Живописец, график, искусствовед.
1900
Родилась 21 мая в селе Япринцево, Оренбургской губернии. Родители – небогатые украинские крестьяне, переселенцы из-под Киева – занимались земледелием.
1907
Семья переезжает в Актюбинск, в котором Елена поступает в начальную русско-киргизскую школу, которую окончила с отличием.
1912 – 1917
Училась в Мариинской женской гимназии.
1917 – 1920
Учеба в Прогимназии, которую окончила с отличием.
1920 – 1923
Училась на факультете общественных наук в 1-м Среднеазиатском университете в Ташкенте. По окончании университета, получила диплом преподавателя, но преподавательской деятельностью никогда не занималась.
В университете состоялось знакомство со студентом Семеном Юльевичем Волиным, ставшим ее первым мужем. Волин, член организации РСДРП (меньшевиков), находился в Туркестане в политической ссылке.
1923
Арест Волина. После суда и оглашения приговора (3 года ссылки в г. Енисейск), Нагаевская становится его женой и идет за мужем по этапу в Сибирь.
1923 – 1926
Волин и Нагаевская находились в Енисейске.
1926
Не имея права после ссылки проживать в Москве, Волин и Нагаевская жили в Саратове, готовив нелегальный отъезд за границу.
Первая попытка переезда за границу через Закавказье окончилась неудачно. Два месяца, проведенных на Кавказе в ожидании благоприятного момента для перехода границы, стали началом творческой жизни будущей художницы – она начала рисовать, писать акварелью и маслом.
Зимой состоялась вторая попытка уехать за границу в Германию на поезде с Брестского вокзала. Нагаевская в последний момент сошла с подножки вагона, оставшись в Москве.
1927Занятия на курсах росписи тканей в Москве. 1927 – 1930
Училась на Изокурсах профсоюзов Краснопресненского района у М.М. Плаксина и в студии Н.А. Удальцовой.
В конце 1920-х сблизилась с участниками Общества московских художников (бывшими членами объединения «Бубновый валет») и группы «Тринадцать». Выполнила ряд кубистических композиций и работ в духе «московского сезаннизма»: «В будущее (Полет ракеты)», «Городской пейзаж (Москва)» (обе — 1928), «Композиция с тремя фигурами» (1928–1930), «Натюрморт с красным графином» (1929), «Пейзаж с дирижаблем», «Автопортрет» (обе — 1930) и другие.
1930-е
Начиная с тридцатых годов художница работала в реалистической манере, писала пейзажи и натюрморты.
В начале 1930-х годов главной темой творчества художницы становятся пейзажи Москвы и Подмосковья, а с 1936 года – Коктебель и его окрестности.
1930
Знакомится и в 1931 году выходит замуж за талантливого художника, искусствоведа и художественного критика Александра Георгиевича Ромма.
1933
Вступает в Союз художников СССР.
1935
А.Г. Ромм и Е.В. Нагаевская покупают дачу в поселке Истра под Москвой, где проводят летние месяцы.
1936
А.Г. Ромм и Е.В. Нагаевская посещают Коктебель, где знакомятся с Марией Степановной Волошиной, вдовой знаменитого поэта и художника. В последующем Нагаевская часто приезжала в Коктебель, состояла в переписке с Марией Степановной, поддерживала её морально и материально до конца жизни.
Знакомство с Константином Федоровичем Богаевским и его женой. Совместная работа с корифеем крымского пейзажа на этюдах в Коктебеле и в Феодосии оказала большое влияние на творчество художницы. Живописные работы этого периода исполнены лирического романтизма.
После гибели Константина Федоровича, Е.В. Нагаевская до конца жизни Жозефины Густавовны поддерживала с ней дружеские отношения до конца ее жизни.
1939
Поездка в Киргизию и Узбекистан. А.Г. Ромм и Е.В. Нагаевская посетили Фрунзе (ныне Бишкек), Ташкент, Бухару и Самарканд.
1940 – 1941
Училась в пейзажной мастерской Институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей в Москве.
1941 – 1943
Жила в эвакуации во Фрунзе. В эти годы был написан цикл работ, таких как «Строительство Чуйского канала», «Город Фрунзе», «Горы Киргизии», «Цветы Киргизии».
1945 – 1949
Училась в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова на историко-искусствоведческом отделении филологического факультета.
1950
После окончания университета, имея два диплома о высшем образовании, Нагаевская не могла найти работу в Москве. Неожиданная поддержка ее бывшего научного руководителя Е.В. Веймарна помогла получить интересную для молодого художника и искусствоведа работу в Бахчисарайском историко-архитектурном музее.
Первая поездка в Бахчисарай, с которым она уже до конца жизни не расставалась.
1951 – 1952
Работала научным сотрудником в Музее пещерных городов. Занималась научной и фондовой работой, исследовала фресковую живопись пещерных городов, создала большие живописные панно: «Эски-Кермен», «Мангуп», «Качи-Кальон» для экспозиции музея, участвовала в археологических экспедициях, проводившихся музеем совместно с Институтом археологии АН СССР.
1952
19 декабря ушел из жизни Александр Георгиевич Ромм.
1953
В январе Елена Нагаевская увольняется из музея, занимается приведением в порядок архива мужа.
1950-е
В Бахчисарае происходит знакомство с известным художником Александром Васильевичем Куприным, с которым на протяжении многих лет Нагаевская поддерживала дружеские отношения и пользовалась его советами. Куприн поддержал ее желание осесть в Крыму. В пятидесятые годы в Крыму написаны картины «Руины Херсонеса», «Вблизи Фороса» (обе 1952), «Лучи солнца» (1950-1953), «Дары Крыма», «Старая слива», «Заход солнца над Яйлой», «Здесь будет виноградник» (все 1956), «Башня в Чуфут-Кале» (1958) и другие.
1955
На гонорар, полученный за искусствоведческую работу мужа «Русские монументальные рельефы», приобретен небольшой саманный татарский домик постройки 30–х годов, в котором Нагаевская прожила более тридцати лет, уезжая только на самые холодные месяцы зимы в Москву. Дом-мастерская художницы стал местом куда приезжали, жили и работали друзья-художники. Здесь в разное время бывали академик живописи А.В. Куприн, известные московские художники А.Ф. Софронова, И.А. Евстафьева, Г.Л. Ратнер – классики старшего и послевоенного поколения, крымские искусствоведы Р.Д. Бащенко и Р.Т. Подуфалый; подолгу жили художники С.Г. Пустовойт из Киева и Н. Жемчугов из Петербурга, москвичка Т.М. Фадеева и многие другие.
1960-е Продолжение творческой работы в различных техниках. Основные темы творчества — крымские пейзажи и натюрморты.
1965 – 1967
Работа над написанием путеводителя по Бахчисараю и его окрестностям. Путеводитель увидел свет в 1967 году и, в последующем, имел не одно переиздание.
1965
Организовала и провела в Бахчисарае выставку работ художников Альфонса и Нины Жаба.
1968 – 1972
Регулярно работала на творческой даче им. Д.Н. Кардовского в Переславле-Залесском, выполнила живописную и графическую серию «Русский Север» (1968 – 1972).
1970-е – 1980-е
Продолжение творческой работы в Бахчисарае и Москве.
1985
Получена творческая мастерская в Москве.
1989
Скончалась 2 февраля в Москве. Похоронена на старом Бахчисарайском кладбище, рядом со своим мужем.
1995
В Бахчисарае в доме, где жила художница открыт Мемориально-художественный музей Е.В. Нагаевской и А.Г. Ромма. К Дому-музею пристроен современный дом с выставочным залом, комнатами для приезжающих в дом художников, студентов художественных академий, лицеев, училищ и просто туристов, интересующихся творчеством Нагаевской и Ромма.
Произведения художницы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Новокузнецком художественном музее, Историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике «Новый Иерусалим», Мемориально-художественном музее Е.В. Нагаевской и А.Г. Ромма (Бахчисарай), художественных музеях Львова, Минска, Новокузнецка, Новосибирска, Нукуса, Севастополя, Симферополя, в частных собраниях России и за рубежом.
Личные страницы на сайтах: http://www.poluostrov-krym.com, http://handvorec.ru, https://rusmuseumvrm.ru, https://www.liveinternet.ru.
Выставочная деятельность началась в 1932 году в Москве на выставке Горкома художников. Участница молодежных, республиканских и всесоюзных выставок.
Персональные выставки:
1959, 1962 Бахчисарай;
1962 Старый Крым, с. Предущельное;
1964, 1993, 2013 (совместно с А.Г. Роммом) Москва;
1968/1969 Переславль-Залесский;
1970, 1980 Севастополь;
1971–1973, 2010 Симферополь.
«Художница Е. Нагаевская прожила долгую жизнь, пропустив сквозь свою судьбу все перипетии драматичного ХХ века: революции, войны, репрессии, борьбу за выживание, тяжёлый быт, утраты близких… Но благодаря художнической одарённости, эта общая канва трудной российской жизни для неё оказалась расцвечена азартными творческими исканиями и дружбой с выдающимися личностями – Б.Пастернаком, А.Цветаевой, А.Куприным, К.Богаевским, М.Волошиным, М.Шагинян и, разумеется, спутником жизни, единомышленником – талантливым искусствоведом и критиком – А.Роммом…».
(Н.М. Юрасовская; цитата по изд.: «Золотая палитра» №2 2010. С. 16).
В коллекции творчество художницы представлено акварелью из коктебельского цикла.