ПИСКАРЕВ Николай Иванович (Москва)

1892-1959

График, акварелист, художник книги, педагог.

1892
Родился 7 ноября в городе Бежице Брянского уезда Орловской губернии. Николай был первым ребенком в большой семье бывшего сына крепостного Ивана Федоровича Пискарева, который в 1886 году переехал из г. Мещевска Калужской губернии в Бежицу. Там он работал на Брянском заводе, которому отдал свыше сорока лет своего труда. Мать художника, Ефросинья Степановна, была дочерью священника Рославльского уезда Смоленской губернии.

1904 
Окончил частное училище при Брянском заводе и поступил в московское Строгановское художественно-промышленное училище.

1909
Получил звание мастера скульптуры по металлу и поступил в графическую мастерскую, руководимую С.С. Голоушевым. 

1909 – 1910
Начало самостоятельной работы в качестве иллюстратора и графика в издательствах Сытина, Левинсона и Кушнерева.

1911 – 1914
Исполнил серию архитектурных пейзажей Москвы и Петрограда в технике цветной линогравюры. С 1913 года работал над дипломным проектом.
Болезнь — начало легочного процесса.

1915
Исполняет рисунки, навеянные первой мировой войной.
Участвует на выставке произведений русской и иностранной графики в галерее Лемерсье в Москве.
Музей изящных искусств приобретает семь линогравюр архитектурной серии.

1916
Лечение из-за обострившегося легочного процесса.
Окончил московское Строгановское художественно-промышленное училище, получив звание художника 1-й степени. 
В октябре в Феодосии был призван в царскую армию, но признан негодным по состоянию здоровья.
В ноябре возвратился в Москву. Начало работы в разных московских издательствах.
Участвует в трех московских выставках.

1917 – 1918
Женитьба на Людмиле Петровне Всесвятской (1917?).
За исключением месяцев лечения в Феодосии (в феврале, июне — августе 1917 года и январе — феврале, августе — сентябре 1918 года) находился в Москве. Работал секретарем изосекции профсоюза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности, одновременно — художником культурно-просветительного отдела Центросоюза, преподавал в городской школе для умственно отсталых детей (на Калужской улице).
В декабре 1918 поступил художником-инструктором во 2-е Государственные свободные художественные мастерские.
Выполнил ряд акварелей, гуашей, линогравюр и карандашных рисунков, изображающих Феодосию и ее окрестности.

1919
По июль преподает офорт во 2-х Государственных свободных художественных мастерских.
С сентября находится в Феодосии, где преподает в Феодосийском реальном училище.
Участвует на XI Государственной выставке работ Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности. Москва.

1920 – 1921
Живет в Феодосии. После окончательного установления Советской власти в Крыму (ноябрь 1920 года) заведует секцией Изо феодосийского Наробраза.
Принимает участие в спасении картин знаменитого художника Айвазовского, за что 8 мая 1921 г. ревком Феодосии объявляет его героем труда.
Создает и руководит производственной плакатно-декоративной мастерской.
Участвует в организации Феодосийских государственных художественных мастерских. Исполняет пейзажи Феодосии, морского побережья, пейзажи Киммерии.
В октябре 1921 года на основании распоряжения Наркомпроса выезжает в Москву.

1921 – 1930
Работает в должности профессора наборно-типографского, а затем книгопечатного отделения графического факультета Вхутемаса.  

1922
Иллюстрирует и оформляет драму А.В. Луначарского «Освобожденный Дон Кихот» (ГИЗ, 1922), оформляет альбом автолитографий К.Ф. Богаевского.
Участвует на 25-й выставке Московского товарищества художников. Москва.

1923
Рождение сына Всеволода (погиб во время Великой Отечественной войны). 
Исполняет ряд оформительских работ. На конкурсе книжных знаков для библиотеки Государственного издательства получает первую премию. 
Участвует на выставке картин московского общества художников «Жар-цвет».

1925
Работает по совместительству художественным редактором издательства БСЭ (Большая советская энциклопедия). 
Участвует на выставках картин московского общества художников «Жар-цвет», ленинградского общества экслибрисистов «Русский книжный знак в гравюре».

1925 – 1926
Заведует Академической типографией Вхутемаса.

1927
Работает в ксилографии. Выполняет гравюры «Десять лет Октября», ксилографии к повести А.С. Серафимовича «Железный поток» (не изданы), фронтиспис к каталогу выставки произведений К.Ф. Богаевского (Казань, изд. Центр, музея ТССР, 1927), гравюры к книге
И. Ньютона «Оптика» (ГИЗ, 1927), портрет Бетховена к «Бюллетеню Бетховенского комитета» (издан Наркомпросом РСФСР, 1927) и другие.
Участвует в 10–ти выставках: в Москве, Ленинграде, Казани, Симферополе, Феодосии; на международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге.
На выставке гравюры в Монце-Милане и Всесоюзной полиграфической выставке в Москве награжден дипломами.

1928
Исполняет отдельные ксилографии для обложек к произведениям Ч. Диккенса «Домби и сын», «Давид Копперфильд», «Лавка древностей» (изданы ГИЗ в 1929 году), «Оливер Твист» и другие.
Участвует в художественных выставках в Москве, Ленинграде и Кёльне.
В Казане проходит персональная выставка.

1929
Женитьба на скульпторе Анне Илларионовне Южаковой (1904-1969).
Исполняет переплет и титул с маркой для «Литературной энциклопедии» (издательство Комакадемии), а также наборный шрифт для художественной литературы (вариант 1928—1929 годов). Работает в технике гуаши, акварели, маслом: «Обнаженная», «Натюрморт с розовыми пионами» и другие. 
Участвует в художественных выставках в Москве, Казани, Ереване, Ленинграде, Амстердаме, Риге, Нью-Йорке и Филадельфии.

1930
Уволился с работы во Вхутеине по состоянию здоровья.
Рождение сына Георгия (умер в 1934 году).
Оформляет альбом «Художественные сокровища СССР», том I. Исполняет обложку и макет книги «Цыгане» А.С. Пушкина, обложки к книге В. Полонского «Очерки современной литературы» и книге К.Ф. Новака «Версаль» (все — ксилография), отдельные акварели, гуаши и рисунки графитными карандашами — пейзажи Звенигорода и его окрестностей.
Начинает работу над оформлением и иллюстрациями к «Анне Карениной» Л.Н. Толстого.
Участвует в художественных выставках в Берлине, Филадельфии, Стокгольме, Осло, Данциге.

1931
Работает художником-консультантом ИЗОГИЗа.
Исполняет обложки к книгам: Л. Розенталь. Как смотреть живопись, скульптуру, архитектуру. М., Изд. АХР; А. Гущин. Работа с плакатами в клубе и избе-читальне. М., Изд. АХР. Для этой же серии создает виньетку «Демонстранты везут карикатуру на фашистов» и другие (все — ксилографии). Работает также в технике акварели и гуаши. 
Участвует в художественных выставках в Москве, Чикаго, Филадельфии, Париже, Иоганнесбурге.

 

1931 – 1934
Изобрел переплеты с жестким прямым корешком. Авторские свидетельства № 29832 от 30 апреля 1933 года (по заявке 24 сентября 1931 года) и № 39071 от 31 октября 1934 года (по заявке 27 октября 1933 года) выданы бюро новизны Комитета по делам изобретений при СТО. 
Работает художником-консультантом Государственного издательства художественной литературы (ГИХЛ). Работает над оформлением и иллюстрированием «Анны Карениной» Толстого (издана ГИХЛ, 1933), над иллюстрациями и макетом книги «Тысяча и одна ночь» (не издана; гравюры частично использованы во второй книге сборника «Восток»).
Участвует в художественных выставках в Ленинграде, Кенигсберге, Иоганнесбурге.

1933
Вступление в Московский союз советских художников.
Рождение сына Ивана.
Исполняет титульный лист и фронтиспис к «Книге о живописи» Леонардо да Винчи (книга выпущена Изогизом в 1935 году), книжный знак С. И. Лобанова (все — ксилографии).
Участвует в художественных выставках в Мадриде, Марселе, Варшаве, Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфии, Нью-Йорке, Токио.
На Первой международной выставке гравюры на дереве в Варшаве награжден дипломом.

 

1934
Рождение дочери Анны.
Исполняет гравюры и оформление книги «Исповедь» Ж. Ж. Руссо (книга выпущена издательством «Academia» в 1935 году), ксилографии к V тому «Истории гражданской войны» (не изданы).
Участвует в художественных выставках в Ленинграде, Лондоне, Афинах, Стамбуле, Анкаре, Тегеране, Копенгагене, Филадельфии.

 

1935
Исполняет суперобложки, обложки, форзацы и шмуцтитулы к сборнику «Восток», книги I и II (ксилография), а также «Хлебозавод» (офорт с акватинтой).
Участвует в художественных выставках в Москве, Горьком, Берне.

1936 – 1937
Исполняет ксилографии и оформление для «Повестей Белкина» А.С. Пушкина (1936, книга выпущена в 1937 году), иллюстрации и портреты к изданию «Пушкин в Болдино» (выпущено издательством «Academia» в 1937 году), книжные знаки В.Н. Домогацкого и
Е.В. Рогозинской (оба —1937), а также «Уборка сена с поля» (1936, цветная акватинта), «Скирдование сена» (1937, цветная акватинта, офорт), «Волейбол» (1937, цветная акватинта), «Молотьба» (1937, темпера, масло), офорт для юбилейного альбома «XX лет СССР» (1937) и другие.
Участвует в 16-ти художественных выставках в Москве, Ленинграде, Софии, Копенгагене, Нанкине, Шанхае, Осло, Харькове, Евпатории, Ялте, Брюсселе.

1938
Работает консультантом и художником по разработке новых наборных шрифтов шрифтовой лаборатории ВНИИПИТа. Создает наборный типографский шрифт для художественной литературы. Изобрел станок пантограф-трансформатор для получения расширенных, суженных, а также иного вида букв определенной гарнитуры. Исполняет макет и эскизы оформления «Книги почета Всесоюзной сельскохозяйственной выставки», «Книжный знак библиотеки Дома Красной Армии».
Участвует в художественных выставках в Москве, Харькове, Лондоне.

1939
Исполняет оформление, иллюстрации и макет к «Рассказам о природе» Л.Н. Толстого (акварель; Детиздат, 1940), а также обложку, иллюстрации, макет к познавательным рассказам (акварель; в оба сборника вошли рассказы писателя из его «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения»), линогравюру «Советская молодежь».
Участвует в художественных выставках в Москве, Архангельске.

1940
Оформляет альбом «В Арктике» П. Ширшова (макет и шрифт), иллюстрирует в соавторстве с Г.А. Ечеистовым и К.И. Рудаковым рассказы и басни Л.Н. Толстого (для Детиздата).
Участвует в художественной выставке в Москве и передвижной выставке в западных областях БССР и Белостоке.

1941
Участвует в разработке темы «Классификация шрифтов по графическим признакам» в НИИПИТ.
Исполняет рисунки к детской книге А. Погорельского «Черная курица или подземные жители» (тушь, перо; переиздавалась Детгизом в 1943 и 1945 годах), «Зимний пейзаж» (гуашь), «Пейзаж военного времени» (акварель, гуашь), «Голубые сосны» (гуашь, масло).
Участвует в двух художественных выставках в Москве и передвижной выставке живописи и графики в Сталино и других крупнейших городах Донбасса.

1942
Исполняет иллюстрации к альбому «Советские женщины в Отечественной войне», иллюстрации к детским книгам: «Песенки-байки» (тушь, перо; составитель Л. Дьяконов); «Конек-Горбунок» П. Ершова (тушь, перо; переиздан Детгизом в 1944 году); «Портрет Вани» (гуашь) и другие.

1943
Исполняет иллюстрации и оформление к книге «Прометей» Эсхила для Детгиза (тушь, перо, частично — в технике деревянной гравюры), иллюстрации к рассказам Л.Н. Толстого (не изданы) и к «Избранным стихотворениям» А.С. Пушкина (тушь, перо. Детгиз), линогравюру «Зимний день».

1944
Исполняет рисунки к повести Л.Н. Толстого «Поликушка» (тушь, перо; Детгиз, 1944), линогравюру «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и другие.

1945
Исполняет иллюстрации к сказке «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова (черная акварель; Детгиз, 1945), серию линогравюр «Времена года в труде людей» и отдельные линогравюры серии «Времена года».

1943 – 1945
Активная общественная деятельность в качестве инспектора по охране памятников архитектуры Звенигорода.

1945 – 1946
Организация в Звенигороде учебно-экспериментальной мастерской и обучение учеников цветной печати художественных эстампов.

1946
Исполняет «Виды Звенигорода» (шесть открыток, цветная гравюра на оргстекле), цветную линогравюру «Март». Участвует в экспертизе проекта Государственного общественного стандарта (художественно-качественной оценки проектов ОГИЗа, взамен ОСТ 1337).

Участвует в художественных выставках в Москве и Праге.

1947
Исполняет для Детгиза иллюстрации к книге «Родные порты» (гравюры на оргстекле; книга переиздана в 1948 году). Оформляет книгу «Подмосковье» Н. Воронина и М. Ильина (цветная линогравюра). 
Участвует в художественных выставках в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Калининграде, Каунасе, Риге, Лиепае, Вентспилсе, Таллине и Тарту.

1948
Исполняет шесть открыток «Колхозный труд социалистической деревни» (цветная линогравюра), наборные украшения для издательства «Советский художник» (1947—1948). Написал рецензии на книгу «Русская наборная обложка» Н.А. Кац и работу «Акцидентный набор» Н.А. Спирова.

1949
Оформляет пьесу С. Клебанова и А. Марьямова «Юбилей» для издательства «Искусство» (ксилография).

1949 – 1950
Разработал и выполнил в материале наборные украшения для издательства «Молодая гвардия». Исполняет оформление к альбому «А.В. Суворов» (выпущен издательством «Искусство» в 1952 году). Выполняет переплет и титульный лист к «Дневнику Делакруа» («Искусство», 1950). Участвует (1950) в разработке темы «Образцы советских наборных украшений». Написал статью о наборных украшениях.

1951
Исполняет для издательства «Советский писатель» оформление и иллюстрации к книге «Флаг над сельсоветом» А. Недогонова (гравюры на дереве).

1952
Редактировал альбом «Русские рисованные шрифты советских художников» А.Г. Шицгала.
Участвует в третьей выставке художников книги в Москве.

1953
Написал статью о наборных украшениях (опубликована в журнале «Полиграфическое производство», № 3; там же воспроизведены работы художника по наборным украшениям).
Участвует в четвертой выставке работ художников книги в Москве.

1953 – 1955
Выполняет макет альбома «М.И. Кутузов» (не издан).

1954
Исполняет цветную линогравюру «Осень. Листопад».

1955
Полностью окончил и сдал в лабораторию шрифтов рисунки шрифта новой советской гарнитуры для художественной литературы (в светлом прямом и курсивном начертаниях) — результат многолетней работы. Написал статью «Роль и значение художника в создании шрифта» (опубликована в сборнике «Искусство книги. 1958—1960», выпуск третий. М., «Искусство», 1962).

1956
Исполняет цветные линогравюры «На пляже», «Библиотека имени В.И. Ленина», «Возвращение с работы», «Снегири на снегу» и ксилографию «Книжный знак С.К. Гиппа».

1957
Исполняет цветные линогравюры: «Катание с гор», «Сквер на Болотной площади», «Москва. Памятник А.С. Пушкину», «Лоси на дороге. Подмосковье».
Участвует в 6-ти выставках в Москве, в том числе в выставке графики и скульптуры в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

1958
Оформляет сборник «Книга».
Участвует в 3-х художественных выставках в Москве.

1959
Умер 12 марта в Москве. Похоронен на кладбище в Звенигороде.

Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Петрозаводска, Самары и других городов, в частных собраниях в России и за рубежом. 
Наиболее полно творчество художника представлено в Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

Личные страницы на сайтах https://mospravda.ru, https://libryansk.ru, https://fantlab.ru, http://www.artpanorama.su, https://rus-gal.ru.

Выставочная деятельность началась в 1915 году с участия в выставке произведений русской и иностранной графики в галерее Лемерсье в Москве. Участник многочисленных художественных выставок в России, в СССР и за рубежом (в Бельгии, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Иране, Испании, Италии, Китае, Нидерландах, Норвегии, Польше, США, Турции, Франции, Швейцарии, Швеции, ЮАС, Японии). 

Групповые выставки «Династия Пискаревых»:

1996 Москва;
2012 Люберцы;
2017 (2 выставки), 2021 Звенигород. 

Персональные выставки:

1928 Казань;
1963 Москва;
1970 Вологда.

Николай Иванович Пискарев — замечательный русский график, виртуозный мастер-ксилограф, владевший всеми видами гравюрной техники. Пискарев стоял у истоков советского полиграфического искусства, был автором концепции оформления книги массового тиража и идеи макетирования печатной продукции.

В коллекции творчество художника представлено графическими произведениями.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх