Фанера, масло. 49х36
Справа вверху (сбоку) надпись Е.И.Рубановой: Рубанов И.М. Сенеж. Мостик. 1946 36х49.
На обороте этюд «Сенеж. Мостик».
Елена Иосифовна Рубанова вспоминает: «В 1949 или 1950-м году папа
обратился-таки к «производственной» теме: портрет Антонины Жандаровой,
работницы завода в Люблино, у своего станка на фоне большого цеха. Холст
назывался «На вахте мира» 1950 г. х., м. 135 х 150. Я помню, как папа
добросовестно над ним работал и как мучительно далеко, совсем в стороне от его
живописных чаяний был этот труд. Потом была написана картина «Смена» (А. Жандарова и О. Агафонова 1954 г. х., м. 90 х 70) и портрет сталевара завода «Серп
и молот» Дюжева. Несмотря ни на что, достоинство этих работ в благородной
сдержанной плотности цвета и барельефной трактовке формы».
Этюд стахановок Жандаровой и Агафоновой, написанный на оборотной стороне раннего этюда,
послужил основой для картины «Смена». Мастерски написанный этюд и сам обладает
всеми качествами законченной картины.
Фанера, масло. 36х49
На обороте этюд к картине «Портрет стахановок Жандаровой и Агафоновой».
С краю надпись: Рубанов И. М. Сенеж. Мостик. 1946.
Выставки: Персональные: 1992, 2007, 2014 (ГТГ) Москва.
Публикации: Каталог выставки «Иосиф Рубанов 1903–1988». Москва, 1992; Альбом «Иосиф Рубанов 1903–1988 Живопись». Москва,. 2003. Ил. С. 65; Каталог выставки «Иосиф Рубанов 1903-1988. Наследник московских традиций». Москва (ГТГ), 2014. С. 33; Альбом «Русский пейзаж». Москва, 2014. Ил. С. 97.
Художника всегда влекла пейзажная лирика. Натура захватывала его, и он выражал трепетное к ней отношение в своих пейзажах. Известный искусствовед А.И. Морозов отмечал: «Свою высшую жизнь натура открывала художнику через такие образные категории, как свет, тон, валер, одухотворяющие пространственную среду в любом из его пейзажей. Световоздушная среда и была излюбленной живописной темой Рубанова. Как показывает традиция, подобная тема способна воплощаться только каждый раз заново, в оригинальных реализациях, неповторимых настроениях и состояниях, что Рубанов очень хорошо знал. В этом и заключалась вовсе не такая уж незначительная проблема его творчества — изо дня в день разыгрывавшаяся заново драма его очередного произведения».
(А.И. Морозов; цитата по изд.: «Иосиф Рубанов 1903-1988. Живопись». Москва, 2003. С. 3).