КУРЗИН Михаил Иванович

1888-1957

Живописец, график.

1888
Родился в Барнауле в купеческой семье старообрядцев.

1904 – 1907
Учился в Казанской художественной школе.

1907 – 1909
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в мастерской легендарного русского импрессиониста К.А. Коровина.

1911
Совершенствовал свое профессиональное образование в Петербурге в частной художественной студии М.Д. Бернштейна. Именно в этой студии Курзин получил «прививку» новой зарождавшейся культуры – среди его соучеников были такие художники, как Мишель Ле-Дантю, В.Е. Татлин, В.М. Ермолаева, Н.Ф. Лапшин, В.В. Лебедев, которым всего через несколько лет предстояло определять пути развития авангардного искусства в России.

1912
Занимался в частной студии А.И. Савинова.
Возвращение в Барнаул.

1916 – 1917
Находился на воинской службе.

1917
После демобилизации становится одним из деятельных членов Алтайского художественного общества в Барнауле.

1918 – 1919
Перемещался между Барнаулом и Москвой, в которой участвовал в выпусках Окон РОСТА наряду с В.В. Маяковским и М.М. Черемных.

1918
Женился на художнице Е.Л. Коровай.

1919 – 1921 
По поручению А.В. Луначарского находился в командировке в Китае. Посетил Пекин, Шанхай, Харбин. Китай и его искусство произвели на Курзина сильное впечатление. Результатом поездки стала серия работ «Китайский театр» (1922), выполненная в технике автотрафарета. Следуя древнему канону китайской живописи «Чёрная тушь превыше всего», Курзин добивался необычайной выразительности силуэта.

1920 – 1921
Работал сотрудником секции охраны памятников искусства и старины Алтайского губернского отдела Народного образования. В этом качестве он много сделал для создания в городе первого художественного музея, названного Музеем изящных искусств.

1921 – 1922
Преподавал живопись и рисунок в созданных в Барнауле Алтайских губернских художественно-технических мастерских (отделение ВХУТЕМАСа). Среди его воспитанников были ставшими известными художники В.П. Маркова, П.И. Басманов,
Н.И. Чевалков и др.

1923 
Со своей женой Е.Л. Коровай и живописцем М.З. Гайдукевичем совершил творческое путешествие в Крым, на Кавказ и Среднюю Азию. Непродолжительное время жил в Крыму, работал художником в Симферопольском театре партийной школы.

1926 – 1936 
После расставания с женой живет в Узбекистане. Работает в Ташкентском театре имени Я.М. Свердлова, сотрудничает с газетами «Правда Востока» и «Комсомолец Узбекистана», занимается сатирической графикой, коллажем, плакатом. Преподает в Ташкентском художественном техникуме и в местной студии рисования. Является одним из организаторов Союза художников Узбекистана. Самые известные его произведения этого времени: «Бай агитирует», «Портрет узбека», «Старое и новое», «Чайхана». 

1927
Выступил одним из основателей творческой группы «Мастера нового Востока» (вместе с А.Н. Волковым, В.П. Марковой, В.Л. Рождественским, И.И. Икрамовым и другими).

1929
Становится председателем Ассоциации работников ИЗО в Ташкенте.

1930
Женитьба на художнице, бывшей ученице В.П. Марковой

1934
Вступает в Союз художников Узбекистана.

В середине 1930-х годов М.И. Курзин подвергся обвинениям в формализме и искажении советской действительности.

1936 
Арестован и осужден по статье № 66 Уголовно-процессуального кодекса Узбекской ССР за «контрреволюционную агитацию». Обвинен во враждебной настроенности к советской власти, высказывании террористических намерений против Сталина, антисоветской агитации. Художник был приговорен к пяти годам тюрьмы и трем годам поражения в правах и сослан на Колыму.

1936 – 1945
Находился в лагере на Колыме. 

1945 – 1948 
После освобождения в 1945 году М.И. Курзин возвратился в Узбекистан без права проживания в Ташкенте. Несмотря на репрессии в том же году его включают в список членов Союза художников Узбекистана. Жил на поселении в Бухаре. Женился
на В.В. Лейтус.

1948
Новый арест за самовольный выезд в Ташкент. Художника снова обвинили в антисоветской деятельности. Курзин был осужден на восемь лет и сослан в Красноярский край.

1948 – 1954
Художник находился на поселении в сибирской деревне Ярцево, расположенной неподалеку от места ссылки В.И. Ленина – села Шушенское.

1954
После смерти Сталина, с Михаила Курзина была снята судимость. Художник вернулся в Узбекистан и поселился в Нукусе.

1954 – 1957
После каторги, до конца жизни художник продолжал работать, писал натюрморты и портреты. Эти произведения отличаются повышенной экспрессией, а в портретах стариков и старух из дома престарелых остро чувствуется любовь к людям, которых не пощадило время.

1957
В канун 1 мая Михаил Иванович Курзин скончался в Ташкенте от рака. Похоронен на Боткинском кладбище в Ташкенте.

При каждом аресте художника всё его имущество (картины, рисунки) изымалось органами НКВД и большая честь его творческого наследия погибла.

Произведения художника находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном художественном музее Алтайского края, Челябинском музее изобразительных искусств, Каракалпакском государственном музее искусств имени
И.В. Савицкого в Нукусе, Музее искусств Узбекистана в Ташкенте. 

Личные страницы художника на сайтах http://nkvd.tomsk.ru,  https://mytashkent.uz http://tramvaiiskusstv.ru

Точных сведений о выставочной деятельности художника нет. Известно, что в 1929 Курзин организовал в Новосибирске выставку 120 произведений пяти ташкентских авторов –
М. Курзина, В. Гуляева, А. Волкова, М. Гайдукевича, С. Мальта.

Михаил Иванович Курзин принадлежит к числу наиболее ярких и самобытных художников 1920-х – 1930-х годов. В раннем творчестве прошел через увлечение символизмом, кубизмом, примитивом. Для произведений характерны поиски пластической выразительности, декоративность, насыщенность цвета, стилизация.

В коллекции творчество художника представлено этюдами.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх