КУПРИН Александр Васильевич (Москва)

1880-1960

Живописец, график, педагог. Автор нескольких статей по вопросам искусства и неопубликованных воспоминаний.

1880
Родился 10 марта в семье преподавателя уездного училища небольшого городка Борисоглебска в Воронежской губернии. Отец преподавал историю в училище, мать воспитывала детей и учила их музыке. Впоследствии Александр сохранял интерес и к этому искусству: немного сочинял и построил в московской мастерской самодельный орган.

1890 – 1893
Учился у Н.А. Евсеева в Борисоглебске.

1893
Семья переехала в Воронеж.

1893 – 1896 
Учился в воронежской гимназии. 

1896 – 1902
Смерть отца и материальная нужда заставила поступить его конторщиком в управление Юго-Восточной железной дороги.
Учился в Воронежской в вечерней бесплатной школе живописи и рисования при Обществе любителей художеств у Л.Г. Соловьёва и М.И. Пономарёва.  

1902 – 1904
Решив стать художником, продолжил художественное образование в Петербурге в частной школе-мастерской Л.Е. Дмитриева-Кавказского.
Участвовал в создании мозаичных панно для Суворовского музея в Петербурге.  

1904 – 1906
Жил в Москве, где посещал студию К.Ф. Юона и И.О. Дудина.

1906
Поступил в фигуративный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

1907
С января был переведен в натурный класс училища, где преподавал К.А. Коровин. Однако через месяц, заболев туберкулезом, был вынужден по настоянию врачей уехать в Крым.

1908
Врачи разрешают возвратиться в Москву.
Впервые посетил собрание С.И. Щукина и познакомился с М.Ф. Ларионовым, привлёкшим его к участию в выставках «Золотое руно» (1909–1910).
Посетил Ростов Великий и Торжок.

1908 – 1910
Продолжились занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у
А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, Л.О. Пастернака.
В это же время Куприн увлёкся авангардистскими веяниями в искусстве, что к 1910 году отвратило его от училища и вынудило бросить обучение.

1910-е
Становится активным участником нового творческого объединения «Бубновый валет». Художник стремился создавать яркую и выразительную живопись со свободной и энергичной манерой письма. Любимыми мотивами его изображений явились пейзажи, преобразованные им согласно постсезаннистской практике, и натюрморты.
В середине 1910-х годов начинается преподавательская деятельность.
В десятые годы написаны картины «Цветы с синей рюмкой на фиолетовой драпировке» (1910), «Турецкие фелюги. Гудауты» (1911), «Натюрморт с книгами и свечой» (1911-12), «Пейзаж. Ментона» (1914), «Завод под Москвой» (1915), «Натюрморт с бегонией, подносом и яблоками» (1916), «Лежащая обнажённая натурщица», «Натюрморт. Цветы на фоне набойки» (обе 1917), «Обнажённая натурщица с синей вазой» (1918), «Чайная лавка» (1919) и другие.

1910
Принимает участие в выставке «Бубновый валет», становится членом-учредителем художественного объединения «Бубновый валет».  

1913 – 1914
Совершает поездки в Италию и Францию.

1916 – 1918
Преподает рисование в Арбатском частном женском училище. 

1917
Становится членом художественного объединения «Мир искусства». 

1918 – 1919
Работал в Государственных свободных художественных мастерских, где, будучи ассистентом К.А. Коровина, преподавал живопись.

1920-е 
Продолжилась творческая и преподавательская деятельность. 
В начале 1920-х годов концепции «Бубнового валета» во всех отношениях (примитивизм‚ сезаннизм) исчерпали себя, но художник сохранил пристрастие к густому красочному письму как остаточному признаку «бубнововалетского» цветового буйства. Куприн возвращается к работе на пленэре, обращается к реалистическому пейзажу. Пейзажи, восточного и центрального Крыма становятся основным содержанием его творчества. Художник становится членом-учредителем художественных объединений: «Московские живописцы» (1924-25), ОМХ (1928), членом объединения «Бытие» (1926-27).
В двадцатые годы написаны картины «Весенний пейзаж» («Яблоня весной», 1922), «Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки» (1924), «Бахчисарай. Татарский дворик с виноградным трельяжем» (1926), «Бахчисарай. Чурук-Су. Полдень», «Тополя. Бахчисарай» (обе - 1927), «Бахчисарай. Эски-Дюрбе. Утро» (1928), «Москва. Кремль. Старый Каменный мост. Вечер» (1929) и другие.

1920 – 1922
Находился в командировке в Нижнем Новгороде, где руководил нижегородскими и сормовскими художественными мастерскими.  

