ГАУШ Александр Федорович (Симферополь)

1873-1947

Живописец, график, сценограф, педагог, художник кукольного театра, меценат, профессор живописи. Писал в основном натюрморты и пейзажи.

1873
Родился 30 августа в Санкт-Петербурге. Отец – Федор Федорович Гауш (Viktor Karl Theodor Hausch) (1845–1929), купец 1-й гильдии, владелец кожевенных заводов, потомственный почетный гражданин Санкт-Петербурга, мать – Матильда Леонтьевна, урожденная баронесса фон Гауфф (Mathilde Amalie Luise von Hauff) (1846–1907). 
До августа 1924 года жил в Санкт-Петербурге, Петрограде, в собственном доме на Английской набережной, 74 (Дом Гауша).

1885 – 1889
Обучался в Реформатском училище (Санкт-Петербург).

1889
Учеба в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств. 
Знакомство с П.П. Чистяковым, у которого получает первые уроки живописи.

1889 – 1893
Посещал частную студию П.П. Чистякова.

1891
Развод родителей. Отец навсегда уезжает из Петербурга в небольшой старинный городок Ульм земли Вюртенберг (Германия). Всё петербургское имущество, кожевенные заводы он оставляет жене Матильде.

1892
Неудачная попытка пройти по конкурсу в Императорскую Академию художеств.

1893 – 1899
Состоял вольнослушателем петербургской Академии художеств в мастерской
А.И. Куинджи, затем А.А. Киселева. 

1893
Начало «четвергов» в мастерской А.Ф. Гауша на Английской набережной. В разные годы на них постоянно бывали товарищи по академии: Д.А. Щербиновский, К.А. Петрусевич,
Ф.Э. Рушиц
, В.К. Пурвит, К.Ф. Богаевский, М.П. Латри, К.А. Стабровский и многие другие. Завсегдатаем был профессор П.П. Чистяков. Неоднократно заходили И.Е. Репин,
А.И. Куинджи, В.Е. Савинский.
Как ученик, посещает мастерскую О.Э. Браза на углу набережной Мойки и Алексеевской улицы.

1894
Вместе со своим другом Н.Н. Кубе, впоследствии известным микробиологом, путешествует по России. Первый раз посещает Крым, а затем Баку.

1895
Путешествует по Германии, Франции и Италии. В Париже вместе с Н.Ф. Роотом в течение двух месяцев занимается в академии Жюльена (Жюлиана) — частной Академии художеств в мастерской профессоров Бугро и Форрье.

1897
Женится на Любови Николаевне Милиоти — двоюродной сестре художника Н.Д. Милиоти. Любовь Николаевна первоначально брала уроки у преподавателя Академии художеств
И.И. Творожникова. Впоследствии окончила Школу Общества поощрения художеств (преподаватели А.И. Корзухин и В.Е.  Савинский) по специальности «живопись», хотя считала себя ученицей Н.К. Рериха, который во время её учебы был сначала секретарём, 
а с 1906 года — директором ШОПХ. Как художник, она активно работала в жанре декоративно-прикладного искусства и миниатюры.
Молодожёны во время свадебного путешествия посещают Вену, Венецию, Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь. Помпеи, Париж. По дороге в Париж гостят в Ульме у отца Александра Фёдоровича. 

1898
Рождение дочери Веры. 

1899
Завершение учебы в Академии художеств. За картины «Под вечер» и «Ветер» (в настоящее время — в ФГБУК «Псковско-Изборский объединённый музей-заповедник») получил звание художника (с правом на чин 10-го класса и правом преподавания рисования в учебных заведениях).

1900
Рождение сына Юрия.

1903
Совместно с К.Ф. Богаевским, Д.Н. Кардовским, М.П. Латри, А.А. Мурашко,
Н.А. Околовичем, Н.Ф. Петровым, Н.В.  Пироговым, А.А. Теснер, Н.М. Фокиным,
А.И.  Штурманом, А.В. Щусевым и другими участвовал в подготовке к учреждению Нового общества художников. Главная задача создаваемого объединения — как нравственная, так и материальная поддержка окончивших и оканчивающих Академию художеств молодых художников.

1904   
Становится членом-учредителем и секретарём (с марта) созданного в Петербурге Нового общества художников (устав утверждён в феврале).  
В Санкт-Петербурге выходит в свет подготовленное совместно с Н.Ф. Роотом, бывшим соучеником по Академии художеств, пособие по рисованию для учащихся «Рисунки русских художников». Издание одобрено учёным советом Министерства народного просвещения в качестве учебного пособия.

1906
В январе группа художников и литературоведов (Б.И. Анисфельд, Л.Н. Андреев, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, К.А. Сомов и другие) создают товарищество для издания журнала политической сатиры «Адская почта». С февраля А.Ф. Гауш — полноправный член этого сообщества.
В мае 1906 года выходит первый номер журнала «Адская почта», издателем которого был Е.Е. Лансере.
Совершает поездку в Испанию.

1907
Преподавал в Санкт-Петербургской школе Женского патриотического общества.
С весны 1907 года участвовал в деятельности Комиссии по изучению и описанию старого Петербурга.

1907 – 1920
Член дирекции и 1-й хранитель Музея Старого Петербурга.

1911
А.Ф. Гауш — один из устроителей выставки исторической архитектуры в Академии художеств и член редколлегии по изданию материалов данной выставки. Определённое время состоял сотрудником журнала «Ежегодник общества архитекторов- художников».
Совершает поездку в Англию и летом в Германию.

1912
Становится надворным советником (гражданский чин VII класса в «Табели о рангах» в России, дающий право на личное дворянство), сотрудничает с фирмой К. Фаберже.
Выполняет эскизы ювелирных изделий для Кабинета Его Императорского Величества (известен портсигар, выполненный ювелиром К.К. Бланком по его эскизу).

1912 – 1924
Преподает в художественных классах Техникума кустарных производств в Петербурге в качестве заведующего классами живописи, рисования и композиции. Преподавание вёл по своей программе. Был заместителем председателя комиссии по созданию музея техникума.
В 20-е годы состоял членом комиссии по художественной и кустарной промышленности при Институте искусств в Петрограде.

1916
Особое место в жизни художника занимало увлечение кукольным театром. В его доме в Петрограде состоялся первый спектакль театра марионеток, который был тепло принят первыми зрителями:  А.А. Блоком, В.Э. Мейерхольдом, Н.В. Дризеном, Н.С. Гумилевым
А.А. Ахматовой и другими.

Вместе с товарищами по объединению «Мир искусства» (М.В. Добужинским,
Н.К. Калмаковым, П.П. Сазоновым), состоял в художественном совете Петроградского театра марионеток Ю. Слонимской и П. Сазонова; принимал участие в создании спектакля «Силы добра и волшебства».

1918
В начале октября был приглашён лично М.З. Шагалом в Витебск на должность хранителя создаваемого им музея русского искусства. Но по неизвестным причинам в Витебск не приехал.

1919
Участвует в Первой Государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде в залах Зимнего дворца. 
В апреле имя А.Ф. Гауша (под № 142) включено в «Список художников, произведения которых были намечены для закупки для картинного отдела Музея художественной культуры», создаваемого А.В. Луначарским в Петрограде.

1920
В связи с отъездом в Гдовский уезд (ныне Гдовский район Псковской области) завершает службу в должности хранителя Музея Старого Петербурга. Преподаёт в Щепецкой сельской школе (деревня Щепец — ныне сельское поселение Плесновской волости Гдовского района) рисование. Вместе с А.Ф. Гаушем в школе работает преподавателем его дочь Вера.

1922
Первая встреча с Е.С. Деммени, впоследствии актёром, режиссёром, теоретиком и историком кукольного театра.

1923
Продолжает преподавание в Техникуме кустарной промышленности ВСНХ.

1924
Вместе с Е.С. Деммени создаёт Театр Петрушки в Ленинграде. Пишет декорации к спектаклям «Поцелуй Коломбины» Васильевой, «Сундук Берлинга» Ю. Гауша, «Петрушка на пожаре» Амнуэля, делает эскизы к пьесе «Балда».
Женитьба сына Юрия, на которую отец не дал согласия, и у них произошла серьёзная размолвка, а затем последовал и полный разрыв всех родственных связей. 
В августе из-за болезни жены (сложная форма ревматизма) по рекомендации врачей переезжает в Крым.

1924 – 1928
Жил и работал в Севастополе. Преподавал рисование и изобразительное искусство в школах I и II ступени, являлся членом методической комиссии и выработал единую программу преподавания изобразительного искусства в школах.

1928
1 февраля завершает работу в школах Севастополя и переезжает вместе с женой в Одессу.

1928 – 1935 
Преподаёт рисование на курсах повышения квалификации при Одесском политехникуме изобразительных искусств, переименованном в 1930 году в Художественный институт (1928–1934), а затем в Одесском художественном училище имени М.Б. Грекова.
В качестве профессора — руководителя художественной мастерской читает цикл лекций по теме «Цветоведение». Среди учеников — А.М. Харьковский, И.Л. Кац, Г.И. Цейтлин,
Г.К. Малыш, Е.Б. Ладыжинский и многие другие.

1935 – 1939
Переезжает на постоянное место жительства в Крым. Живёт в Симферополе. Работает по контракту с «Крымхудожником».

1939
Переезжает в Ялту.

1939 – 1943
Живет и работает в Ялте.

1940
В числе первых принят в члены Союза советских художников Крыма.

1941 – 1943  
Живет в оккупации немецкими войсками. Согласно параграфу № 1 «Предписания о присвоении немецкого гражданства лицам, занесённым в “Список немецкого народа Украины”», действие которого распространялось и на Крым в период немецкой оккупации, А.Ф. Гауш и его супруга автоматически приобретают германское гражданство (фактически по схеме коллективной натурализации).

1942
В январе в блокадном Ленинграде умирает дочь Вера. Место захоронения неизвестно.

1943
11 октября Александра Фёдоровича и Любовь Николаевну Гауш немецкие власти Ялты эвакуируют как беженцев в Австрию, сначала в фильтрационный лагерь, а затем к родственникам.

1945
Александр Фёдорович и Любовь Николаевна после освобождения Австрии от немецко-фашистских захватчиков помещены в лагерь города Фюрстенфельд (федеральная земля Штирия).
Смерть Любови Николаевны Гауш.

1946
После тщательной проверки в проверочно-фильтрационном лагере города Нойнкирхен (Австрия)  в начале 1946 года возвращается в Симферополь. Восстанавливается в правах члена Союза советских художников Крыма, распущенного в годы Великой Отечественной войны и вновь организованного после её окончания. Начинает работу над автомонографией, которая была задумана им ещё до войны.

1947
Короткое время снимает дом в селе Краснолесье, где пишет небольшие этюды.
В июне, сразу же после открытия Дома творчества имени К.А. Коровина в Гурзуфе, живет и работает нем в течение месяца. 
7 сентября трагически погиб, попав под трамвай. 
10 сентября Александр Фёдорович погребён за счёт Союза художников на Старом гражданском кладбище в Симферополе. Сын Юрий из-за глубоких разногласий с отцом, которые длились многие годы, несмотря на присланное ему сообщение, на похороны не приехал.

Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях Казани, Чебоксар, Новосибирска, Владивостока, Симферополя, Севастополя, Алупки, Саратова, Омска, Пскова, Одессы, Донецка, Николаева, Риги, Еревана и других городов, в частных коллекциях в России, на Украине, а также в дальнем зарубежье — в США, Швеции, Германии, Турции.

Личные страницы на сайтах https://rusmuseumvrm.ru, https://goskatalog.ru,  https://simhm.ru, http://artpoisk.info,  http://odessa-memory.info, https://multashka.ru.

Выставочная деятельность началась в 1896 году с участия в «Выставке опытов художественного творчества (эскизов) русских и иностранных художников и учеников» в Петербурге.
Участие в выставках: ОПХ (1897); Весенние ИАХ (1900-1902); ТЮРХ (1904,1905, 1907, 1909-1915); НОХ (1904,1905,1907); СРХ (1906-1907); Общество Леонардо да Винчи (1906); 1908 Вена; 1908-1909 Киев, Одесса, Харьков; «Венок» (1908); «Венок - Стефанос» (1909); 1909 Казань; 1910 Брюссель; «Союз молодежи» (1910); Салон Издебского (1909-1911); 1911 Рим; «Мир искусства» (1911-1913, 1915-1918, 1922); Осенняя 1913 С.-Петербург; 1913 С.-Петербург Бюро Добычиной; 1914 Венеция, Мальмё; 1916 Петроград; TH (1916); 1918-1919 Петроград; 1-я Государственная 1919 Петроград; 1920-1921 Петроград Дом искусств; 1921 Петроград Дом искусств; 1922 Петроград Декоративный институт; 1922 Берлин; 1923 Петроград АХ; 1924-1925 США; Общество Костанди (1925-1929); 1927 Симферополь; 2-я Украинская 1929; 1934 Москва «Всекохудожник»; 6-я Украинская 1935; Юбилейная 1937-1938 Киев - Одесса; 1938-1939 Киев; 1940, 1946, 1947 Симферополь.

Персональные выставки:
1916, 1922 Петроград;
1958 Киев;
1958, 1967, 1973, 1978 Одесса;
1961 Минск;
1962, 1964, 1969, 1982, 1984, 1986, 1987 Ленинград;
1962 Москва;
1967, 1973 Алма-Ата;
1982 Неаполь; (1982);
1992 Санкт-Петербург (в Государственном Русском музее).

Александр Федорович Гауш прожил насыщенную событиями жизнь, работал при разных политических системах, но всегда оставался верен себе и любимому делу – воспеванию красоты.

В коллекции творчество художника представлено живописным произведением.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх