Живописец, график, художник театра и кино, литератор, педагог.
1878
Родился 14 августа (по свидетельству о рождении, копия которого хранится в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге, указана дата рождения 18 августа 1878 года) в деревне Камыши Давыдовской волости Курганского уезда Тобольской губернии в бедной крестьянской семье, перебравшейся в поисках лучшей доли из-под Владимира.
1889
С одиннадцати лет служил в работниках у деревенского старосты и при любой возможности копировал лубочные картинки, которые только мог видеть в деревне.
1890
Был учеником в иконописной мастерской в городе Кургане, где отец служил у одного из купцов приказчиком.
1891
Семья художника переехала в Барнаул.
1891 – 1897
Учился в Барнаульском окружном горном училище, единственном учебном заведение города, где велось преподавание рисования. Учась на старших курсах, принимал участие в оформлении любительских спектаклей и благотворительных концертов, проходивших в Народном доме.
1897
Обществом попечения о начальном образовании был дан спектакль, средства от которого и деньги, полученные от состоятельных горожан по подписному листу, были переданы талантливому юноше для профессионального художественного образования в Санкт-Петербурге.
1897 – 1903
Учеба в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, в котором специализировался на театральной декорации, занимаясь у В.Е. Савинского,
А.Н. Новоскольцева.
В училище Никулин был одним из первых учеников по успеваемости, ежегодно участвовал в конкурсных выставках училища, получал премии. Его работы, выполненные в различных техниках, приобретались училищем.
В годы ученичества в Санкт-Петербурге тесно сходится с земляком, обучающимся у
И.И. Шишкина – Григорием Гуркиным и студентом регентских курсов Петербургской придворной певческой капеллы А.В. Анохиным. Дружбу с ними он сохранит на всю жизнь. Вместе с Гуркиным он посещает мастерскую известного пейзажиста.
По окончании училища Никулин получает Свидетельство о присвоении звания ученого рисовальщика и право на пенсионерскую поездку по Европе для знакомства с шедеврами мировой художественной культуры сроком на один год за счет Училища.
1903 – 1905
С весны 1903 по конец 1905 года Никулин находится в Европе – в начале в Париже, потом посещает Венецию, Равенну, Верону, Милан, Флоренцию, Неаполь и Рим. Два месяца живет в Швейцарии, посещает Люксембург и возвращается в Париж. Во время поездок художник знакомится с музеями, активно интересуется новейшими темами в европейской живописи, посещает выставки импрессионистов.
1904 – 1905
С осени 1904 по весну 1905 года учится в знаменитой частной академии Р. Жульена в Париже. Летом вновь посещает Италию.
В поисках собственного почерка, художник экспериментирует, осваивает приемы импрессионистического и постимпрессионистического письма, открывает для себя новое видение натуры.
1906
Летом возвращается в Барнаул, но работы по специальности не находит.
Еще находясь в Париже, Никулин получил приглашение стать преподавателем Боголюбовского рисовального училища в Саратове и с сентября приступает к исполнению обязанностей преподавателя «рисования гипсового орнамента, живой натуры (птиц и животных) и декоративной живописи».
1906 – 1917
Работает преподавателем в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове.
Эти годы оказалось самыми яркими и плодотворными в жизни художника, насыщенными поисками самовыражения в живописи, преподавании, литературе, общественной просветительской деятельности. Творческая среда оказала благотворное влияние на развитие его творческого потенциала.
В Саратове Никулин работает над декорациями и костюмами для местного театра. В альманахе «Многоугольник» публикуются его рассказы с авторскими иллюстрациями, его избирают в комиссию членов-учредителей Общества пластических искусств.
Живя в Саратове, художник не порывает связи с родным краем и каждый год на несколько месяцев приезжает на Алтай.
1908
Становится одним из членов-учредителей Общества любителей изобразительного искусства.
Летом в Барнауле состоялась его первая персональная выставка, имеющая в городе большой успех у зрителей. В конце года при участии известного ученого и общественного деятеля Г.Н. Потанина выставка была показана в Томске.
1909
Часть вырученных денег от проданных работ Никулин перечислил в фонд рисовальной школы, которую хотело открыть в Томске Общество любителей художеств, членом которого он становится.
В декабре в Саратове в залах Радищевского музея открывается его персональная выставка.
1912
На выставке Общества любителей художеств в номинации «пейзаж» получает вторую премию имени В.И. Боткина за «Зимний пейзаж».
1913
Присуждена третья премия конкурса на проект памятника А.И. Куинджи, объявленного Обществом художников имени А.И. Куинджи. Позже в ноябре 1914 года, он принял участие в открытии памятника художнику в Петербурге на Смоленском кладбище.
1918 – 1923
После революции Никулин переезжает в Барнаул и становится членом Алтайского художественного общества, вместе с Е.Л. Коровай, М.И. Курзиным, В.Н. Гуляевым и другими художниками участвует в выставках, руководит художественной студией и Алтайскими художественными мастерскими.
1923
Переезжает в Новосибирск, где руководит работой новосибирских художников.
1924 – 1945
С 1924 года он живет в Москве и работает на фабрике «Совкино» (позднее «Мосфильм»), участвует в московских выставках.
В эти годы Никулин отдавал много сил работе в кино, работая художником-фоновиком. Участвовал в оформлении картин, выпускаемых «Мосфильмом»: «Теплая компания» (1924), «Аноха», «Изящная жизнь» (обе 1932), «Город под ударом» (1933), «Новый Гулливер» (1935), «Тринадцать» (1937), «Руслан и Людмила» (1938), «Новая Москва» (1938), «Василиса Прекрасная» (1940).
В 30-е годы пробует себя как художник в мультипликации, участвует в создании мультфильмов «Лиса и Волк», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Синдбад-мореход», «Конек-горбунок» (1941).
Никулину принадлежат работы по реставрации и соавторство в архитектурных проектах.
Во время работы на Мосфильме получил свыше 14 патентов на изобретения в области кино (в частности, на непрерывный проектор и систему цветного кино).
1941 – 1944
В годы войны вместе с киностудией находился в эвакуации в Алма-Ате.
1944
Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
1945
13 сентября скончался в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище на 43 участке.
Произведения художника находятся в ГРМ, в музеях Москвы, Барнаула, Новосибирска, Новокузнецка, Саратова, Томска, Челябинска, в частных собраниях России.
Личные страницы на сайтах http://www.culture22.ru, https://fn-volga.ru, https://ru.wikipedia.org.
Выставочная деятельность началась в 1906 году в осенней выставке в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Позднее, с 1912 года, участвовал в весенних выставках при Академии художеств. Участник сибирских, саратовских, столичных и зарубежных выставок.
Всего при жизни художника подтверждено участие в 57 выставках.
В 1913 году он в числе представителей от Русской школы участвовал в Мюнхенской международной выставке.
Групповые выставки:
Участник выставок художников: «Свободное творчество» (участвовал во всех выставках, начина со второй, 1911-1918, Москва), «Современная живопись» художественного объединения «Свободное искусство» (1916-1917, Москва), «4 искусства» (1924-1931, Москва), «Объединенное искусство» («Обис» 1925, Москва), «Новая Сибирь» (1926-1931, Новосибирск), выставок Томского общества любителей художеств (ТОЛХ), Саратовского общества любителей изобразительного искусства (ОЛИИ), позднее выставок АХРРа, МОССХа.
Персональные выставки:
1908 Барнаул, Томск;
1909 Саратов (в залах Радищевского музея);
1930-е годы Москва (две выставки, экскурсоводом на них был сам автор);
1979, 1988, 1993, 2008 Барнаул (в залах Государственного художественного музея Алтайского Края).
Андрей Осипович Никулин – замечательный русский художник, считается первым алтайским импрессионистом.
Никулин был универсален в своей художественной деятельности. Он занимался не только живописью, графикой, но и музыкой, поэзией, теорией искусства. Как художник-декоратор оформлял спектакли в Саратове и Барнауле, много и успешно преподавал, а после революции круто изменил направление своей деятельности, связав свою жизнь с кинематографом, избрав новую, только формирующуюся профессию художника кино, где достиг немало успехов и получил высокое звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В коллекции творчество художника представлено эскизом русской ярмарки, выполненном в начале 20-х годов прошлого века.