1922 – 1925
После возвращения в Москву преподавал во Вхутемасе. 

1926
С 1926 года ежегодно ездил в Крым, в основном в Бахчисарай, где были написаны замечательные крымские пейзажи.

1928 – 1932
Работает преподавателем рисунка и живописи в Московском текстильном институте.
С июня 1929 года в учёном звании профессора по кафедре живописи.

1930-е
Продолжается творческая и преподавательская деятельность. Совершаются поездки по стране. 
Художник активно работает над индустриальным пейзажем, изображая заводы в Днепропетровске, Москве; нефтяные промыслы в Баку.
Перед войной обращается к мотивам русской природы.
В тридцатые годы написаны картины «Крымский пейзаж. Бахчисарай. Вечер. Река Чурук-су», «Металлургический завод им. Г.И. Петровского в Днепропетровске. Каупер» (обе 1930), «Баку. Нефтяные промыслы. Биби-Эйбат» (1931), «Москва. Зима. Дом правительства» (1932), «Донбасс» (1934), «Бахчисарай. Дюрбе. Полдень» (1935), «Вечер в окрестностях Бахчисарая. Пейзаж с луной и тополями» (1936), «Беасальская долина. Крым» (1937) и другие.

1940-е  
Продолжение творческой и преподавательской деятельности. Продолжаются поездки в Крым.
В сороковые годы написаны картины «Бахчисарай. Глухой переулок» (1940), «Дорога в Беасалы» (1945-46), «Могила Айвазовского у древнего армянского храма» (1946), «Замерзающее болото», «Феодосия. Карантинная бухта» (1947) и другие.

1950-е
Продолжение творческой и преподавательской деятельности. Продолжаются поездки в Крым.
Создает большие панно: «Эски-Кермен», «Мангуп-Кале» и «Качи-Кальон» (совместно с художницей и искусствоведом Е.В. Нагаевской), устраивает выставки в Бахчисарае и окрестных селах.
В пятидесятые годы написаны картины «Въезд в Бахчисарай с восточной стороны. Утро» (1950), «Бахчисарай. Вечерний пейзаж с фонтаном и луной» (1953), «Бахчисарай. Азис. Памятники мусульманской архитектуры» (1955), «Раннее утро над Бахчисараем» (1957), «Пески. Пейзаж с лодкой и женской фигурой» (1958) и другие.

1954
Избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

1956
Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

1960
Скончался 18 марта в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, во многих музеях в России, в частных собраниях в России и за рубежом.

Личные страницы на сайтах https://rah.ru, https://goskatalog.ru, https://veryimportantlot.com,  https://rusmuseumvrm.ru,  https://rusavangard.ru.

Участник выставок: 16-я МТХ (1908), 30-я ученическая МУЖВЗ (1908), 3-я «Золотое руно» (1909–1910); «Бубновый валет» (1910–1911, 1927), «Союз молодёжи» (1911); 1-я Профессионального союза художников-живописцев Москвы (1918); 5-я Государственная (1918–1919 Москва); 3-я картин (1919. Рязань); 1-я местных и московских художников (1919. Витебск); 1-я (1920. Казань); Бюро Изопрофсоюза Рабис и секции Изо подотдела искусств (1921. Горький); Первая русская художественная выставка (1922. Берлин); организованная Красным крестом (1924. Москва); Биеннале (1924, 1928, 1934. Венеция); Международная (1926. Дрезден); советского искусства (1926–1927. Харбин–Токио–Аомори); достижений Советской власти (1927–1928. Берлин–Вена–Прага–Стокгольм–Осло–Копенгаген); советского искусства (1927. Токио–Осака–Нагоя); юбилейная (1928. Москва); 4-я современных русских художников (1928. Феодосия); Художественно-кустарная (1929. Нью-Йорк–Филадельфия); «Социалистическое строительство в советском искусстве» (1930–1931. Москва); советского искусства (1930. Стокгольм; 1932. Кёнигсберг; 1933. Копенгаген); командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931, 1932. Москва); «Крым и Кавказ – здравницы СССР» (1931. Москва); Антиимпериалистическая (1931. Москва); «Художники РСФСР за 15 лет» и другие.

Персональные выставки:

1934, 1948 (совместно с Г.И. Кепиновым), 1957 (совместно с Г.И. Мотовиловым) Москва;
1977 (совместно с С.Д. Лебедевой и Н.П. Ульяновым) Ленинград.

Александр Васильевич Куприн – выдающийся русский художник и педагог.

В коллекции творчество художника представлено графическим произведением.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх