ИСУПОВ Алексей Владимрович (Вятка, Рим)

1889-1957

Живописец, график.

1889
Родился 10 марта в Вятке (после 1934 года – г. Киров) в семье мастера по иконостасному делу, резчика по дереву и позолотчика Владимира Петровича Исупова (1865-1933).
Мать художника – Елизавета Петровна (1867-1952). 
Отец, надеясь, что сын пойдет по его стопам, с юных лет приучал его к разным ремёслам. Но почувствовав в мальчике неодолимую тягу к искусству, решил не мешать ему самостоятельно выбирать дорогу в жизни.

1889 – 1903
Семья жила в Самаре, где Алексей окончил четвертое приходское сельское училище (1902).

1903
Возвращение семьи в Вятку.

1903 – 1904
Обучался в иконописной мастерской А.М. Черногорова.

1904 – 1908 Обучение в иконописной мастерской В.И. Кротова.

1908
Переезд в Москву, занятия в школе-студии И.И. Машкова и А.Н. Михайловского. 

1908 – 1913
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ) у А.Е. Архипова, А.М. Васнецова, С.В. Малютина, в мастерской В.А. Серова и К.А. Коровина.

1909
Становится членом Вятского художественного кружка.
Написана картина «С берегов Вятки».

1910 – 1914
Еще не окончив профессиональное обучение, начал активную художественную и выставочную деятельность. До Первой Мировой войны принимал участие в конкурсах живописи в Москве и Петербурге, в международных выставках в Америке и Чехии. 
Работы художника репродуцировались в журналах «Вершины», «Солнце России», «Лукоморье», «Нива», «Огонек».

1910 
Создал первую экспозицию Вятского художественно-исторического музея и исполнил его вывеску. Занимался реставрацией картин музея. 
Получил премию имени А.И. Куинджи за «С берегов Вятки».
Написаны картины «Монастырь», «Зимний пейзаж», «Пейзаж с монастырской стеной» и другие.
Начало участия в выставках Союза русских художников (СРХ).

1911
Написал пять икон для иконостаса церкви села Бельское Глазовского уезда Вятской губернии.
Написаны картины «Старая Москва», «На станции», «Портрет Т.И. Васнецовой, супруги А.М. Васнецова», «Северный пейзаж» и другие.
Получил свидетельство о негодности к воинской службе.

1912
Написал икону святой мученицы Параскевы и святого Николая Чудотворца, подарив ее Пятницкой церкви в Вятке, где был крещен. 
Стал одним из организаторов Второй художественной выставки Вятского художественного кружка, на которой было представлено более 100 работ московских художников.
Поездка на Урал, жил в г. Златоусте. Написаны картины «Сиреневые сумерки», «Деревенский пейзаж», «Пейзаж с озером», «Сад».

Начал экспонировать работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).
Картина «Сад» приобретена с выставки СРХ в Музей Императорской Академии художеств.

1913
Женился на дочери Оренбургского купца Тамаре Николаевне Ивановой. Вместе с ней совершил поездку по Волге и Крыму. В это же время путешествовал по Уралу.
Написаны картины «Подводы на улице старой Москвы зимой», «Поля весной», «После дождя», «Лесное озеро», «В поле. Жатва» (1913-1914) и другие.

1914
Совершил поездки по Крыму и Кавказу.
Написаны картины «Русская деревня», «Степная невеста (Киргизская невеста)», «Прижизненный портрет Пимена Максимовича Сафронова, старовера-федосеевца, иконописца из Причудья» и другие.

1915
Совершил поездку на Урал, после чего был мобилизован в армию, солдатом во второй стрелковый запасной полк и направлен в Среднюю Азию, в Ташкент.
Написаны картины «Автопортрет», «Пикник», «Сосновый лес и стог сена» и другие.

1916
23 июня получил удостоверение, что командируется в Самарканд в распоряжение Комиссии по охране и реставрации памятников старины и искусства для проведения намеченных комиссией работ.
Периодически выезжает в Самарканд.
Написаны картины «Пасхальная ночь», «Деревенский ландшафт», «Портрет полковника Н.Ф. Халецкого» и другие.
Становится членом ТПХВ.

1917
2 декабря освободился от воинской службы по болезни (костный туберкулез) без зачисления в резервное ополчение.
Написаны картины «Зимний пейзаж. Сумерки», «Крестьянин с телегой», «Портрет
М.Н. Ивановой» и другие.

1918 – 1921
Жил в Средней Азии, посетил Ходжикент, Чимган, Бричмуллу, исполнил зарисовки архитектурных памятников Ташкента, Самарканда, Бухары, копировал мозаичные панно.
Входил в литературно-драматическую секцию художественного совета Туркестанского народного университета, оформлял журнал «Юный туркестанец». 

1918
В январе выезжал из Ташкента в Москву, где был прооперирован П.И. Постниковым,
в связи с болезнью суставов, лечился в Соль-Илецке Оренбургской губернии.
В мае вернулся в Ташкент, работал художником оформителем.
Написаны картины «Вечерний пейзаж», «У монастырской лестницы», «Старая Москва. Нескучный сад», «Портрет жены художника», «Натюрморт с купавками», «Базар в Самарканде», «Шелковый ряд» и другие.

1919 – 1920
Преподавал в натурном и общеобразовательном классах Туркестанской краевой народной художественной школы и работал художником-оформителем. Среди его учеников были Н.Г. Карахан, Б.А. Лавренев, М.В. Куприянов, С.А. Чуйков и другие. 

1920 – 1921
Работал в комиссии по охране и реставрации памятников Самарканда в качестве ответственного художника и заведующего художественной секцией. Вместе с художником И.С. Казаковым создал акварельные копии с древних мозаичных панно для альбома «Улугбек». Создал серию восточных пейзажей и жанровых сцен: «Узбеки в чайхане»,
«В старом Туркестане», «Самарканд», «Базарный ряд. Биш-Агач», «Самарканд. Ювелирный ряд» и другие.

В Самарканде художник создал серию картин, стилистика которых сложилась на основе своеобразной авторской интерпретации приемов, характерных для восточной миниатюры и древнерусской иконы. В новой для себя технике темперной живописи были написаны картины «Старший брат», «Узбечка», «Женщина, предлагающая чай и фрукты», «Комедиант», «Продавец фарфора», «Мать и дети», «Киргизская семья», «Музыкант с дутаром» и другие.

1921
В октябре переезжает в Москву.

1922
Вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Создает альбом «Великая революция и жизнь Красной армии». Написан портрет художника
Н.Н. Хохрякова.

1922 – 1924
Пишет картины на революционные темы: «Минусинская ссылка», «Ликвидация красными десанта Назарова», «Бой у Аральского моря». Исполняет по заказу правительства портреты государственных деятелей, по заданию АХРР работает над картиной «В.И. Ленин, играющий в шахматы». 

1924
После второй операции проходит реабилитацию в Соль-Илецк на грязевой курорт в Соль-Илецке. Получает рекомендательное письмо от художников Аполлинария и Виктора Васнецовых для приёма в члены Комитета по улучшению быта учёных.

1925
Работал над эскизами этикеток по заказу отдела Туркестанского треста «Турквино».
Написаны картины «Две крестьянки», «Весенний пейзаж» и другие.

1926
В феврале выехал в Италию для лечения костного туберкулёза.
На протяжении затянувшейся более чем на тридцать лет командировки Исупов мечтал вернуться на родину, считая себя советским художником, но не мог покинуть Италию из-за серьёзных проблем со здоровьем.
Провел первую персональную выставку в Риме. 

Конец 1920-х – 1940-е
Итальянский период творчества был успешным. Художник много работал – писал пейзажи Италии, жанровые сцены, романтические портреты девушек с цветами. Любил изображать лошадей. Продолжал свою туркестанскую серию, по памяти писал картины русской природы. Уже после первой итальянской выставки Исупова признали не только критики, но и известные итальянские художники — Джорджио Никодеми, Микеле Бианкале, Гарцолини Иролли, Ди Санти и другие. 
В Риме Исупов заслужил большую популярность как портретист. Коммерческий успех художника позволил ему приобрести виллу и мастерскую в центре Рима. 
Выставку в Неаполе в 1934 году неоднократно посещал Максим Горький.
В Италии художник тесно общался с послом СССР в Риме Д.И. Курским, его мастерскую посещали приезжавшие в Рим С.Т. Конёнков, А.М. Герасимов, П.Д Корин, Ф.С. Богородский, Г.Г. Ряжский.
В 1920-е годы картины Исупова продолжали появляться и на советских выставках.
В Италии написаны картины «Капри» (1927), «Женщина из Сканно», «Итальянки с детьми» (обе 1928), «Прогулка», «Портрет жены с корзиной цветов», «Портрет жены художника. За прялкой» (все 1930-е), «Портрет женщины в белой кофточке» (1935), «Женщина в черных перчатках» (1937), «Портрет синьоры Мовиа в белой накидке» (1938), «Женский портрет в саду» (1940),«Женщина с подносом» (1942), «Автопортрет с собакой Ватрушкой» (1943), «Перед зеркалом», «Автопортрет» (обе 1944), «Скаковые лошади», «Натюрморт с лимонами» (обе 1946), «Сидящая натурщица с поднятыми руками», «На улице у киоска с журналами», «Женщины в парке», «Натюрморт с маской» (все 1947), «Натюрморт с подносом», «Натюрморт с гипсовой маской» (обе 1948) и другие.

1929
В Москве в Госиздате тиражом 13000 экземпляров был выпущен набор из 25 открыток «Туркестан. Серия открытых писем А. Исупова».

1943 – 1944
Принимал участие в движении итальянского Сопротивления фашизму. В мастерской художника в Риме находилась конспиративная квартира. 
Позже исполнил ряд картин на военную тему.

1945
В года в Галерее современного искусства в Риме прошла большая персональная выставка.
На итальянском и английском языках вышла первая монография о творчестве Исупова, написанная М. Бианкале.

1948
В Международной художественной галерее в Милане состоялась последняя прижизненная персональная выставка.

1949
В Италии опубликована вторая книга о творчестве Исупова — монография Дж. Никодеми.

1950-е
В последние годы жизни писал в основном натюрморты; из-за прогрессирующей болезни, затрудняющей движение рук, работал мало. 

1957
Скончался 17 июля в Риме. Похоронен на Римском протестантском кладбище Тестаччо, где покоятся К.П. Брюллов, П.Н. Орлов, братья А.А. и П.А. Сведомские, В.И. Иванов и другие.

1958
Вдова художника, Тамара Николаевна подарила девятнадцать картин Третьяковской галерее.

1966
Тамара Николаевна вернулась в СССР и по завещанию мужа передала Министерству культуры всю римскую коллекцию работ. Бóльшая часть, около 300 произведений (80 живописных и более 200 рисунков) поступила в фонды Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых.

Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Вятском художественном музее, в Музее НИИ РАХ в Санкт-Петербурге, в музеях Архангельска, Иркутска, Мичуринска, Новосибирска, Омска, Севастополя, Южно-Сахалинска, Хабаровска, Ярославля, в галерее Уффици во Флоренции, в галереях современного искусства Рима, Милана, Неаполя и Генуи, в частных собраниях в России и за рубежом.

Личные страницы на сайтах https://www.tg-m.ru, https://goskatalog.ru, https://artrz.ru, https://www.stydiai.ru, https://artinvestment.ru, https://yavarda.ru, https://collectart.ru, https://pro100-mica.livejournal.com, https://dzen.ru.

Выставочная деятельность началась в 1906 году с участия во 2-й художественной выставке в Вятке. Участник 3-й, 4-й и 5-й художественных выставок в Вятке (1907 – 1909), ученических выставок МУЖВЗ (1909 – 1913), выставок в галерее Лемерсье (1910, 1913/1914, 1915), выставок МОЛХ (1910), Вятского художественного кружка (1910, 1912, 1913/1914), Весенних выставок в залах ИАХ (1911, 1913), СРХ (1910 – 1916, 1923), ТПХВ (1912 – 1924), АХРР (1923 –1924), ОХР (1927).
Произведения художника экспонировались на Передвижной выставке русского искусства по Америке (1924 – 1925) и на Первой Государственной передвижной выставке картин (по маршруту Москва–Саратов–Царицын–Казань–Нижний Новгород, 1925).
В 1926 во Дворце труда профсоюзов была показана картина «Проводы Ленина в колонном зале», посвященная похоронам вождя. 

Персональные выставки:

1926, 1928 (совместно с А.В. Ганзеном и Дж. Микале), 1933, 1945 Рим (Италия);
1929, 1930, 1931, 1934, 1948 Милан (Италия);
1931 Гаага (Голландия);
1934 Генуя, Флоренция, Неаполь (Италия);
1935 Ливорно (совместно с М. Кашелла и Дж. Ромити), Бергамо, Триест (Италия);
1937 Триест, Турин (Италия);
1939 Триест;
1946 Неаполь;
1971, 1974, 1988/1989, 2016 Киров;
1973, 1991 Москва;
1977 Ташкент;
2004/2005 Ижевск;
2013 Йошкар-Ола.

«Алексей Владимирович Исупов – талантливый русский художник, в середине XX века принадлежавший к артистическим кругам Италии и широко известный за рубежом, на долгие годы был забыт в России. А между тем это мастер яркого многогранного дарования. Сформировавшись в рамках московской живописной школы, он многое воспринял из искусства импрессионистов и мастеров эпохи итальянского Возрождения, но сохранил самобытность и остался верен идее «воплощения великой красоты всего живого», которая волновала поколение живописцев рубежа XIX-XX столетий».

(Опубликовано на сайте https://www.tg-m.ru).

В коллекции творчество художника представлено живописным произведением его самаркандского периода.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх