БИЛИБИН Иван Яковлевич (Ленинград)

1876-1942

График, живописец, художник театра, иллюстратор, фотограф, педагог.

1876
Родился 4 августа в селе Тарховка Санкт-Петербургского уезда в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина, участника войны с турками в 1877-1878 годах;
в последующем главным врачем Либавского морского госпиталя, имел чин действительного статского советника, равный чину контр-адмирала. Мать – Варвара Александровна (урожденная Бубнова) происходила из семьи потомственных моряков, очень любила музыку и брала уроки фортепьяно у А.Г. Рубинштейна. Рисовал с самого детства.

1888 – 1896
Учился в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, которую окончил с серебряной медалью.

1895 – 1898
Посещал Санкт-Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих при Императорском Обществе поощрения художеств, учился у Я.Ф. Ционглинского. 

1896
По настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета.
В дальнейшем, параллельно с учебой в университете продолжал свое обучение искусству рисования. 

1898
Совершил поездку в Европу, посетив Италию, Швейцарию и Германию. Два месяца учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене. 

1898 – 1900
Занимался под руководством И.Е. Репина в школе-мастерской княгини М.К. Тенишевой. 

1899
Знаменательный для творческого пути художника год. На выставке Виктора Васнецова знакомится с его картиной «Богатыри», которая производит большое впечатление. Последующая поездка к университетскому приятелю П.П. Гронскому в деревню Ёгны Весьегонского уезда Тверской губернии, где он сталкивается с бытом исконно русской деревни, с подлинно русской природой, ее глухими таинственными лесами и укромными озерами, позволяет найти свою тему в творчестве. Билибин создает свои первые акварельные рисунки по сюжетам русских сказок в своем, ставшем впоследствии знаменитом, «билибинском стиле». Рисунки стали иллюстрациями к его первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». 

1900
В Одессе защитил диплом по римскому праву на юридическом факультете Новороссийского университета – здесь требования к дипломной работе были существенно ниже столичных.
Окончив университет, юристом Билибин не стал, приняв окончательное решение в пользу искусства.  

1900 – 1904
Продолжил свое художественное образование вольнослушателем в Высшем художественном училище Академии художеств под руководством И.Е. Репина. 

1900-е 
Начав свой путь в искусстве как иллюстратор Билибин из года в год совершенствовал свое мастерство графика, быстро достигнув творческого успеха и известности, став в начале 1900-х годов одним из ведущих представителей национального направления в искусстве русского модерна.   
С 1899 по 1903 год были выполнены иллюстрации к серии из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг: «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна» и две сказки в одной книжке – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с «Белой уточкой». В дальнейшем это издательство выпускает сказки А.С. Пушкина с иллюстрациями художника. 
Билибин сотрудничает с издательствами А.Ф. Маркса, Р. Голике и А. Вильборга, Общины святой Евгении, «Шиповник», Московском книгоиздательстве, в журналах «Мир искусства», «Золотое руно», «Художественные сокровища России», и другими. Входит в состав творческого объединения журнала «Мир искусства» (1900-1903), членом-учредителем Союза русских художников (1903-1910).
В течение некоторого времени сотрудничает с пиво-медоваренным заводом «Новая Бавария».

1902 – 1904
Посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда командируется этнографическим отделом Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.
Во время поездок собирает коллекцию произведений народных ремесел (она частично вошла в собрание этнографического отдела Русского музея), зарисовывает, фотографирует шедевры деревянного зодчества, пишет статьи, посвященные народному искусству.   собирает коллекцию произведений народных ремесел (она частично вошла в собрание этнографического отдела Русского музея). Билибин зарисовывал, фотографировал, писал статьи, посвященные народному искусству.

1902
Женитьба на своей ученице Марии Яковлевне Чемберс, дочери ирландца и англичанки (1874-1962).
Брак распался в 1911 году.  

1903
Рождение сына Александра (1903-1972), будущего художника. 

1904
Оформил постановку оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» для Национального театра в Праге. 

1905 – 1906
Выполнил ряд политических карикатур для журналов «Жупел» и «Адская почта».
В феврале 1906 года был арестован и провел сутки в полицейском участке за карикатуры, выполненных для этих сатирических журналов.

1907 – 1917
Вел класс графического искусства в рисовальной школе для вольноприходящих при Императорском Обществе поощрения художеств. 

1907
Оформляет спектакль-мистерию Рютбёфа «Действо о Теофиле» в Старинном театре в Петербурге.

1908
Оформляет спектакли в театре «Лукоморье».
Рождение сына Ивана (1908-1993), впоследствии ставшим известным в Англии журналистом.   
Посещает Англию и Ирландию, рисуя этюды величественных скальных британских берегов. 

1908 – 1909
Участвует в оформлении Русских сезонов С.П. Дягилева в Париже.

1909
Оформляет оперу Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» в Оперном театре
С.И. Зимина в Москве
.  

1910-е
Художник активно занимается книжной иллюстрацией, сотрудничает с журналом «Солнце России», с издательствами «Шиповник», Общины Святой Евгении, «Московским книгоиздательством» и другими – рисует обложки изданий, плакаты, открытки, афиши, заставки; участвует в оформлении театральных спектаклей.
С 1910 года каждое лето приезжает на Крымское побережье на этюды. Становится участником возобновлённого объединения «Мир искусства».

1911
Оформляет спектакли к драмам Ф. Лопе де Вега «Овечий источник» и П. Кальдерона «Чистилище св. Патрика» в Старинном театре в Петербурге.

1912
Второй (гражданской) женой становится художница, уроженка Парижа и тоже наполовину ирландка, Рене Рудольфовна О`Коннель (1891- 1981). В 1917 году брак распался.

1913 
Оформляет оперный спектакль «Руслан и Людмила» М.И. Глинки для театра Народного дома в Петербурге.
Становится совладельцем коллективного имения «Профессорский уголок» в Крыму, в урочище Батилиман рядом с Балаклавой.
Продолжая изучение различных техник, Билибин переходит от лубка к древнерусской иконописи. Это отражается в его манере исполнения рисунка: художник уходит от четкого черного контура, взамен появляются тонкие цветные линии, которые подчеркиваются тональными усилениями насыщенности цвета. Используя эту технику, Билибин создает знаменитые росписи интерьеров здания Нижегородского Государственного банка (1913), построенного архитектором Владимиром Покровским к 300-летию Дома Романовых. Росписи сохранились до наших дней.

1914
Оформляет спектакли к драмам Ф. Лопе де Вега «Овечий источник» и П. Кальдерона «Чистилище св. Патрика» и к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» в Народном доме в Петербурге.

1915
Участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени. 

1916
Избран председателем объединения «Мир искусства».

1917
30 января на заседании членов Императорской Академии художеств представлен к званию академика.
После Февральской революции по заказу Временного правительства создал эскиз с изображением двуглавого орла, который использовался в качестве временного символа Российской республики. В 1992 году сходный рисунок художника был положен в основу эмблемы Банка России, который является частью оформления всех денежных знаков Российской Федерации.
В сентябре уехал из Петрограда в Крым.

1917 – 1919
Жил на берегу залива Ласпи, в своем домике в поселке Батилиман.
Сотрудничал с журналом «Орфей», рисовал плакаты для деникинского информационного агентства «Осваг».
Участвовал в работе комиссии по охране художественных сокровищ Крыма.
В октябре 1918 года помогал С.К. Маковскому в организации выставки «Искусство в Крыму» в Ялте, на которой были представлены работы как находившихся там художников, в том числе и самого И. Билибина, так и «старых мастеров» из частных коллекций.

1919
Переезжает в Ростов-на-Дону, потом с отступлением белой армии в Новороссийск. Откуда в ноябре на пароходе «Саратов» покидает Россию.

1920 – 1925
Жил в Египте; сначала в Каире, затем в Александрии. Работал по заказам египетских православных общин, создавал эскизы фресок и иконостаса. Выполнил костюмы и декорации балетных спектаклей для египетских гастролей труппы Анны Павловой. В его работах того периода – природа и архитектурные памятники Ближнего Востока, портреты крестьян, бытовые сценки.

1923
В феврале женился на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой (1892-1967).

1924
Летом путешествует с женой и пасынком Мстиславом по Сирии и Палестине. В октябре поселяется в Александрии.
В декабре в Александрии состоялась первая персональная выставка художника, устроенная местным обществом «Друзья искусства».

1925 – 1936
Жил в Париже и летом на Лазурном берегу Франции в местечке Ла Фавьер, где в 1927 году построили миниатюрный домик. Во Франции Иван Яковлевич много и плодотворно работал, выполнял красочные панно для частных домов и ресторанов. Работал для издательств Н. Карбасникова в Париже и О. Дьяковой в Берлине. Оформлял и иллюстрировал ряд журналов, книги русских авторов, в том числе книг Ивана Бунина, Саши Черного.
Главной работой в Париже стала работа с известными театральными антрепренерами Сергеем Дягилевым и Анной Павловой на русских оперных сезонах в Театре Елисейских Полей, с которыми также сотрудничали Федор Шаляпин и Константин Коровин. Были оформлены постановки опер «Сказка о царе Салтане» (1929), «Царская невеста» (1930)
Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» (1930) А.П. Бородина, «Борис Годунов»
М.П. Мусоргского (1930), выполняет эскизы декораций и костюмов к балету «Жар-птица»
И.Ф. Стравинского в театре Колон в Буэнос-Айресе (1931).

1927
Стал организатором и участником последней выставки «Мира искусства» в парижской галерее Бернгейма-младшего.
Выполнил эскизы фресок и иконостаса для Храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге.

1934 – 1935
Создал для оперных постановок Пражского Национального театра и Городского театра в Брно декорации и костюмы к «Сказке о царе Салтане» и «Сказанию о невидимом граде Китеже» Н.А. Римского-Корсакова.

1935
Кризис в Европе и падение интереса к русскому искусству на Западе в начале 1930-х годов отрицательно сказался на материальном состоянии русской эмиграции в которой произошел раскол. Иван Билибин, несмотря на то, что не имел недостатка в заказах на работу, как настоящий русский человек, тяжело переживал свой отрыв от Родины и хотел вернуться в Россию. Свое желание вернуться в Россию он излагает в письме своему коллеге и хорошему знакомому И.И. Бродскому – директору Академии художеств СССР.
Происходит знакомство с полномочным представителем СССР во Франции
В.П. Потемкиным, от которого получает заказ на роспись в здании посольства СССР и предложение вернуться на Родину. Билибин подает в посольство СССР прошение на возвращение в Советский Союз, и получает разрешение на въезд в СССР.

1936
После окончания работы над панно в советском посольстве в Париже, на пароходе «Ладога» возвращается на Родину в Ленинград, где получает место профессора графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Всероссийской Академии художеств.

1936 – 1942
Преподает в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и продолжает заниматься творческой деятельностью.
Оформляет спектакли «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова (1937, постановка к 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина), «Полководец Суворов» И.В. Бахтерева и А.В. Разумовского (1939), создает иллюстрации к роману А.Н. Толстого «Петр Первый» (1937) и к произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1939).

1939
Присвоено звание доктора искусствоведения.

1941
Художник готовился к персональной выставке, когда началась Великая Отечественная война. В сентябре нарком просвещения РСФСР В.П. Потёмкин предложил Билибину покинуть Ленинград, но он отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. В октябре, в целях экономии сил и безопасности, перебрался в подвалы Академии художеств. В этот период работал особенно много. Обращался прежде всего к образам былинных богатырей, защитников русской земли – Вольге, Микуле Селяниновичу, Илье Муромцу. Он хотел создать серию открыток, лубков, плакатов, посвященных Великой Отечественной войне. В декабре состоялась торжественная защита дипломных работ в Академии, которую Билибин, проявив силу духа, не дал прервать начавшемуся авианалету. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович». 

1942
В первых числах января был доставлен в стационар при Императорской академии художеств, где 7 февраля умер от истощения. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища. Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга в братской могиле профессоров Академии художеств, погибших в первую блокадную зиму.

Произведения художника находятся в музейных и частных собраниях в России и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее Российской Академии художеств, Театральном музее им. А.А. Бахрушина, Всероссийском музее А.С. Пушкина (Санкт-Петербург), Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее Ашмолеан в Оксфорде, Пражской национальной галерее, Городском музее в Брно и других собраниях, в частных собраниях в России и за рубежом.

Личные страницы на сайтах https://rusmuseumvrm.ru, https://www.culture.ru, https://mel.fm, https://rusmir.media, https://fantlab.ru, https://zavtra.ru, https://nespeshnyrazgovor.mirtesen.ru.

Выставочная деятельность началась в 1900 году с участия во второй выставке журнала «Мир искусства» в Петербурге. Участник выставок журнала «Мир искусства» (1900 – 1903), Союза русских художников (1903 – 1910), выставок художников возобновленного «Мир искусства» (1910 – 1917), участник зарубежных выставок: «Noir et Blanc» (Прага, 1904), Международная выставка в Венеции (1907), Международная художественная выставка (Брюссель, 1910), Международная выставка изящных искусств (Рим, 1911), Международная выставка печатного дела и графики (Лейпциг, 1914) и других, выставок русского искусства: в Париже (1906, 1927, 1931, 1932, 1934), в Вене (1908), Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Праге (1935).
После возвращения в СССР участвовал во Всесоюзной Пушкинской выставке в Москве (1937), в Выставке ленинградских художников в Киеве (1938), в Выставке «М.Ю. Лермонтов. К 125-летию со дня рождения» в Ленинграде, в Выставке работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны в Москве (1942) и других.

Персональные выставки:

1924
Александрия (Египет);
1927 Прага;
1929 Амстердам (совместно с А.В. Щекотихиной-Потоцкой);
2021 Москва.

Иван Яковлевич Билибин — выдающийся русский художник, мастер книжной графики и сценического рисунка, замечательный иллюстратор произведений русского фольклора.

В коллекции творчество художника представлено графическими произведениями на тему русских народных сказок.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх