Живописец, график, теоретик искусства, драматург, литератор и педагог.
1878
Родился 24 октября в городе Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника. Отец – Сергей Фёдорович (1848—1916), свою двойную фамилию унаследовал от деда Петра, чьё прозвище «Водкин», закрепилось за потомками. Мать – Анна Пантелеевна (1857/1859—1941), из бывших крепостных крестьян, работала прислугой в семье богатых хвалынских купцов. Через неё Кузьма встретился с народной поэзией и народным творчеством. Полуграмотная женщина была «духовно настолько богатой, что сын в течение всей жизни… находил в ней главного советчика, друга исповедника» — переписка с ней фактически заменила ему дневник.
К годам учёбы в начальном четырёхклассном городском училище относятся первые литературно-художественные увлечения одарённого мальчика: «благодаря хорошему учителю» он наизусть знал многое из «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», сам сочинял стихи.
1891
Знакомство с двумя хвалынскими иконописцами, у которых наблюдает за всеми этапами создания иконы, и пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками.
1893
После окончания хвалынского городского училища приехал в Самару для поступления в железнодорожное училище, но на экзаменах провалился. и оказался в классах живописи и рисования Ф.Е. Бурова.
1893 – 1895
Оставшись в Самаре, учился в классах живописи и рисования Ф.Е. Бурова, где получил первые систематические уроки живописи и рисунка, впервые познакомился по фотографиям и гравюрам с творчеством профессиональных художников. Однако в апреле 1895 года Буров скончался и образование осталось незаконченным.
1895
Возвращение в Хвалынск. Летом в Хвалынск приезжал на отдых известный петербургский архитектор Роман Фёдорович Мельцер — к своей знакомой, купчихе и меценатке Юлии Ивановне Казариной, для которой он проектировал новый особняк. Мать юноши, работавшая горничной у сестры Казариной, показала архитектору рисунки своего талантливого сына, и они произвели на Мельцера столь сильное впечатление, что он не только посоветовал Петрову-Водкину ехать учиться в Петербург, но и принял большое участие в его дальнейшей судьбе. Не менее ценной стала и помощь Ю.И. Казариной, назначившей Кузьме Сергеевичу небольшую денежную субсидию, которую выплачивала ему регулярно в течение почти 10 лет, не считая иных затрат (к марту 1900 года её расходы на обучение Петрова-Водкина составляли около двух тысяч рублей).
1895 – 1897
Учеба в петербургском Центральном училище технического рисования барона
А.Л. Штиглица.
1897
Летом, получив согласие Мельцера и Казариной, переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
1897 – 1904
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.Н. Горского,
Н.А. Касаткина, А.Е. Архипова, Л.О. Пастернака и в мастерской В.А. Серова.
Занимался литературным творчеством (написано около 20 рассказов и 10 пьес).
1900-е
Годы профессиональной учебы и начала творческой деятельности. Совершает заграничные поездки, для знакомства с зарубежным искусством.
В это время были написаны картины «Портрет Юлии Ивановны Казариной» (1900), «Портрет матери» (1903), «Портрет жены» (1906), «Восточный танец» (1907), «Семья кочевников», «Айша», «Кафе» (все 1907—1908), «Берег» (1908), «Портрет матери» (1909) и другие. Сам Петров-Водкин в 1900-е годы считал себя художником еще неопределившимся.
1900 – 1901
Стремясь обрести материальную независимость и пользуясь любой возможностью помочь матери, в 1899 году взявшей к себе на попечение детей своего умершего брата, подрабатывал художественным проектированием и лепкой изразцов на гончарном заводе Н.П. Сорохтина в селе Всехсвятском под Москвой, различными заказами, получаемыми через Мельцера, а также частными уроками.
1901
Художественно-оформительские заработки позволили Петрову-Водкину в апреле—июле совершить свою первую поездку за границу. До Германии художник и его друг Владимир Сорохтин доехали на велосипедах, подрабатывая по дороге своими рисунками и этюдами. В Мюнхене Петров-Водкин прожил больше месяца, занимаясь в частной художественной школе А. Ажбе. Жизнь в Мюнхене, знакомство с немецким символизмом и французским импрессионизмом оказалось для художника важной вехой, изменившей его художественное мировоззрение.
На родине художника в Хвалынске установлен памятник, посвященный велопутешествию художника в 1901 году.
1902
За картину «Семья сапожника (Семья за столом)» (НИМ РАХ) награжден медалью. Сблизившись в годы учёбы с товарищами по МУЖВЗ — Павлом Кузнецовым и Петром Уткиным, — в августе выезжал с ними в Саратов расписывать церковь Казанской Божией Матери (в 1904 году эти росписи были уничтожены по решению окружного суда как неканонические).
1903 – 1904
Работал над крупным заказом — 5-метровым майоликовым панно «Богоматерь с Младенцем» для фасада строящейся по проекту Р.Ф. Мельцера церкви Спаса Целителя Ортопедического института доктора Вредена в Александровском парке на Петроградской стороне. Для того, чтобы перевести эскиз панно в майолику, художник был командирован в июле 1904 года в Лондон, где картину выполнили на керамической фабрике «Дультон» («Royal Doulton»). При участии художника панно было установлено на фасаде церкви в ноябре 1904 года.
1904
Получил звание неклассного (свободного) художника.
1905
Совершил поездку в Кострому и Нижний Новгород.
1905 – 1908
Заграничные поездки с целью изучения западноевропейского искусства: посещает Лондон, Париж, Рим, Венецию, Флоренцию, Неаполь, Геную, Северную Африку, Стамбул, Пиренеи.
1906 – 1908
Учился в Школе Ф. Коларосси и других студиях в Париже. Женитьба на француженке Марии-Маргарите Йованович.
1908 – 1927
Жил в Санкт-Петербурге-Петрограде-Ленинграде, часто бывал в Хвалынске.
1910-е
Годы поиска собственного живописного языка. Начинается преподавательская деятельность.
Художник создаёт картину «Сон» (1910), ставшую первой вехой в формировании своего индивидуального стиля, много работает над росписями храмов, создаёт ряд картин, в которых прослеживается связь с заново открытой в те годы русской иконописью.
Во второй половине 1910-х годов у художника сформировалась философско-теоретическая концепция «науки видеть», на основании которой возникла специфическая художественная система — организация символического изобразительного пространства по принципу «сферической» (или «наклонной») перспективы, возводящей сюжетно-тематическое содержание картины в «планетарную степень».
В этот переломный период рождаются многие из лучших картин Петрова-Водкина, таких как «Сон», «Язык цветов» (обе 1910), «Изгнание из рая», «Мальчики» (обе 1911), «Купанье красного коня» (1912), «Мать», «Юность» (обе 1913), «Мать», «Девушки на Волге», «Богоматери „Умиление злых сердец"» (все 1915), «На линии огня» (1916), «Утро. Купальщицы», «Полдень» (обе 1917), «Селедка», «Скрипка», «Розовый натюрморт», «Утренний натюрморт», «Автопортрет» (все 1918) и другие.
1910
Выполняет росписи церкви Василия Златоверхого в Овруче.
Венчание с Марией Федоровной, урожденной Йованович.
Входит в объединение «Мир искусства».
Начало педагогической деятельности. Становится руководителем частной художественной школы Е.Н. Званцевой.
1910 – 1915
Преподает в частной художественной школы Е.Н. Званцевой.
1911 – 1912
Преподает на курсах Общества взаимного вспомоществования русских художников. Принимает участие в работе Всероссийского съезда художников. Совершает путешествие на Кавказ.
1913
Изучает древнерусскую живопись. Выполняет роспись «Благовещение» в Морском соборе в Кронштадте.
Сотрудничает с Театром К.Н. Незлобина в Москве.
1913 – 1915
Выполняет росписи церкви в городе Бари в Италии, Троицкого собора в городе Сумы.
1914
Покупает земельный участок в южных окрестностях Хвалынска, на котором выстраивает дом-мастерскую с поэтическим названием «Красулинка».
Летом совершает поездку на Кавказ – во Владикавказ, Тифлис, Батум, Новый Афон, Сочи.
Участвует в Балтийской выставке в Мальмё (Швеция), на которой удостоен золотой медали и диплома за картину «Купание красного коня».
1914 – 1915
Пишет повесть «Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле» и выполняет иллюстрации к ней.
1916
Посещает Ферапонтово и Кирилло-Белозерский монастырь. Изучает фрески Дионисия.
1916 – 1917
Проходит службу в качестве резервиста в лейб-гвардии Измайловского полка.
1917
В марте входит в состав Комиссии Горького по делам искусств.
1918
Участвует в работе комиссии по реформе Академии художеств. Избирается профессором — руководителем мастерской живописного отделения Высшего художественного училища при Академии художеств.
Принимает участие со своими учениками в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции.
1919
Преподавал на курсах Мастерских сценических постановок Театрального отдела Наркомпроса РСФСР.
1920-е
Продолжение творческой деятельности в изобразительном искусстве и в литературе. Выступает с циклами лекций на тему искусства, ведет педагогическую и общественную работу.
С конца 1928 года состояние здоровья художника серьёзно ухудшается, в феврале 1929 года у него обнаруживают туберкулёз лёгких, обострение не выявленного ранее процесса. Врачи запрещают художнику заниматься живописью, и он предпринимает ряд попыток интенсивного лечения, чтобы вернуться в профессию.
В эти годы написаны картины «1918 год в Петрограде» (1920), «Натюрморт (с женской головой)», «Шах-и-Зинда. Самарканд» (обе 1921), «Портрет Анны Ахматовой» (1922), «После боя» (1923), «Спящий ребенок», «Париж. Нотр-Дам» (обе 1924), «Работница», «Материнство» (обе 1925), «Рабочие», «За самоваром» (обе 1926), «Семья рабочего в первую годовщину Октября», «Мать с ребенком», «Девушка в саду» (все 1927), «Смерть комиссара», «Девушка у окна» (обе 1928), «Автопортрет» (1929) и другие.
1920 – 1921
Выступает с циклами лекций на тему искусства; ведет педагогическую и общественную работу.
Принимает участие в научной экспедиции в Туркестан для обследования исторических и архитектурных памятников.
1921
Становится деканом живописного факультета петроградского ВХУТЕМАСа (бывшей Академии художеств).
1922
Рождение дочери Елены (1922 – 2008).
1923
Выходит из печати книга «Самаркандия».
1924 – 1925
Живет с семьей во Франции. Создает ряд живописных и графических работ, посвященных теме материнства и детства.
1925 – 1926
После возвращения из Франции живет в Шувалове под Ленинградом.
В 1925 году вошёл в состав членов-учредителей объединения «Четыре искусства».
1927
Поездка с семьей в Крым, где пишет картину «Землетрясение в Крыму» и портрет
М. Волошина.
1927 – 1936
Жил в Детском Селе под Ленинградом.
1929
В сентябре-ноябре лечится в Крыму и начинает работать над автобиографической прозой, очерками об искусстве.
1930-е
Несмотря на болезнь художник продолжал заниматься творческой, преподавательской (до 1932 года) и общественной деятельностью. Когда позволяло здоровье, продолжал заниматься живописью, в остальное время занимался литературной работой. В тридцатые годы были написаны картины «1919 год. Тревога» (1934), «Портрет дочери», «Весна» (обе 1935), «Дочь рыбака», «Семья командира» (обе 1936), «Новоселье» (1937), «А.С. Пушкин в Петербурге» (1937— 1938) и другие.
1930
Присвоение звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
1931
Из печати выходит автографическая повесть «Хлыновск».
1932
Вступает в Союз художников СССР. Становится первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).
1933
Из печати выходит автобиографическая повесть «Пространство Эвклида».
1934
Избирается делегатом Ленсовета XIV созыва.
1936
С февраля жил в доме рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества работников искусств — Кировский проспект, 14, кв. 20.
1936 – 1937
Ретроспективная персональная выставка (Ленинград — Москва).
1939
Скончался от туберкулеза 15 февраля в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волкового (ныне Волковского) кладбище.
На родине художника, в Хвалынске, в честь художника названа улица, открыт Дом-музей. Его именем названа Картинная галерея, входящая в состав Художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина.
1968
Выпущена почтовая марка в серии «Государственный Русский музей» с репродукцией картины Петрова-Водкина «1919 год. Тревога» (1934).
1978
Выпущена юбилейная серия почтовых марок и блок «100 лет со дня рождения К.С. Петрова-Водкина (1878—1939)» с репродукциями картин художника: «Купание красного коня» (1912), «1918 год в Петрограде» (1920), «Смерть комиссара» (1928), «Розовый натюрморт» (1918), «Утренний натюрморт» (1918), «Автопортрет» (1918).
1987
Открыта мемориальная доска на д. 14 по Каменноостровскому проспекту в Петербурге (скульптурное решение — Е.Н. Ротанов).
2004
Самарскому художественному училищу было присвоено имя К.С. Петрова-Водкина.
2016
В центре города Хвалынска установлен памятник К.С. Петрову-Водкину работы скульптора А.А. Щербакова.
Крупнейшая коллекция произведений художника хранится в Русском музее (Санкт-Петербург), значительные собрания — в Третьяковской галерее (Москва) и Хвалынском художественно-мемориальном музее (филиале Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева, Произведения художника находятся во многих музейных собраниях в России и за рубежом, в частных собраниям в России.
Личные страницы художника на сайтах https://goskatalog.ru, https://rusmuseumvrm.ru, https://histrf.ru, https://www.pravmir.ru, https://maslovka.org, [/URL][URL=https://www.culture.ru/persons/12165/kuzma-petrov-vodkin?ysclid=mamiefd0yi796631938]https://www.culture.ru.
Участие в выставках. МУЖВЗ (1899); Осенний салон (1908); Общество искусств (1908); «Золотое руно» (1909); 1909 С.-Петербург; СРХ (1909—1910); «Мир искусства» (1910-1913, 1915-1918, 1922-1924); «Союз молодежи» (1910); 1910-1911 Одесса, Киев, Харьков; Ярославское общество (1910-1915); 1912 Лондон; Архангельский кружок (1913-1914); 1913 Мальмё; 1918-1919 Петроград; 1-я Государственная 1919 Петроград; 1920 Петроград Дом искусств; 1920-1921 Петроград Дом искусств; 1921 Петроград Дом искусств; 1922 Петроград Декоративный институт; АХРР (1923); 1923 Петроград; 1923 Петроград АХ; 1924 Москва; «Жар-цвет» (1924); Венеция; 1924-1925 США; 1925 Москва ГТГ; «4 искусства» (1925, 1926, 1928, 1929); 1927 Париж; 1926 Дрезден; 1926-1927 Харбин, Токио, Аомори; 1927 Лейпциг; Юбилейная 1927 Ленинград; 1927 Москва ГМИИ; 1927 Москва ГТГ; 1927 Токио, Осака, Нагоя; 1927-1928 Берлин - Копенгаген; 1928 Брюссель; 1928 Венеция; 1928 Москва; Юбилейная 1928 Москва; Общество Костанди (1928); 1928 Питтсбург; 1928-1929 Ленинград; 1929 Москва; 1929 Самара; 1930 Берлин/2; 1930 Вена; 1930 Ленинград ГРМ; 1930 Москва; 1930 Москва ГТГ; 1930 Пермь; 1930 Питтсбург; 1930 Стокгольм, Осло, Берлин; Художники РСФСР 1932-1933; 1932 Венеция; 1932 Филадельфия; 1932 Харьков; 1933 Варшава; 1933 Копенгаген; РККА 1933-1935; 1934 Венеция; 1934-1935 Филадельфия; 1935 Ленинград ГРМ; Советский театр 1935 Ленинград; 1935 Москва «Всекохудожник»; 1935-1936 Питтсбург, Кливленд, Толедо; РККА 1938 Москва; 1939 Ленинград; 1939 Ленинград ЛОССХ; Лермонтовская 1939 Ленинград; Юбилейная АХ 1939 Ленинград; 1939 Москва ГТГ, ЦДКА.
Персональные выставки:
1909 Санкт-Петербург;
1920 Петроград;
1928, 1937, 1965, 1966, 1980, 2001, 2023 (совместно с М. Ломакиной) Москва;
1936 (ГРМ), 1937, 1947, 1966, 1978, 1980 Ленинград;
1967 Саратов, Киев, Курск, Рига, Ереван, Прага, Бухарест, София;
1971 Варшава, Будапешт.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – выдающийся русский художник, выработавший свой индивидуальный пластический язык в живописи. Используемая им организация изобразительного пространства картины по принципу «сферической» перспективы, стала его узнаваемым изобразительным знаком в мировом изобразительном искусстве.
В коллекции творчество художника представлено графическими произведениями.