ЛЕМПОРТ Владимир Сергеевич (Москва)

1922-2001

Скульптор, художник, переводчик, актёр. 

1922
Родился 12 июля в Тамбове в семье учёного-агронома и учительницы словесности.

1936
Переезжает к тётке в Москву.

1936 – 1940
Учится в художественной школе.

1940
Призван на службу в Красную Армию.

1941 – 1942
Участвует в Великой Отечественной войне. За отличие в боях под Сталинградом награждён орденом Красной Звезды. В 1942 году получил тяжёлое ранение и впоследствии был комиссован из рядов Красной Армии.

1945 – 1950 
Учеба на факультете монументальной и декоративной скульптуры в Московском высшем художественно-промышленном училище (теперь - Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова) у Г.И. Мотовилова,
С.Л. Рабиновича и Л.М. Полякова.   Его дипломной работой стали барельефы «Труд» и «Наука», размещенные на фасадах Московского государственного университета на Воробьевых горах. Помогали выпускнику студенты младших курсов - В.А. Сидур и
Н.А. Силис. Еще в годы учебы они объединились в творческое трио – ЛеСС (аббревиатура первых букв фамилий Лемпорт, Сидур, Силис).

1950-е
Молодой художник с самого начала зарекомендовал себя в глазах общественности как нонконформист, посмевший выступить с критикой негласно существовавшей монополии в советской скульптуре. В 1950 году в газете «Советская культура» появилась статья
«О молодых кадрах и старых порядках» Б.П. Баркова, В.С. Лемпорта и В.А. Сидура. Авторы писали о необходимости синтеза архитектуры и скульптуры, о недостаточной организации декоративно-скульптурных работ. В следующей статье В. Лемпорта и В. Сидура «Против монополии в скульптуре», вышедшей в 1954 году в «Литературной газете», осуждалась система сосредоточения заказов в руках узкой группы лиц лауреатов сталинских премий.
В дальнейшей своей деятельности Лемпорт, Сидур и Силис всегда будут следовать заложенному в 1950-е годы. внутреннему курсу – не создавать «халтурных» работ ради денег. 
В 1950-е годы было выполнено множество монументальных скульптурных композиций, ставших неотъемлемой частью облика таких архитектурных памятников, как МГУ на Воробьевых горах (1952), стадион в Лужниках (1956).

1956
Принят в Союз художников СССР.

1960-е 
Продолжение творческой работы в монументальном искусстве, скульптуре. Материалы, в которых работает скульптор, многообразны – камень, дерево, металл, керамика, бетон. Художник занимается живописью, графикой, создает портреты-рельефы А. Эйнштейна (1964), Данте (1969).
В 1961 году творческое содружество ЛеСС распалось, но Лемпорт и Силис продолжали совместно работать над монументальными заказами. Их авторские горельефы и панно украшают фасады и интерьеры общественных зданий в городах России и за рубежом. Такие работы как Дворец Советов (1960), горельеф на здании «Каракумстрой» в Ашхабаде (1967), посольство в Лагосе в Нигерии (1968) отражающие влияние разных направлений и стилей в искусстве современности и культуре прошлых веков, сегодня являются классикой отечественного послевоенного модернизма.

Мастерская Лемпорта и Силиса была уникальным местом, где собирались писатели, поэты, переводчики, деятели театра и кино – Б.А. Ахмадулина, Н.В. Богословский, А.И. Ваксберг, А.А. Вознесенский, С.А. Герасимов, Е.А. Евтушенко, Ю.В. Никулин, В.М. Шукшин и многие другие. Известность в среде интеллигенции и личные связи В.С. Лемпорта с миром кино повлияли на то, что в этой мастерской снимались эпизоды фильма А.Н. Митты и К. Есида «Москва – любовь моя».
Владимир Лемпорт как актер снимается в кино в фильмах: 1963 Снимается в фильме «Улица Ньютона, дом 1» (1963),  «Родник для жаждущих» (1965), «Бегущая по волнам» (1967), «Вечер на Ивана Купала» (1968).

1970-е – 1990-е
Продолжение творческой работы в монументальном искусстве. Участвует в художественном оформлении гостиницы «Турист» и государственной библиотеки в Ростове-на-Дону (1973-1980), посольства СССР в Афинах (1980), театра русской драмы в Уфе (1982), зданий академгородков Новосибирска и Красноярска (1985), гостиниц «Ариадна» и «Артек» в Крыму (1986). Кроме этого, занимается станковой скульптурой, графикой и живописью. Среди наиболее известных работ портреты-рельефы физиков
Л.Д. Ландау (1975), гениев европейской культуры – Микеланджело (1972), И.-С. Баха (1994),
Л. Бетховена (1993), И. Гете (1994), выполненные из бронзы, гипса, бетона, шамота, майолики и других материалов.
Продолжилась работа в кино – Владимир Лемпорт снялся в фильме С.А. Герасимова «Любить человека» (1972).
Владимир Лемпорт был натурой увлекающейся. В любом своем увлечении он добивался великолепных результатов. Так, на одном дыхании он выучил французский язык, научился игре на гитаре, исполняя на ней почти профессионально классические пьесы. Затем им овладела страсть к переводам, в основном, песенного жанра. Позднее, изучив итальянский язык, осуществил полный перевод и иллюстрирование «Божественной комедии» Данте. 
На протяжении всей жизни В.С. Лемпорт писал статьи, эссе, рассказы, воспоминания.

2001
Скончался в результате продолжительной болезни 11 сентября в Москве. Похоронен на Кузьминском кладбище. 

Работы Владимира Лемпорта представлены в постоянных экспозициях в музее Москвы, на Поклонной горе, в парке скульптуры «Музеон», в музейных собраниях России; они также украшают фасады общественных зданий многих городов России и бывших союзных республик.

Личные страницы на сайтах https://goskatalog.ru, https://академия-строганова.рф, https://www.kino-teatr.ru, https://ru.ruwiki.ru, https://rgali.ru, https://okudshava.ru.

Выставочная деятельность началась в середине 1950-х годов. Участник многих выставок в России и за рубежом. 

Персональные выставки:

1956 (совместно с В.А. Сидуром и Н.А. Силисом), 1987 (вместе с Н.А. Силисом), 2001, 2015 (совместно с В.А. Сидуром и Н.А. Силисом) Москва.

Творческий союз В.С. Лемпорта и Н.А. Силиса стал прототипом скульпторов Ламбурга и Филина в книге В.П. Аксенова «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках» (2007). Роман был экранизирован режиссером В. Фурманом, сериал показан по Первому каналу телевидения (2016).

Владимир Сергеевич Лемпорт – выдающийся скульптор, яркий и самобытный художник, чьи работы являются классикой отечественного модернизма.

В коллекции творчество художника представлено графическими произведениями.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх