Живописец, график, педагог, поэт, партийно-общественный деятель.
1895
Родился 21 мая в Нижнем Новгороде в семье юриста Семена Федоровича Богородского. Мать художника — Екатерина Ефимовна Ширикова — крестьянка из деревни Уколово Воскресенского района Нижегородской губернии.
1905 – 1914
Учился в нижегородской гимназии, обучался игре на скрипке и акробатике. Тайком от родителей выступал в цирке. Печатал свои стихи в газете «Нижегородский листок».
1910 – 1914
Параллельно с учебой, занимался рисованием у В.А. Ликина и в художественной студии у Л.М. Диаманта.
1914 – 1916
Учеба на юридическом факультете Московского университета. В университетские годы пробует себя в различных областях искусства. Как поэт принимает активное участие в студенческом «Обществе искусств и изящной литературы» при Московском университете. Увлекается футуризмом. Начало дружбы с В. Маяковским, В. Каменским, В. Хлебниковым. Занимается рисунком в художественной студии М.В. Леблана, у Леблана, П.А. Бакланова и М.М. Северова.
Участвует в XVI-й выставке Периодической художественной выставке Нижегородского общества любителей художеств (Портреты, натюрморты, композиции — гуашь и темпера).
Выступает эквилибристом в цирках Саламонского и Никитиных в номере «Человек без нервов». Снимается как акробат в трюковых фильмах.
1916 – 1918
Служил в Российской армии. Во время войны был военным летчиком в морской авиации на Балтике, затем в авиационном отряде Юго-западного фронта. За храбрость награжден полным бантом Георгия.
1917
Летом вступил в Коммунистическую партию. Осенью во время одного из боевых вылетов его самолет был сбит немецкой артиллерией. Тяжело раненный, шесть месяцев находился на излечении в военном госпитале в Дубно.
1918
Демобилизованный по состоянию здоровья из армии, работал в следственной комиссии по особо важным делам революционном трибунале в Нижнем Новгороде, избирался членом Нижегородского горсовета. Одновременно работал как художник, журналист и поэт. Вступает в члены Нижегородского литературно-художественного кружка, участвует в XVII Периодической художественной выставке Нижегородского общества любителей художеств, выставляя портреты, натюрморты. Принимает участие в организации в Нижнем Новгороде «Дома искусств» и профсоюза художников-живописцев. Активно участвует в оформлении празднования первой годовщины Октябрьской революции. Содействует организации профсоюза журналистов, вступает в его члены. Много работает как журналист, печатая стихи и статьи по вопросам изобразительного искусства, театра, профсоюзной и партийной жизни в газетах «Рабоче-крестьянский нижегородский листок» и «Нижегородская Коммуна», постоянным сотрудником которой состоял по апрель 1919 года.
1919
В январе назначен председателем отдела по особо важным делам при следственной комиссии Нижегородского губернского Революционного трибунала. Работает как журналист и художник. На «Первой выставке картин профсоюза художников-живописцев» участвует своей первой большой композицией «Крючники». В марте кооптируется Губкомом в секцию изобразительного искусства Нижегородской губернской Коллегии по делам искусств для организации государственных художественных мастерских. В мае уходит добровольцем на фронт гражданской войны. Назначается политкомиссаром Военной Донской флотилии, соединившейся впоследствии с Волжско-Каспийской флотилией, защищавшей Царицын. В конце июня был тяжело контужен в боях под Царицыном. После излечения в самарском госпитале назначен заведующим особым отделом Оренбургской губернской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией. Принимает деятельное участие в организации Оренбургского профсоюза работников искусств, вступая в его члены.
1920
В январе откомандировывается в Москву в ВЧК. Вскоре возбуждает ходатайство о переводе на работу в организации, деятельность которых связана с искусством. Направляется
А.В. Луначарским в Нижний Новгород на пост заведующего художественным отделом. Однако Нижегородский Губком назначает его начальником следственной части Революционного Военного трибунала Волжской области. В октябре переводится на профсоюзную работу членом президиума Нижегородского губернского правления Всероссийского профсоюза Рабис. Избирается председателем его художественно-живописной секции. Избирается членом Нижегородского горсовета.
1921
Избирается председателем Нижегородского губернского отдела Всероссийского профсоюза Рабис и фракции РКП(б). В октябре командируется в Москву на профсоюзную конференцию художников, где избирается членом президиума. Много работает как художник. Участвует на «Выставке картин бюро профсоюза работников искусств и секции Изо Подотдела искусств».
1922
Работает как театральный художник. Оформляет с художником А.В. Куприным спектакль «Стенька Разин» В. Каменского. Издается книжка стихов Федора Богородского «Даёшь!».
В сентябре откомандировывается в Москву для завершения художественного образования во Вхутемасе. А.Е. Архипов принимает его в свою мастерскую на IV курс. Одновременно работает в цирке под псевдонимами «Человек без нервов» и «Ферри». Выступает эстрадным танцовщиком в «Матросском танце» с 3. Каюоссо и в номере «Ню и Ферри» с танцовщицей Анной Скопиной – первой женой художника. Руководит классом эксцентрики в авангардном театре Н.М. Фореггера. По приглашению Вс. Мейерхольда ставит танцы в спектакле «Озеро Люль» на сцене Театра Революции.
1922 – 1924
Пишет статьи об искусстве эстрады и цирка в журналах «Зрелища», «Новый зритель», «Искусство и труд». На V Московской губернской конференции Рабис избирается членом правления московского профсоюза Рабис и заведующим культотделом Губрабиса.
1922 – 1928
Избирается депутатом Моссовета.
1923
Принимает деятельное участие в организации московского Горкома артистов эстрады и цирка. Избирается первым его председателем.
1924
Избирается первым председателем Горкома художников и ответственным секретарем Бюро секции изобразительных искусств московского губернского отдела профсоюза Рабис. Оканчивает Вхутемас. Вступает в члены АХРР. Осенью – творческая поездка в Крым.
1925
Продолжает профсоюзную деятельность в горкомах художников и артистов эстрады и цирка. Избирается членом Президиума АХРР. В июне направляется в творческую командировку в Чувашскую и Марийскую АССР для сбора материала к предстоящей 8-й выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР». Начало углубленной работы над жанровым портретом («Американская танцовщица», грузчики, беспризорные). Портреты беспризорных, впервые показанные на 7-й выставке АХРР, на выставках «Бытие» и «Жар-Цвет», принесли автору большой успех и были широко отмечены в прессе (Статьи и высказывания А.В. Луначарского, Ем. Ярославского и др.). Художник С.В. Малютин пишет портрет художника-моряка Федора Богородского (его местонахождение не установлено).
1926
Участвует на 8-й выставке АХРР картинами «Марек-охотник», «Марийка». Пишет цикл портретов на тему «Московское дно», показанных на 9-й выставке АХРР в 1927 году.
1927
Пишет картину «Прачка» (Гос. музей изобразительных искусств Туркменской ССР. Ашхабад) – одну из работ, поданных для защиты диплома на звание художника. Второй дипломной работой был «Беспризорный». Официальное вручение диплома об окончании Вхутеина с высшей наградой – заграничной командировкой. Работает над картинами «Грузчики» для юбилейной выставки художественных произведений, посвященной
10-летнему юбилею Октябрьской революции, и «Матросы в засаде» для 10-й выставки АХРР, посвященной 10-летию Красной Армии. Последняя удостаивается премии Реввоенсовета.
1928
На I съезде художников АХРР выступает с докладом о создании федерации художественных обществ. Картина «Матросы в засаде» экспонируется на XVI Международной художественной выставке в Венеции.
В июне уезжает с художником Г.Г. Ряжским в заграничную творческую командировку. Июнь–июль – Германия: Берлин, Дрезден, Нюрнберг, Лейпциг, Мюнхен. Изучение музеев и современного искусства. Зарисовки на улицах городов. Цикл берлинских пейзажей темперой и гуашью.
Июль–октябрь – Италия: Рим, Неаполь, Капри, Флоренция, Падуя, Венеция. Изучение музеев и современного искусства. Встречи с итальянскими и русскими художниками –
С.Т. Коненковым, А.Е. Яковлевым, А.В. Исуповым, Н.Н. Лоховым. Делает серию пейзажей Венеции и Капри – акварель и гуашь, зарисовки на улицах. В Галерее Фьямма в Риме открывается небольшая выставка работ Богородского.
В ноябре возвращается в Берлин. Пишет пейзажи рабочих окраин (темпера, масло).
В рисунках—сюжеты классовой борьбы, жанровые сцены на улицах, в кафе, цирк, спорт. Делает эскизы костюмов и декораций, ставит русские танцы в Берлинской опере
(с балетмейстером В. Гзовским). Изучает музеи, посещает выставки и мастерские художников и скульпторов, членов Ассоциации революционных художников Германии: Кете Кольвиц, Алекса Кейля (Шандор Эк), Ганса Баллюшека, Отто Нагеля и других. Вступает в члены Ассоциации, принимает участие в организации ее деятельности.
1929
Зимой участвует на выставке Ассоциации революционных художников Германии серией рисунков, посвященных гамбургским плотникам-коммунистам, и на выставке картин русских, французских и немецких художников в Галерее Флехтгейма (Берлин). Встречается с русскими художниками, живущими в Берлине, – В.Д. Фалилеевым, Е.Н. Качура-Фалилеевой, И.Г. Мясоедовым, К.И. Горбатовым, Л.О. Пастернаком.
Знакомство с М. Горьким. Получает от него приглашение приехать работать к нему в Сорренто.
1929 – 1930
С ноября по апрель живет в Сорренто у М. Горького. Работает над пейзажем, жанровым портретом – «Дочь рыбака» (Киевский гос. музей русского искусства), «Итальянка, несущая камни», «Итальянка с кувшином» портрет Стефана Цвейга, гостившего тогда у М. Горького, и др. Пишет картины на социальные темы – «Европа. Инвалиды войны» (ГТГ). «Итальянские рабочие и фашисты», «Женщины, несущие вино» (ГТГ) и др. В рисунках – социальная тематика, жанровые сцены в Неаполе и Сорренто. Делает много карандашных набросков и два портрета маслом М. Горького (Один был впоследствии уничтожен автором, местонахождение другого не установлено).
1930
В мае возвращается в Москву. Июль–август – творческая командировка в Нижний Новгород. Пишет цикл волжских, городских и индустриальных пейзажей Нижнего Новгорода и Сормова.
1931
Осенью и зимой подготовляет работы для персональной отчетной выставки по заграничной командировке, открывшейся 1 марта в Гос. музее изящных искусств (около трехсот работ маслом, акварелью, темперой, гуашью, рисунки). Издан каталог выставки со вступительной статьей А.В. Луначарского. Выставка была широко освещена в прессе.
Весной уезжает на шесть месяцев в творческую командировку на Черноморский флот и в портовые города – Севастополь, Одессу, Новороссийск, Батуми и в Грузию. Пишет портреты краснофлотцев, пейзажи городов. В Тбилиси выступает с докладом о современном искусстве Запада. Избирается членом Центрального Совета АХР.
1932
Награждается почетной грамотой Центрального Совета АХР «За особые заслуги в борьбе за реалистическое искусство». Назначается членом комиссии технической экспертизы конкурсных проектов Дворца Советов. Назначается членом жюри юбилейных выставок «Художники РСФСР за XV лет» и 15 лет РККА». Пишет картины «Памяти Ленина» (ГТГ), «Братишка» (ГТГ), «Отец и сын» (ГТГ), «Снимаются у фотографа», «Семья снимается» и др. Участвует на выставках «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и на XVIII Международной художественной выставке в Венеции.
Вступает в Союз художников СССР.
1932—1958
Избирался членом Правления МОССХа.
1933
Пишет картину «На белых» (погибла во время Великой Отечественной войны в Краснодаре) и «Нашли товарища» (Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Эскиз в музее Революции СССР). Участвует на юбилейных выставках «Художники РСФСР за XV лет» в Москве и «15 лет РККА» в Москве и в Ленинграде (1934).
1934
Присутствует от художников на XVII съезде ВКП(б). Творческие поездки в Горький и в Севастополь. Участвует на XIX Международной художественной выставке в Венеции.
1935
Назначается членом выставочных комитетов юбилейных выставок «Индустрия социализма» и «20 лет РККА и Военно-Морского Флота». Творческие поездки вместе с группой художников от Оргкомитета выставки «Индустрия социализма» в июне в Донбасс, в июле – на Волгу в Васильсурск, в августе – на заводы Поволжья, в сентябре – в Донбасс, на Азовсталь, в Запорожье для сбора материала к картине «Проводы шахтеров на фронт в 1918 году». Пишет серию акварельных портретов шахтеров и пейзажи.
1936
В июне–июле – творческая командировка совместно с Г.Г. Ряжским и Г.Г. Нисским в Севастополь для сбора материала к картине «Весть о победе» (написан был только эскиз).
В августе творческая поездка в Палех и Мстёру (пейзажи маслом и акварелью). В октябре едет в Донбасс для сбора материала к картине «Встреча стахановцев» (картина не была закончена). Пишет картину «Музыка» («Военный санаторий в Архангельском под Москвой»). Эскиз первого варианта находится в Калининской областной картинной галерее.
1937
Пишет картину «Проводы шахтеров на фронт». (Местонахождение не установлено).
В сентябре творческая поездка в Севастополь для сбора материала к картине «В поход» («За Родину») (ЦМ ВС СССР). Пишет портреты краснофлотцев.
1938
Участвует на выставке «ХХ лет РККА и Военно-Морского Флота» («В поход» и «Музыка»). Выходит из печати книга Ф. Богородского «Автомонография» с предисловием И.Э. Грабаря. Начало педагогической деятельности на вновь организованном при активном содействии Богородского художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии. Бессменно заведовал на нем кафедрой живописи и рисунка с 1938 по 1959 год. За это время факультет выпустил более трехсот художников кино.
1939
Утвержден в ученом звании профессора по кафедре живописи. В октябре командируется Оргкомитетом Союза художников СССР в Белосток для участия в работах Народного Собрания Западной Белоруссии.
1940
Приказом Комитета по делам искусств при Совнаркоме награждается Почетной грамотой «За энергичную и плодотворную работу по организации выставки «Индустрия Социализма». Осенью и зимой пишет серию пейзажей в Горках Ленинских (масло и гуашь). Работает над картиной «Расстрел». Пишет цикл портретов цирковых артистов.
1941
Участвует на выставке «Лучшие произведения советских художников». С начала войны активно работает в Правлении МОССХа. 16 ноября по решению правительства в числе ста художников эвакуируется из Москвы.
1942
В Доме культуры села Воскресенского на Ветлуге Горьковской области (родине его отца) организует выставку «Героическое прошлое русского народа». Пишет картину «Возвращение партизан» и пейзажи. Проводит встречи-беседы с партийным активом Воскресенска. В сентябре возвращается в Москву. Участвует на выставке «Великая Отечественная война» картиной «До последней капли крови» (местонахождение не установлено). В октябре–декабре находится как военный художник в командировке в 92-й морской бригаде в осажденном Сталинграде. Делает фронтовые зарисовки. Проводит с воинами беседы на политические темы, на темы искусства.
1943
В феврале командируется на Волжскую флотилию в Горький, в марте–апреле – в блокированный Ленинград. Два месяца жил на военных кораблях. Был контужен во время одного из обстрелов. В результате фронтовых впечатлений зарождается тема картины «Слава павшим героям». Творческие поездки вместе с группой художников от Оргкомитета выставки «Индустрия социализма» в июне в Донбасс, в июле – на Волгу, в Васильсурск, в августе – на заводы Поволжья, в сентябре – в Донбасс, на Азовсталь, в Запорожье для сбора материала к картине «Проводы шахтеров на фронт в 1918 году». Пишет серию акварельных портретов шахтеров и пейзажи. зимой пишет серию пейзажей в Горках Ленинских (масло и гуашь). Работает над картиной «Расстрел». Пишет цикл портретов цирковых артистов.
1944
Работает над картиной «Слава павшим героям». Награжден орденом «Знак почета» за преподавательскую работу во ВГИКе.
1945
Заканчивает картину «Слава павшим героям».
1946
Награжден медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией». Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Присуждена Сталинская премия СССР второй степени за картину «Слава павшим героям» (ГТГ). Участвует на Всесоюзной художественной выставке. В течение ряда лет избирается членом партийного бюро МОССХа и секретарем партгруппы Правления.
1947
Пишет картины «Фашистским знаменам не подняться» и «Поверженные знамена». Последней участвует на Всесоюзной художественной выставке. На 1-й сессии Академии художеств СССР избран членом-корреспондентом.
1948
Участвует на юбилейной выставке «30 лет Советских Вооруженных Сил». В сентябре – творческая поездка в Закарпатскую область – Львов и Ужгород. Выступает с докладами о задачах советского искусства. Награжден медалью «В память 800-летия Москвы».
1949
Пишет картину «Сталинградец» (Воронежский областной музей изобразительных искусств), которая экспонируется на Всесоюзной художественной выставке. Избран членом секции изобразительных искусств ЦК профсоюза РАБИС.
1950
Председатель Гос. экзаменационной комиссии (ГЭК) в Гос. Академии художеств Латвийской ССР (Рига).
1951
Председатель ГЭК по факультету живописи Московского художественного института имени В.И. Сурикова и МИПИДИ. Член ГЭК по Художественному факультету ВГИК.
1952
Пишет картину «Раздумье» (1952—1954). Начинает работать над книгой «Воспоминания художника» (1952-1957). Председатель ГЭК по факультету живописи Московского художественного института имени Сурикова. Член ГЭК по Художественному факультету ВГИК. Утвержден рецензентом Высшей Аттестационной комиссии по киноискусству Министерства высшего образования.
1953
Председатель ГЭК Гос. художественного института Эстонской ССР. Член ГЭК по факультету живописи Московского художественного института имени В.И. Сурикова и по Художественному факультету ВГИК. Утвержден членом Экспертной комиссии по делам кинематографии Министерства высшего образования.
1954
Избран заместителем председателя правления МОССХ. Избирается членом нескольких комиссий Академии художеств СССР, членом и председателем ряда художественных советов. Председатель ГЭК Гос. Академии художеств Латвийской ССР и член ГЭК по факультету живописи Московского художественного института имени В.И. Сурикова.
1955
В связи с шестидесятилетием награжден орденом Трудового Красного Знамени. Приказом по Управлению учебными заведениями Министерства культуры СССР объявлена благодарность «за многолетнюю творческую и педагогическую деятельность по подготовке высококвалифицированных кадров молодых художников».
1956
В июне – поездка вокруг Европы на теплоходе «Победа». В августе–сентябре – творческая поездка в Париж для изучения музеев и современного искусства Франции. По возвращении в Москву выступает с рядом докладов о поездке во Францию. Работает над триптихом «Отцы и дети».
1957
Пишет картины «Они громили Деникина и Колчака» и «Они штурмовали Зимний» (Львовская гос. картинная галерея) – боковые части триптиха. Они экспонировались на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции, и на выставке «Москва социалистическая в произведениях московских художников». Проводит большую работу по подготовке Первого Всесоюзного съезда советских художников. Активно участвует в его работе.
1958
Участвует на юбилейных выставках «40 лет Советских Вооруженных Сил» и «Двести лет Академии художеств СССР».
1959
1 ноября вышла из печати книга «Воспоминания художника».
3 ноября Федор Семенович Богородский умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
1960
Именем революционного моряка и художника Федора Богородского назван волжский танкер.
1961
3 ноября во ВГИКе состоялось открытие мемориальной доски в память основателя Художественного факультета художника-коммуниста Федора Богородского.
Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, в ГЦМСИР, в Центральном Музее вооруженных Сил в Москве, в КГМРИ, в собраниях многих провинциальных художественных музеев, в частных собраниях в России и за рубежом.
Личные страницы художника на сайтах https://bogorodskiy.com, https://rusmuseumvrm.ru, https://goskatalog.ru, https://maslovka.org, https://www.sgu.ru, https://www.livelib.ru, https://permartmuseum.ru, https://ru.wikipedia.org.
Выставочная деятельность началась в 1916 году с участия в 16-й выставке Нижегородского общества любителей художеств. Участвовал в выставках: 17-я Нижегородского общества любителей художеств (1918), «Жар-Цвет» (1925), «Бытие» (1925), АХРР (1926, 1927, 1928), советского искусства (1927, Токио, Осака, Нагоя), 16-я, 18-я и 19-я Международные (1928, 1932, 1934 Венеция), «Художники РСФСР за 15 лет» (1933-1934, Москва), «15 лет РККА» (1933, Москва; 1934, Ленинград, Киев; 1935, Харьков), современного искусства СССР (1933, США), «Индустрия социализма» (1939, Москва), лучших произведений советских художников (1941, Москва), Всесоюзные художественные (1946, 1947 Москва), советского искусства (1954-1956, Китай) и других.
Персональные выставки:
1929 Рим;
1931, 1934, 1960, 1966, 1968, 1969, 2013 (совместно с Д.Ф. Богородским) Москва;
1969 Киев, Ленинград, Волгоград, Пермь;
1971 Севастополь, Рязань, Ленинград.
«Федор Семенович Богородский был ярким, многогранным человеком. Летчик, спортсмен, циркач, танцор, литератор, учитель – он на каждом поприще мог бы сделать себе имя. Но, с самых юных лет он лелеял одну мечту – стать художником. Долгие годы он сомневался в себе, как художник и долгие год неустанно искал, пробовал, находил себя именно, как живописец. Искусство было его самым любимым делом».
(Цитата из публикации: Дейнека А. Большая жизнь // Московский художник. – 1959. – №20. – ноябрь).
В коллекции творчество художника представлено графическим произведением.