ДУДОВ Юрий Николаевич (Москва)

1918-1976

Живописец.

1918
Родился 23 февраля в Москве в семье, в которой царила музыка. Все родственники со стороны отца Николая Александровича – певцы, мастера игры на народных инструментах, а со стороны матери Евдокии Ивановны сестры пели в хоре. Сама Евдокия Ивановна – ученица Мазетти – обладала лирическим сопрано и мечтала стать оперной певицей, но, выйдя замуж, посвятила жизнь семье. Юрий с раннего детства бредил музыкой, учился игре на рояле, импровизировал.

1920-е
В доме Дудовых царила атмосфера творчества. На стенах квартиры висели этюды
А.С. Степанова, С.Ю. Жуковского, Л.В. Туржанского, А.А. Рылова. Вечера, на которых собирались гости, носили характер концертов. Приходили А.В. Нежданова, Н.С. Голованов,
Л.В. Собинов, А.И. Южин, С.Я. Лемешев и другие знаменитости того времени. Летом семья выезжала на дачу в Подмосковье, куда приезжало много гостей, в их числе художник
Ф.Ф. Федоровский с которым Юрий начал писать натурные этюды, пробуя силы в живописи. Выбор между музыкой и живописью был сделан в пользу живописи. 

1925 – 1928
Учился в частном заведении Масленниковой.

1928 – 1936
Учеба в средней школе.

1936 – 1940
Учился в Московском областном художественном педагогическом училище изобразительных искусств памяти восстания 1905 года у Н.П. Крымова.
За дипломную работу на тему «Освобождение Белоруссии» получил диплом с отличием. 

1940 – 1944
Учеба в Московском государственном художественном институте у И.Э. Грабаря,
С.В. Герасимова, П.И. Петровичева, А.В. Лентулова.

 

1941 
С началом Великой Отечественной войны работал в плакатной бригаде противовоздушной обороны Москвы.

1942
С 1942 года работал на Живописно-производственном комбинате Московского отделения Художественного Фонда СССР.

1944 – 1945 
В годы войны произошло знакомство с В.К. Бялыницким-Бирулей. Поездки на его дачу «Чайка», совместная работа с известным русским пейзажистом на этюдах, позволили
Ю.Н. Дудову обрести то сокровенное, что стало присуще ему как художнику.

1945 – 1946
Большое значение имело знакомство, творческое общение и совместная работа на этюдах с Д.М. Тарховым.

1947
Становится членом Московского Товарищества художников. Выполняя заказы Товарищества, совершал многочисленные творческие поездки, которые расширили кругозор художника. 

1950-е
В пятидесятые годы основной темой художника становится лирический пейзаж.  Художник совершает творческие поездки на Урал и Валдай.
Женитьба на Марине Яковлевне Орловой (1923-2004).
Написаны картины «На вечерней заре» (1953), «Теплый февраль», «Апрель. Подмосковье» (обе 1955), «Песнь весны» (1957), «К осени», «Полдень», «Вечерний пейзаж с лошадьми»
(все 1950-е) и другие.

1950
Становится кандидатом Московского отделения Союза художников.

1952
Рождение дочери Ольги.

1953
Принят в Союз художников СССР. Несмотря на напряженную творческую деятельность, на участие во всех проходящих в Москве выставках и поездках по стране, вел большую общественную работу в Московском отделении Союза художников. Был заместителем председателя комиссии по пейзажу (1954), затем – ее председателем (1956), работал в составе выставкома, избирался членом художественного совета Комбината живописного искусства

1960-е
Продолжение активной творческой работы. Художник совершает поездки в Казахстан, Дагестан, по средней полосе России, на Север, в Среднюю Азию.
В шестидесятые годы написаны картины «Снег сходит», «Дворец Съездов» (обе 1960), «Пути-дороги» (1962), «Ледоход» (1964), «Суздаль. Архиерейские палаты», «У переезда»
(обе 1965), «Снег сходит», «Холодная весна» и «Осенний вечер» (все 1966), «Кружево весны», Карелия» (обе 1967), «Биби-Ханым», «Шахи-Зинда. Четыре мавзолея», «Заонежье. Белая ночь», «Весна. Изборск» (все 1968), «Разлив на Истре», «На реке Пскове», «На весеннем солнце», «Бухара. Старая улочка», «Церковь Николы в Пыжах» (все 1969) и другие.

1962
В Москве в залах Центрального Дома работников искусств состоялась первая персональная выставка «Лирический пейзаж».

1965
Рождение сына Владимира.

1968
В академгородке в городе Пущине на Оке прошла персональная выставка «Архитектура и пейзаж».

1970-е
Наиболее плодотворные годы. Работая по договорам, получая заказы и командировки, часто ездит в различные, подчас отдаленные уголки страны – посещает Киргизию, строительство Братской ГЭС, Кольский полуостров, Туркмению. Благодаря большой трудоспособности и собранности, из каждой поездки художник привозит богатый материал, необходимый для создания больших, серьезных картин, которыми постоянно участвует на выставках.   В семидесятые годы написаны картины «Старая Москва»,
«К осени», «Старая Бухара», «Самарканд, ночь (Шахи-Зинда)», «Белая ночь на озере» (все 1970), «Коломенское, март», «Белые ночи. Карельский пейзаж» (обе 1971), «Золотой вечер», «Древняя Хива», «На Майне (Верховье Енисея)», «Апрель в Боровске» (все 1972), «Под Боровском», «На Истре. Весенние воды», «Октябрь» (все 1973), «Уголок Замоскворечья», «Зимний пейзаж» (обе 1974), «Вновь пришла весна», «Колвица, Белая ночь», «Вечерний Кремль» (все 1975), «Северный пейзаж» (1976) и другие.

1970
Награжден медалью «За доблестный труд».

1976
Присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР».
Скончался 29 апреля в Москве. Похоронен на Калитниковском кладбище.

Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, в музеях России, Украины, Киргизии, в галереях и частных собраниях в России и за рубежом.

Персональный сайт художника http://www.dudovart.ru

Личные страницы на сайтах https://goskatalog.ruhttps://lerars.livejournal.com, http://www.artpanorama.su, https://sovcom.ru 

Выставочная деятельность началась в 1947 году с участия в выставке, посвященной 30-й годовщине Великой Октябрьской революции. Участник многочисленных московских, республиканских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок.

Персональные выставки:

1962, 1976, 2005 Москва;
1968 Пущено Московская область.

«Дудов не выдвигал новых теорий и не делал «переворотов» в искусстве, он был продолжателем лучших традиций русской живописи. Его творчество исполнено искренности, глубины чувств, отличается тонким раскрытием состояний природы, умением выразить то, что волновало его на родной земле, то, что дорого и нашей душе».
Н.П. Петровичева
(Цитата из статьи «Лирическое восприятие мира». Журнал «Художник». №7. 1983. С.25).

В коллекции творчество художника представлено живописными произведениями.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх