Живописец, график, сценограф, педагог.
1887
Родился 12 января в Москве в семье Ивана Яковлевича Шухаева и Александры Ивановны, урожденной Куприяновой. Крещён в московской церкви Василия Кесарийского в Тверской ямской слободе. Отец, бывший крестьянин деревни Мишуковой Короваевской волости Дмитровского уезда Московской губернии, обосновался в Москве, работал закройщиком в сапожной мастерской своего отца – деда художника. Родители умерли, когда В.И. Шухаев был ребёнком.
1897 – 1905
Учился в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище в Москве у К.А. Коровина, И.И. Нивинского, И.В. Жолтовского, С.В. Ноаковского. Успешное окончание класса чеканки принесла В.И. Шухаеву звание ученого рисовальщика.
1906 – 1912
Учёба вольнослушателем на живописно-скульптурном отделении Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
1908
Принят в учебную мастерскую живописи профессора Д.Н. Кардовского.
Начало дружбы с Александром Евгеньевичем Яковлевым.
1910 – 1912
Сотрудничал с режиссёром В.Э. Мейерхольдом. Участие вместе с А.Е. Яковлевым в качестве актёров в пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н.П. Кабричевского) и «Арлекин — ходатай свадеб» (Дворянское собрание), поставленных Мейерхольдом под псевдонимом Доктор Дапертутто.
1911
В июле женится на студентке живописно-скульптурного отделения Академии художеств Елене Николаевне Ежовой (1887–1965).
В последствии брак распался.
1912
Завершение обучения с получением звания художника за картину «Вакханалия». Статья А.Н. Бенуа «Экзамен Академии» с положительным отзывом о ней. Награда в виде пенсионерской поездки в Италию от Кружка поощрения молодых художников в Риме (русского общества в Риме).
Рождение дочери Марины.
1912 – 1914
Находился в Италии, где изучал живопись Возрождения, работал над картинами «Карусель», «Сусанна и старцы», «Поклонение волхвов» (не осуществлена).
1914
Летом вместе с А.Е. Яковлевым путешествуют по Италии, посещают Капри, где работают над двойным автопортретом «Арлекин и Пьеро» (завершен В.И. Шухаевым в начале 1960-х годов).
В ноябре досрочно возвращается в Петроград в связи с начавшейся Первой мировой войной.
1915
Начинает преподавательскую деятельность на Женских курсах высших архитектурных знаний Е.Ф. Багаевой (до 1916) и в Новой художественной мастерской (до 1917). Пишет портрет Ларисы Рейснер.
В октябре находился на Рижском фронте, где создает 35 графических портретов офицеров и солдат лейб-гвардии Уланского полка. До революции 1917 года хранились в Музее полка в Петергофе, ныне местонахождение неизвестно.
1916
В качестве вольноопределяющегося вновь отправляется на Рижский фронт. С февраля по май создает свыше 50 портретов офицеров 4-го гусарского Мариупольского Елизаветы Петровны полка — подготовительные рисунки к картине «Полк на позициях».
В июне получает отпуск из полка для работы в Петрограде над картиной «Полк на позициях» (1917, не завершена).
В июле—августе вместе с А.Е. Яковлевым копирует фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. По предложению архитектора А.В. Щусева оба начинают работу над эскизом росписи одного из залов Казанского вокзала в Москве (не осуществлено).
10 октября получает диплом об окончании Академии Художеств с присвоением звания художника.
В ноябре вместе с А.Е. Яковлевым по приглашению архитектора А.И. Таманова расписывает плафон особняка В.И. Фирсановой на Пречистенке в Москве.
1917 – 1918
Работает профессором живописи, рисунка и декоративного искусства в натурном классе Петроградского училища технического рисования барона А.Л. Штиглица.
1917
Избран членом художественного объединения «Мир искусства». Вместе с Д.Н. Кардовским, А.Е. Яковлевым и Н.Э. Радловым создает профессиональный союз живописцев «Цех святого Луки». Завершает «Портрет Е.Н. Шухаевой». Летом выполняет сангиной портрет Саломеи Андрониковой.
1918 – 1919
Руководит мастерской живописи и преподает рисунок в архитектурном классе Петроградских свободных художественно-учебных мастерских.
1918
Принимает участие в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции: создает проект оформления Николаевского моста, переименованного в мост Лейтенанта Шмидта (ныне Благовещенский).
1919
В августе женится на Вере Федоровне Гвоздевой (1896-1979).
1920
В январе вместе с женой и художниками И.А. Пуни и К.Л. Богуславской по льду Финского залива переходит российскую границу, направляясь в Финляндию.
Живёт в финских поселках Мустамяки, Райвола, пишет пейзажи, портреты, натюрморты, сюжетные картины. Написана картины «Купальщицы», «Портрет Веры Федоровны Шухаевой».
19 июня получает паспорт Особого комитета по делам русских в Финляндии для свободного проезда за границу и ждет от А.Е. Яковлева визу во Францию.
1921
В январе через Англию переезжает во Францию и обосновывается в Париже.
Летом вместе с женой и А.Е. Яковлевым проводит лето на острове Пор-Кро близ Тулона.
В декабре вместе с А.Е. Яковлевым открывает прием учащихся в созданную ими в Париже частную художественную школу (мастерскую) на улице Campagne Premiére; преподает там до 1930 года.
1921 – 1926
Наряду с другими художниками оформляет спектакли-миниатюры парижского театра
Н.Ф. Балиева «Летучая мышь» (Le Théâtre de la Chauve—Souris).
1922
Оформляет спектакли парижского театра «Балаганчик» с участием М.А. Ефремовой и
Л.А. Гаршиной. Начало сотрудничества с издательством Я.С. Шифрина «Плеяда». Работает над иллюстрациями к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
1922 – 1923
Вместе с художником А.В. Лошаковым оформляет кинофильм «Песнь торжествующей любви» (режиссёр Вяч. Туржанский; производство — «Альбатрос»); премьера — ноябрь 1923 года.
1923
Летом живёт в поселке Гран-Кан (Нормандия); пишет картину «Рыбаки» и натюрморт «Хлебы. Нормандия».
1925 – 1926
Готовит сценическое оформление опер Дж. Верди «Травиата» и П.И. Чайковского «Пиковая дама» для Русской частной оперы в Париже. Работает над иллюстрациями к трагедии
А.С. Пушкина «Борис Годунов». Вместе с А.Е. Яковлевым расписывает концертный зал в доме Ф.Ф. Юсупова на тему «Сказки А.С. Пушкина в музыке».
1926 – 1930
Преподает в Русском художественно-промышленном институте, созданном Н.В. Глобой в Париже.
1926
Создает эскизы костюмов к кинофильму «Кармен» (режиссёр Жак Фейдер; производство — «Альбатрос»); премьера — ноябрь 1926 года.
1927
Сотрудничает с парижским Театром Дуван-Торцова.
1928
Автомобильные поездки по Франции; начало работы над серией французских пейзажей. Пишет пейзажи Кассиса.
1929 – начало 1930-х
Преподает в художественной школе, основанной Т. Л. Сухотиной-Толстой в Париже.
1929
Весной пишет пейзажи Тюренна, Аржанты, летом — пейзажи юга Франции, виды городов Прованса.
1930
Вместе с А.Е. Яковлевым создает роспись в доме Годар в Париже. Пишет «Портрет мадам Годар».
Летом вместе с А.Е. Яковлевым отдыхает и работает на острове Корсика. Написана картина «Корсика».
1931
Для гостиницы в Дивонн-ле-Бен в Савойе (Франция) выполняет четыре больших живописных и восемь зеркальных (гравировка по амальгаме) панно.
1932
Через Испанию совершает поездку во Французское Марокко с целью выполнения заказов по декоративному оформлению виллы паши в Касабланке и гостиницы в Рабате. На обратном пути в Париж проводит месяц в Испании, знакомясь с памятниками литературы и искусства.
1932 – 1934
Продолжает работать в области портретной живописи. Пишет портреты
И.Ф. Стравинского, Ф.И. Шаляпина, С.С. Прокофьева, Л.И. Прокофьевой. Вместе с
А.Е. Яковлевым работает над оформлением балета–пантомимы «Семирамида» для антрепризы Иды Рубинштейн в Париже. Впервые выступает как карикатурист: для американского журнала «Vanity Fair» создает карикатуры на европейских политиков, писателей и общественных деятелей.
1935
По предложению Академии художеств СССР возвращается в СССР. Принят в члены Всекохудожника, Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ) и Московского отделения Союза советских художников СССР (МОССХ). Присвоено звание профессора.
1935 – 1937
Работает на факультете живописи и руководит персональной учебной мастерской в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств; преподает рисунок и акварель в Институте повышения квалификации архитекторов при Академии архитектуры СССР (Москва) с почасовой оплатой.
1935—1936
Готовит эскизы к спектаклю ленинградского Большого драматического театра им.
М. Горького «Каменный гость» (не осуществлено).
1936
Работает над эскизами монументальных росписей — плафона для санатория Наркомтяжпрома в Сочи и фрески для ЦПКиО им. А.М. Горького в Москве. Оформляет оперу Дж. Верди «Луиза Миллер» в Ленинградском государственном театре оперы и балета им. С.М. Кирова, создает эскизы оформления пьесы К.А. Тренева «Пугачевщина» в Киевском русском драматическом театре им. Леси Украинки и эскизы к пьесе
М. Метерлинка «Синяя птица» для постановки в Киевском театре юного зрителя.
1937
Обвинен в шпионаже, осужден по статье 58 УК РСФСР и заключен «в исправительный трудовой лагерь сроком на 8 лет» на Колыме. По тому же делу осуждена и сослана на Колыму жена художника, В.Ф. Шухаева.
1938 – 1939
Работает на лесоповале в поселке Кинжал.
1939 – 1940
Работает в ремонтном цехе 4—ой автобазы близ лагерного пункта Стрелка в бухте Нагаева и там же — художником-оформителем. Знакомство с художником Виктором Леонидовичем Темплиным, который устраивает на работу в кустарную мастерскую.
1940
Работает в проектном бюро Магадана, оформляет Центральный городской клуб им.
М. Горького (впоследствии — Магаданский музыкальный и драматический театр им.
А.М. Горького).
1941
«Фельдмаршал Кутузов» — первый спектакль, оформленный В.И. Шухаевым в театре Магаданского дома культуры им. А.М. Горького.
1941 – 1945
Оформляет спектакли театра Магаданского дома культуры им. А.М. Горького как заключенный. Неофициально является главным художником театра (до 1942 года фамилия в афишах отсутствовала). Оформляет спектакли «Игра интересов», «Давным—давно», «Полководец Суворов» и другие.
1945
29 апреля освобожден из заключения «по отбытию срока наказания», без права проживания в 16 крупнейших городах страны («минус 16»).
1945 – 1947
Продолжает как вольнонаемный работать в штате театра Магаданского дома культуры им. А.М. Горького в должности «художника-постановщика I категории». Оформляет спектакли «Испанский священник», «Женитьба Белугина», оперу «Травиата» и другие.
1947
Пишет «Автопортрет».
В конце сентября переезжает в Тбилиси по приглашению дирекции Государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова для оформления комедии А.Н. Арбузова «Встреча с юностью».
С 1 октября работает над оформлением спектакля А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».
1947 – 1948
Оформляет оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в Государственном театре оперы и балета им. З.П. Палиашвили, Тбилиси.
1948
Работает главным художником Государственного театра им. К. Марджанишвили, оформляет спектакль «Учитель танцев».
Принят в Тбилисскую академию художеств на должность профессора кафедры рисунка.
22 декабря повторный арест и заключение под стражу по делу Следственного комитета МГБ Грузинской ССР.
1949
Освобожден из-под стражи, приступает к созданию графической серии портретов деятелей литературы и искусства Грузии.
1950
Пишет пейзажи Натанеби — поселка в Западной Грузии, создает этюды для картины «Сдача чайного листа».
Принят в члены Союза советских художников Грузии. В связи с отсутствием ученого звания переведён на должность старшего преподавателя кафедры рисунка Тбилисской академии художеств.
1953
Выселение из Тбилиси. «Я снова несколько месяцев без работы, без жилья, без возможности где-либо устроиться» (из письма В.И. Шухаева).
1954
Завершает работу над картиной «Сдача чайного листа».
1955
Оформляет спектакль «Давным—давно» по пьесе А.К. Гладкова в Киевском русском драматическом театре им. Леси Украинки (режиссёр Л.В. Варпаховский). Увлечен техникой энкаустики, создает выполненный энкаустикой «Автопортрет».
1956
1 сентября Военной Коллегией Верховного Суда СССР «дело В.И. Шухаева от 4 сентября 1937 г.» пересмотрено и с 4 сентября 1956 года прекращено.
1956 – 1959
Летом продолжает писать пейзажи Цихисджвари. Совершенствует метод работы энкаустикой, создавая портреты Д.П. Гордеева и художника П.М. Блеткина.
1958
Утвержден в ученом звании профессора по кафедре рисунка.
В связи с декадой грузинского искусства в Москве награждён орденом «Знак Почёта».
1960
Начинает писать автобиографические заметки.
1961
Создает цикл картин «Марокко» по этюдам 1932 года; переписывает в новой колористической гамме некоторые французские пейзажи 1930-х годов. Пишет «Портрет Александра Сергеевича Пушкина».
1962
Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР».
1963 – 1964
Пишет портреты С.Д. Лебедевой, С.Т. Рихтера, Н.Д. Сосновской. Работает над циклом картин «Лестница жизни».
1965
Пишет натюрморты и пейзажи окрестностей подмосковной Николиной Горы; работает над циклом картин, объединённых названием «Девять ремесел, десятое — нищета».
1966
Создает цикл картин на темы абхазского народного эпоса.
1967
Пишет «Портрет студентки Академии художеств Н. Нижарадзе», натюрморт «Канделябр и книги», «Кумганы», «Гладиолусы».
1968
Написан портрет А.М. Сараевой-Бондарь.
1969 – 1970
Создает портреты Н.Д. Сосновской, В.Ф. Шухаевой, Оли Рудик.
1971 – 1972
Работает над натюрмортами «Бегония у окна», «Туесок и балкарский кувшин», «Кисти в банке и палитра с красками». Пишет «Автопортрет в красной куртке», эскиз «Квартет».
1973
Задумывает и делает первые наброски иллюстраций к повести И.С. Тургенева «Ася».
14 апреля скончался в Тбилиси. Похоронен на Сабурталинском кладбище.
Произведения художника находятся в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее изобразительных искусств им.
А.С. Пушкина, во многих музеях России и за рубежом.
Личные страницы на сайтах https://rusmuseumvrm.ru, https://mmoma.ru, https://rah.ru, https://ru.wikipedia.org, https://www.stydiai.ru, https://vladimir.bezformata.com.
Выставочная деятельность началась в 1918 году с участия в выставке картин художников группы «Мир искусства» в Петрограде. Участник выставок: 1-я Государственная свободная выставка произведений искусств (1919, Петроград), Выставка произведений русских художников (1921, Париж), Выставке картин художников группы «Мир искусства» (1921, Париж), Выставка эскизов театральных декораций и работ декоративного института за 1918-1922 г.г. (1922, Петроград), Выставка русского искусства (1924, Нью-Йорк и др. города США), 24-я Международная выставка современного искусства (1925, Питсбург, США), Выставка учеников В.И. Шухаева (1926, Париж), Выставка русского искусства (1928, Брюссель), Выставка русского искусства (1929, Копенгаген), Выставка картин московских и ленинградских художников, посвященная 25-летию художественной и педагогической деятельности Д.Н. Кардовского (1929, Москва), Выставка советской иллюстрации к художественной литературе за V лет (1936, Москва), Выставка, посвященная 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина (1937, Казань), Выставка русской живописи (1945, Флорида, США), Выставка, посвященная 150-летию со дня рождения А.С. Пушкина (1949, Калинин), Республиканская художественная выставка (1953, Тбилиси), Выставка произведений художников Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР (1954, Москва), Республиканская художественная выставка (1955, Тбилиси), Юбилейная выставка в связи с 40-летием Советской власти в Грузии (1957, Тбилиси), Выставка живописи, скульптуры, графики к первому Всесоюзному съезду советских художников (1957, Москва), Выставка изобразительного искусства Грузии (1958, Москва).
Персональные выставки:
1921 (совместно с А.Е. Яковлевым), 1929 Париж;
1927 (совместно с Б.Д. Григорьевым и А.Е. Яковлевым) Питтсбург (США);
1929 Брюссель (Бельгия), Сидней (Австралия),
1936, 1958 Москва;
1936, 1962/1963, 1968, 1988 (в залах ГРМ, совместно с А.Е. Яковлевым) Ленинград;
1954, 1962, 1967, 1969, 1971 Тбилиси;
1972 Тарту (Эстония).
Василий Иванович Шухаев – один из крупнейших живописцев и рисовальщиков в русском искусстве ХХ столетия, представитель неоакадемического направления.
В коллекции творчество художника представлено графическим произведением.