Живописец, график, педагог.
1898
Родился 23 ноября в селе Городец Балахнинского уезда Нижегородской губернии в старообрядческой семье купцов–пароходчиков. В семье было четверо детей. Мать была из бедной семьи кустарей–кожевенников. Дед по материнской линии писал иконы в особом «староверском» стиле.
1907 – 1911
Учился в старообрядческой школе в Городце.
1912 – 1917
Учился в частном реальном училище Милова в Нижнем Новгороде, преподаватели рисования – В.И. Инюшкин. М.М. Милов.
Занимался в частной художественной студии по воскресеньям. За достигнутые успехи посещал занятия бесплатно.
1919 – 1920
Служил в Красной Армии в запасном инженерном батальоне, оформлял спектакли и праздники в армейском клубе.
1921 – 1924
Учился в Нижегородском художественном техникуме, в числе преподавателей –
А.В. Куприн и А.В. Фонвизин.
1924 – 1927
Учился в Ленинградском высшем художественно-техническом институте (бывшей Академии художеств) на живописном отделении в мастерской О.Э. Браза, А.Е. Карева, а также у П.Н. Филонова. Покинул институт в знак протеста против деятельности ректора Э.Э. Эссена.
1926
Проходил практику в качестве художника на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках.
Вторая половина 1920-х годов.
Входил в группу МАИ (Мастера аналитического искусства), в соответствии с принципом сделанности написал картину «Рабочий, сидящий за столом».
1926 – 1933
Работал преподавателем рисования в 216 средней школе для трудновоспитуемых детей в Ленинграде.
1928
Получил справку об окончании четырёх курсов живописного факультета.
1928 – 1930
Член общества «Круг художников».
Конец 1920-х годов
Женился на Надежде Павловне Мазайс, брак с которой продолжился до конца жизни художника.
1930 – 1969
Жил в коммунальной квартире на 2-й линии Васильевского острова, д. 55 (после войны номер дома изменился на 61), кв. 13. Квартира находилась на 6 этаже. Окна выходили на набережную Малой Невы, вид из окна запечатлен на многочисленных пейзажах художника.
1931 – 1933
Состоял в штате отдела ИЗО Ленинградского горкома.
1932
Вступил в живописную секцию Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).
1934
Получил Первую премию на выставке летних работ в Доме художника в Ленинграде.
1936
Летом поездка по Волге и Каме с Н.Ф. Лапшиным.
1936 – 1937
Работал в ЛИЖСА Всероссийской академии художеств в должности доцента архитектурного факультета на кафедре рисунка и живописи вместе с
Н.А. Тырсой и Н.Ф. Лапшиным.
1937 – 1941
Работал преподавателем (ассистентом) в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (ЛИИКС) на кафедре рисунка и живописи вместе с
Н.А. Тырсой и Н.Ф. Лапшиным.
1937
Супруги Ведерниковы усыновили девятилетнего Вильхо Фриборга, сына репрессированных соседей по квартире.
Совместно с Н.Ф. Лапшиным работал над эскизом росписи павильона «Ленинград и Северо-Восток РСФСР» (помещения, в которых была представлена Горьковская область) для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Замысел не был осуществлен.
1938
Командировка от ЛИИКСа в Новгород, где был создан ряд произведений.
Начал работать в Экспериментальной полиграфической мастерской ЛОССХа над литографиями.
1939
Командировка в составе группы преподавателей ЛИИКСа (Н.Ф. Лапшин, A.M. Романов,
Б.Я. Карамышев, Н.Л. Подбереский) в Новгород, работа с натуры над пейзажами в технике акварели.
Конец 1930-х годов
Вел занятия в студии живописи в ленинградском Доме архитектора вместе с
Н.Ф. Лапшиным, В.А. Гринбергом, Т.В. Шишмаревой, В.А. Власовым, Н.А. Тырсой.
1940
11 февраля состоялся творческий вечер А.С. Ведерникова в ЛОССХе. В августе командировка в Грузию от ЛИИКСа (вместе Н.Ф. Лапшиным, Б.Я. Карамышевым), создал серию пейзажей.
1941
Выполнил серию литографированных открыток с видами Ленинграда по эскизам
Н.Ф. Лапшина для издательства ЛОССХа. Работал маскировщиком на аэродроме, рабочим в литографской мастерской ЛОССХа.
1942
3 февраля эвакуирован из Ленинграда вместе с женой и сыном.
1942 – 1945
Эвакуация. Находился в госпитале города Волхова, прибыл в Городец, где в летние месяцы работал в колхозе, а также преподавал рисование и черчение в средней школе им.
М. Горького.
1945
В феврале вернулся в Ленинград, в ту же коммунальную квартиру на углу 2-й линии Васильевского острова и Тучковой набережной (с 1952 – набережной Макарова).
Летом, вместе с коллегой по Ленинградскому инженерно-строительному институту (ЛИСИ, бывший ЛИИКС), архитектором А.М. Романовым, ездил в творческую командировку в Пулково, Псков, Пушкин. В результате появилась серия акварелей (более 50), запечатлевших разрушение Пулковской обсерватории, городов Пскова и Пушкина.
1945 – 1960
Преподавал в ЛИСИ на кафедре рисунка и живописи, прошел путь от ассистента до заведующего кафедрой, руководил литографской мастерской института, где сам печатал свои произведения.
1946
Вновь начал заниматься литографией.
1947
Исключен из Ленинградского Союза советских художников (ЛССХ).
1948
Восстановлен в ЛССХ, перешел из живописной в графическую секцию.
1949
Летом рисовал строительство стадиона имени С.М. Кирова на Крестовском острове в Ленинграде.
Начало 1950-х годов
Прекратил работу в технике масляной живописи.
1950-е
Женился на Надежде Петровне Мазайс, брак с которой продолжился до конца жизни художника.
1954
Защитил диплом на графическом факультете Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина с присвоением звания художника-графика. Дипломная работа — серия акварелей «Пейзажи Ленинграда и Волги».
1956 – 1964
Серия цветных автолитографий «Берег Волги».
1958
Серия цветных автолитографий «Цирк».
1960
С выходом на пенсию, прекратил преподавательскую деятельность.
1964 – 1966
Серия цветных автолитографий, стилизованных под Городецкую роспись. Награжден дипломом второй степени на 2-ой Всесоюзной выставке эстампа в Киеве (1964).
1967
Серия цветных автолитографий «Наш город».
1969
Переехал в Ульянку, новый район Ленинграда, с этого года жил по адресу: ул. Бурцева,
д. 19, кв. 44. Создал большое количество пейзажей Ульянки в техниках литографии и акварели.
1971 – 1974
Период активной работы в технике акварели.
1973 – 1974
Большая серия акварельных натюрмортов.
1975
Скончался 21 января в Ленинграде, похоронен на Богословском кладбище.
Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ, в музеях Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Пскова, Чебоксар, в частных собраниях в России, Финляндии, Германии, Великобритании, Франции и других стран.
Личные страницы на сайтах: artsait.ru; art-spb.info; artpanorama.su
Выставочная деятельность началась в 1928 году с участия во 2-й выставке объединения «Круг художников» в Ленинграде. Участник многочисленных ленинградских, республиканских, всесоюзных, зарубежных (Великобритания, Германия, Китай, Польша) выставок. Участник Всемирной выставки в Брюсселе (Бельгия) в 1958 году.
Групповые выставки ленинградских художников:
1935 Москва;
1936 Баку;
1938 Новосибирск, Алма-Ата, Душанбе;
1945 Харьков, Киев, Одесса, Львов, Черновцы, Ужгород;
1946 Таллин;
1954 Пермь;
1957 Мурманск.
Персональные выставки:
1940, 1945 (совместно с А.М. Романовым), 1978, 1982 Ленинград;
1945 (совместно с А.М. Романовым) Пулково, Псков, Пушкин;
1967 (совместно с Б.Н. Ермолаевым) Берлин (ГДР);
1983, 1993, 2012 Москва;
2001 Санкт-Петербург.
Александр Семенович Ведерников — яркий представитель Ленинградской школы пейзажной живописи. Писал пейзажи (в основном ленинградские), натюрморты, в 1920-е — жанровые полотна. Работал преимущественно в графических техниках (карандашный рисунок, акварель, цветная литография).
Лучшая часть творческого наследия художника — лирические пейзажи Ленинграда, часто написанные из окна его дома на Малом проспекте Васильевского острова.
В коллекции творчество художника представлено его графическими произведениями.