РУБАНОВ Иосиф Михайлович

«Сенеж. Мостик». 1946

Фанера, масло. 36х49

На обороте этюд к картине «Портрет стахановок Жандаровой и Агафоновой».
С краю надпись: Рубанов И. М. Сенеж. Мостик. 1946.
Выставки: Персональные: 1992, 2007, 2014 (ГТГ) Москва.
Публикации: Каталог выставки «Иосиф Рубанов 1903–1988». Москва, 1992; Альбом «Иосиф Рубанов 1903–1988 Живопись». Москва,. 2003. Ил. С. 65; Каталог выставки «Иосиф Рубанов 1903-1988. Наследник московских традиций». Москва (ГТГ), 2014. С. 33; Альбом «Русский пейзаж». Москва, 2014. Ил. С. 97.

Художника всегда влекла пейзажная лирика. Натура захватывала его, и он выражал трепетное к ней отношение в своих пейзажах. Известный искусствовед А.И. Морозов отмечал: «Свою высшую жизнь натура открывала художнику через такие образные категории, как свет, тон, валер, одухотворяющие пространственную среду в любом из его пейзажей. Световоздушная среда и была излюбленной живописной темой Рубанова. Как показывает традиция, подобная тема способна воплощаться только каждый раз заново, в оригинальных реализациях, неповторимых настроениях и состояниях, что Рубанов очень хорошо знал. В этом и заключалась вовсе не такая уж незначительная проблема его творчества — изо дня в день разыгрывавшаяся заново драма его очередного произведения».
(А.И. Морозов; цитата по изд.: «Иосиф Рубанов 1903-1988. Живопись». Москва, 2003. С. 3).

«Cтахановки Жандарова и Агафонова». 1954

Фанера, масло. 49х36

Справа вверху (сбоку) надпись Е.И.Рубановой: Рубанов И.М. Сенеж. Мостик. 1946 36х49.
На обороте этюд «Сенеж. Мостик».

Елена Иосифовна Рубанова вспоминает: «В 1949 или 1950-м году папа обратился-таки к «производственной» теме: портрет Антонины Жандаровой, работницы завода в Люблино, у своего станка на фоне большого цеха. Холст назывался «На вахте мира» 1950 г. х., м. 135 х 150. Я помню, как папа добросовестно над ним работал и как мучительно далеко, совсем в стороне от его живописных чаяний был этот труд. Потом была написана картина «Смена» (А. Жандарова и О. Агафонова 1954 г. х., м. 90 х 70) и портрет сталевара завода «Серп и молот» Дюжева. Несмотря ни на что, достоинство этих работ в благородной сдержанной плотности цвета и барельефной трактовке формы».

Этюд стахановок Жандаровой и Агафоновой, написанный на оборотной стороне раннего этюда, послужил основой для картины «Смена». Мастерски написанный этюд и сам обладает всеми качествами законченной картины.

Инв. КВВЖ-282

наверх