учеников. Молодые художники были привлечены Мусатовым к работе на пленэре — писались этюды обнаженных мальчиков.
Посетил Мюнхен.

1898
Ездил в Мюнхен. После завершения обучения в Париже, операции и лечения на юге Франции в Массейе, вернулся в Саратов и написал «Автопортрет с сестрой», определивший направление поисков художника. В этой работе обозначился характер романтически вымышленной композиции, заключающей в себе как бы «эхо минувшего», определилась условно декоративная форма картины-панно, проникнутой элегическим настроением.
В «Автопортрете» наметился и тип «мусатовской девушки», близкий по образному строю понятию «тургеневская девушка», неизменный для всего последующего творчества художника.

1899
Вступил в Московское товарищество художников, членом которого был до конца жизни.
В 1900 - 1905 годах был одним из организаторов выставок товарищества в Москве.

1899 – 1900
Работал над композицией «Гармония», где ставил задачу создать станковую картину и одновременно декоративное панно, «воплотить идею гармонии, противостоящей диссонансам реальной жизни». Замысел не удался, но работа над ним принесла большую пользу при создании последующих произведений. В этот период созданы «Мотив без слов», «Осенний мотив». 

1901
Посетил усадьбу XVIII века Зубриловка под Саратовом, имение князей Прозоровских-Голицыных. Отныне это место действия большинства последующих картин художника. Первой из них стала картина «Гобелен», в которой впервые преодолена иллюзорность, непосредственность в передаче реальности, живопись приобрела качество декоративности, пронизанной глубоким лиризмом и исполненной духовности.
Написана картина «Весна».

1902
Создан «Водоем», декоративно-монументальное панно, ставшее эпохальным явлением в русском искусстве начала 1900-х годов.
За картину «Гобелен» получил первую премию на конкурсе МТХ. 

1903
Ранней весной женился на художнице Е.В. Александровой.
Летом в Черемшанах под Хвалынском на Волге начал работать над картиной «Изумрудное ожерелье», работал над портретом Н.Ю. Станюкович. Осенью исполнил композицию «Призраки», в декабре переехал из Саратова в Москву и поселился в Подольске.
Становится членом-учредителем Союза художников России.

1904
В связи с организацией персональной выставки в Германии выехал за границу — посетил Париж, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Дрезден.
Становится членом Комитета Союза художников России.
Участвовал в конкурсе, объявленном Московским управлением электрической тяги, выполнив эскизы майоликовых панно. Работал над этюдами в имении Введенское недалеко от Звенигорода.
19 декабря родилась дочь Марианна (1904 – 1991).

1904 – 1905
Создал эскизы декоративно-монументальных фресок для частного особняка в Москве на тему «Времена года»: «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер», «Сон божества».

1905
Переехал в Тарусу, где были созданы «Куст орешника», «Осенняя песнь». Начал работать над картиной «Венки васильков». Как отклик на смерть друга Н.Ю. Станюкович исполнил станковую акварель «Реквием».
Избран членом Общества искусств (Париж).
26 октября скоропостижно скончался. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки.

1910
На могиле художника установлено «Надгробие В.Э. Борисову-Мусатову» работы его друга, саратовского скульптора А.Т. Матвеева. В память о художнике место его захоронения называют Мусатовским косогором. 

2000
14 апреля, в день рождения художника, в Саратове открыт Дом-музей В.Э. Борисова-Мусатова — музей В.Э. Борисова-Мусатова, как филиала Музея имени А.Н. Радищева.

За свою короткую жизнь художник создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях,
в том числе в ГТГ, ГРМ.

Сайт художника https://www.borisovmusatov.org.

Личные страницы на сайтах http://www.exmu.ruhttps://goskatalog.ruhttps://www.sgu.ru, https://ru.wikipedia.org, https://www.culture.ru, http://bibliotekar.ru, https://veryimportantlot.com, https://www.stydiai.ru, https://animagemella1.livejournal.com.

Выставочная деятельность началась в 1890 году с участия в выставке студентов МУЖВЗ. Участник выставок МУЖВЗ (1890, 1893-1895); МОЛХ (1898-1899); 1899 Саратов;
1899 С.-Петербург; МТХ (1900-1905); «Алая роза» (1904); Мюнхенский Сецессион (1904); СРХ (1905); Осенний салон (Париж, 1905); Общество искусств (1905).

Персональные выставки: 

1904 Дюссельдорф, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Дрезден; 
1906, 1908 Санкт-Петербург; 
1907, 1916, 1917, 1973-1974 Москва; 
1909-1910 Одесса, Киев, Харьков; 
1945, 2000 Саратов; 
1970 Пермь;
1973-1974 Ленинград; 
1974-1975 Таруса.

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов – один из самых значительных мастеров символизма в русской живописи и один из самых поэтичных и одухотворенных русских художников.

В коллекции творчество художника представлено графическими произведениями.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх