ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич (Петербург, Париж)

1887-1938

Живописец, график, театральный художник, педагог.

1887
Родился 13 июня в Петербурге в семье морского офицера. Отец Евгений Александрович Яковлев (1857-1898) – изобретатель, создатель первого в России двигателя внутреннего сгорания на жидком топливе, основатель и владелец Первого русского завода газовых и керосиновых двигателей (ныне завод «Вулкан»), на котором в 1896 совместно с фирмой «Фрезе и Неллис» был создан первый отечественный автомобиль. Мать София Петровна, урожденная Кузьмина (1859-1940)– первая среди женщин доктор математических наук. Дочь надворного советника, после смерти мужа – владелица Машиностроительного, чугунного и меднолитейного завода в Санкт-Петербурге; с 1923 жила в эмиграции в Париже.

Родственники: 
Старший брат Алексей Евгеньевич Яковлев (после эмиграции в США Алексис Джексон) — архитектор и инженер, один из первых русских авиаторов.
Младшая сестра Александра Евгеньевна Яковлева – российская и французская оперная певица, вокальный педагог. 
Племянница Татьяна Алексеевна Яковлева – французский и американский модельер женской одежды, художник-дизайнер. Возлюбленная и адресат двух любовных стихотворений Владимира Маяковского в 1928—1929 годах. 
Племянница Людмила Алексеевна Яковлева –  французская балерина, актриса, модель. 
Внучатая племянница (дочь Татьяны Яковлевой) – Франсин дю Плесси Грей, американская писательница. 

1904
Окончил реальное училище К.И. Мая в Петербурге.
В Яковлеве рано проявился талант художника.

1904 – 1905
Занимался в подготовительных Рисовальных классах Я.С. Гольдблата.

1905 – 1913
Учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. 
С 1907 года занимался в мастерской Д.Н. Кардовского, где познакомился с И.И. Бродским, Б.Д. Григорьевым, В.А. Локкенбергом и В.И. Шухаевым, с которым дружба и сотрудничество продолжались всю их жизнь.
Во время летних каникул совершал поездки в Ревель (ныне Таллинн, 1908), Германию (1909), Италию (1910), вместе с Шухаевым – по Волге и Каме (1911) и на «академическую дачу» в Вышневолоцком уезде Тверской губ. (1912), где испытал влияние увлеченного импрессионизмом Локкенберга.
В годы учебы в качестве иллюстратора сотрудничал с художественными журналами «Стрекоза» (1907–1908), «Сатирикон» (1908-1913), «Аполлон» (1910), «Новый Сатирикон» и «Нива» (1914-1918), иллюстрировал книги издательства М.Г. Корнфельда.

Уже в период ученичества, в начале 1910-х годов, сложился характерный стиль художника, отличавший его творчество в последующие десятилетия. 

1910 – 1912
Сотрудничал с режиссёром В.Э. Мейерхольдом. Вместе с Шухаевым участвовал в качестве актёра в пантомимах «Шарф Коломбины» (Дом интермедий), «Влюбленные» (дом адвоката Н.П. Кабричевского) и «Арлекин – ходатай свадеб» (Дворянское собрание), поставленных Мейерхольдом под псевдонимом Доктор Дапертутто. 

1912
Участвовал в выставке «Мир искусства», после чего был принят в общество «Мир искусства».

1913
За конкурсные картины «В бане» и «Купание», выполненные в манере позднего Ренессанса, получает звание художника и право на четырёхлетнее заграничное пенсионерство.

1913 – 1915
Вместе с Шухаевым в Италии изучает живопись Возрождения, затем отправляется в Испанию, на остров Майорка.

1916 – 1917
Вернувшись в Россию, участвует в выставке «Мир искусства» (1916), преподаёт рисунок на архитектурных курсах Е.Ф. Багаевой и в Новой художественной мастерской на Васильевском острове. Наряду со станковой, обращается и к монументальной живописи. Участвует в оформлении литературно-артистического кабаре «Привал комедиантов», расписывает совместно с Шухаевым плафон на тему «Девять муз» для московского особняка Фирсановых на Пречистенке, создаёт эскизы росписей для православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия), для зала ожидания Казанского вокзала в Москве.

1917
Вместе с Д.Н. Кардовским, Н.Э. Радловым и В.И. Шухаевым создает профессиональный союз живописцев «Цех святого Луки», в задачу которого входило возрождение профессиональных традиций старых мастеров.

1917 – 1919 
Благодаря стипендии Академии художеств, в сентябре 1917 года отправляется во вторую пенсионерскую поездку по странам Дальнего Востока. Посетил Пекин, путешествовал по Китаю, Монголии. Первую половину 1919 года жил в Японии, с рыбаками на острове Осима и учится у них подводному плаванию. Изучает китайский и японский театр, пишет портреты, делает зарисовки этнографического характера и удивительные фотографии, в том числе подводные (для этих снимков Яковлев изобрёл специальный фотоаппарат).
Находясь в Пекине, узнаёт об Октябрьской революции. В Россию художник не возвращается – никогда больше не увидит ни сына, умершего в 1918 году, ни жены, покончившей с собой в 1929 году в Берлине. (Яковлев был женат на актрисе эстрады Белле Георгиевне Шеншевой). 

1919 
Проводит выставку в Шанхае и уезжает в Париж, где снимает крошечную комнату на Монмартре.

1920
В апреле в парижской галерее «Барбазанж» проходит выставка из 169 работ на темы Востока. Художника принимает парижское общество.
Выставка художника проходят также в Лондоне.

1922
Яковлев снимает и мастерскую, и небольшую квартиру на Монмартре; вместе с
Шухаевым в мастерской они открывают школу. 
Знаменитый издатель Люсьен Вогель выпускает тиражом 150 нумерованных экземпляров роскошную книгу с пятьюдесятью его работами – «Рисунки и картины Дальнего Востока» («Les dessins et peintures d’Extrême Orient d’Alexandre Iacovleff»). Одновременно в издательстве М. де Брунов (Éditions M. de Brunoff) выходит альбом Яковлева на темы китайского театра с текстом китайского автора Чу-Кие-Кена (Chu-Chia-chien).

1924 – 1925
В качестве официального художника принимает участие в экспедиции, организованных фирмой «Ситроен», в Африку, получившей название «Чёрный рейд». Художник проехал по маршруту Сахара – Судан – Нигер – Чад – Убанги-Шари – Бельгийское Конго – Мозамбик – Мадагаскар, выполнив около трёхсот картин и рисунков о природе Африки и быте туземцев, а также большой групповой портрет участников экспедиции. 

1925 – 1926
Вместе с Шухаевым расписывает концертный зал на rue Pergolese на тему «Сказки
А.С. Пушкина в музыке».

1926
По итогам экспедиции в Африку прошла персональная выставка в Париже, имевшая большой успех. За художником закрепляется репутация непревзойденного мастера экзотических сюжетов и этнических типов.

1927
Издатель Люсьен Вогель тиражом 1020 экземпляров выпускает альбом «Зарисовки Африки» («Dessins et peintures d’Afrique»).
Популярность художника достигает апогея – Яковлев награждается орденом Почётного легиона.

1928
Путешествовал по Эфиопии с Генри Ротшильдом.
Исполнил иллюстрации к «негритянскому роману» Рене Марана «Батуала» (Maran R. «Batouala»).

1928 – 1930
Изучал древнеримскую живопись в Помпеях и копировал фрески в Неаполитанском музее.
Исполнил серию крупноформатных картин на мифологические темы в духе помпейской живописи.

1930
Вместе с Шухаевым создает роспись в доме Годар в Париже.
Летом в месте с Шухаевым отдыхает и работает на острове Корсика.

1931 – 1932
Принял участие во второй экспедиции фирмы «Ситроен» в Азию, названной «Желтый рейд». Во время экспедиции посетил Сирию, Иран, Афганистан, Монголию и Китай. Итогом поездки стала серия художественных работ, в основном, этнографического характера, но отмеченных виртуозной техникой рисунка.

1933
По итогам экспедиции в Африку состоялась выставка в Париже в особняке Ж. Шарпантье, на которой были экспонированы около 800 живописных произведений и рисунков.

1933 – 1934
Вместе с Шухаевым работает над оформлением балета-пантомимы «Семирамида» для антрепризы Иды Рубинштейн в Париже.

1934
Издатель Люсьен Вогель тиражом 720 экземпляров выпустил альбом Яковлева «Зарисовки Азии» («Dessins et peintures d’Asie». Предисловие для альбома написал востоковед
В.С. Елисеев, а годом раньше Яковлев блестяще проиллюстрировал книгу его отца, известного япониста С.Г. Елисеева «Японский театр (Кабуки)» («Le théâtre japonais (Kabuki)»), которая вышла на двух языках – в Лондоне и Париже.

1934 – 1937
Яковлева приглашают в США возглавить живописное отделение школы Музея изящных искусств в Бостоне. Он много путешествует по США и Мексике, организует выставки. 

1937
Возвращение из Америки в Париж. Последние месяцы жизни художник страдал от рака желудка.

1938 
Исполнил иллюстрации к роману Пьера Милля «Féli et M’bala l’éléphant» («Фели и слоненок М’бала»).
Умер 12 мая 1938 года в парижской больнице, после неудачной операции. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез, однако в том же году был перезахоронен на кладбище Данмуа под Парижем.

Произведения художника находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, в многочисленных музейных коллекциях и частных собраниях в России и за рубежом.

Личные страницы на сайтах https://ru.wikipedia.org, https://artrz.ru, https://smallbay.ru, https://art.mirtesen.ru, https://vellum.ru. 

Выставочная деятельность началась в 1909 году. Участвовал в отчетных академических выставках, выставках Союза русских художников (1909, 1910), в «Салоне» В.А. Издебского (1909/1910), в выставках русских художников в Лондоне (1921), Нью-Йорке (1923, 1924), Амстердаме и Гааге (1924), Париже (1928, 1929, 1930, 1932), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Уилмингтоне (США, 1932), Праге (1935), в русском отделе международных выставок в Питтсбурге (1924, 1925, 1926), Нью-Йорке (1926). В 1928 году произведения художника экспонировались на выставке «Современное французское искусство» в Москве и в залах Академии художеств в Ленинграде.

Групповые выставки «Мир искусства»:

1912, 1915 Санкт-Петербург – Петроград;
1921, 1927, 1928, 1930 Париж.

Персональные выставки:

1919 Шанхай;
1920, 1921 (совместно с В.И. Шухаевым), 1926, 1928, 1930, 1933, 1965 Париж;
1920 Лондон;
1922 Чикаго;
1927 (совместно с Б.Д. Григорьевым и В.И. Шухаевым) Питтсбург;
1928  Ленинград (в залах АХ из работ из советских собраний и репродукций картин последних лет);
1934, 1937 (обе в Музее изящных искусств), 1939, 1948 Бостон;
1934 Вашингтон;
1936, 1939, 1993 Нью-Йорк;
1938 Питтсбург, Миннеаполис;
1967 Версаль (Франция); 
1988 (в залах ГРМ, совместно с В.И. Шухаевым) Ленинград;
2004 Булонь-Бьянкур (близ Парижа);
2012/2013 Ле-Сабль-д'Олон (Франция);
2017, 2019 Москва.

Александр Евгеньевич Яковлев – один из крупнейших живописцев и рисовальщиков в русском искусстве первой трети ХХ столетия, представитель неоакадемического направления.

В коллекции творчество художника представлено графическим произведением.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх