БЯЛЫНИЦКИЙ-БИРУЛЯ Витольд Каэтанович

1872-1957

Живописец-пейзажист, автор охотничьих рассказов.

1872
Родился 31 января в деревне Крынки близ местечка Белыничи Могилевской губернии Российской империи в семье состоятельного арендатора земли Каэтана Витовича Бирули. 

1872 – 1885
В детские годы будущего художника, отец служил в днепровском пароходстве и часто брал сына в плавание по Днепру, Припяти и Сожу. Эти поездки способствовали развитию любви к родной природе и желанию перенести увиденное на холст или бумагу. Витольд начал неплохо рисовать в 5-6 лет, к 10 годам у него уже просматривался талант художника. Однако родители были категорически против такого увлечения, так как считали дело не престижным. 
Некоторое время жил в Киеве у старшего брата Александра. Учился во Владимирском Киевском кадетском корпусе. 

1885 – 1889
Учеба в Киевской рисовальной школе у Н.И. Мурашко.

1889 – 1896
Учился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у
И.М. Прянишникова, Н.В. Неврева, С.А. Коровина, В.Д. Поленова. Под влиянием педагогов увлекся пейзажной живописью.
Знакомство с И.И. Левитаном, работа в его мастерской. 

1892
На выставке студентов МУЖВЗ П.М. Третьяков приобретает для своей галереи полотно «Из окрестностей Пятигорска», подписанную фамилией Бируля.
Последующие свои картины художник подписывает как В. Бялыницкий-Бируля, добавляя к своей фамилии название родного Белыницкого (Бялыницкого) района Могилевщины.

1897
Становится участником Московского общества любителей художеств (МОЛХ), Московского товарищества художников (МТХ).

1899
За картину «Весна идет (К весне)» получил первую премию им. Д.П. Боткина на конкурсе МОЛХ. 
Посетил Стокгольм.
Впервые участвует в выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).

1900-е – 1910-е
В начале 20 века художник много путешествует по странам Европы: Голландии, Франции, Германии, Бельгии, Дании, Норвегии. Изучает опыт знаменитых живописцев Запада.
Женитьба на Ольге Ивановне Сувировой, выпускнице МУЖВЗ.
В своей живописи развивает традиции «русского импрессионизма», подобно И.Э. Грабарю, К.Ф. Юону и В.Н. Бакшееву.
Написаны картины «Вечные снега» (1901), «Ранняя весна» (1902), «Мартовские сумерки» (1903), «Вечер» (1904), «Начало весны» (1905), «В конце зимы» (1907), «Дни ранней весны» (1908), «В час тишины. Удомля» (1909-1911), «Зимний сон» (1911), «Тихая светлая ночь» (1912), «Весна идет» (1913), «Лунная деревня» (1914), «Изумрудная весна» (1915), «Канун Октября. Бои у Никитских ворот» (1917), «Ранняя весна», «Пейзаж с церковью» (обе 1919) и другие.

1901
За картину «Вечные снега» награжден золотой медалью на Кавказской юбилейной выставке.

1903
Рождение дочери Любови. 

1904
Становится постоянным членом ТПХВ.

1908
За картину «Дни ранней весны» удостоен звания академика.

1909
За картину «В час тишины. Удомля» награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене.

1911
Награжден почетной медалью Мюнхенской международной выставки за картину «Час тишины».
За картину «Зимний сон» награжден бронзовой медалью на Международной художественной выставке в Барселоне.

1912
Художник приобрёл участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан, и построил здесь дачу с мастерской, названную «Чайкой». 
С «Чайкой» связана большая часть творческой и личной жизни мастера. Озеро Удомля и его окрестности стали неисчерпаемым источником мотивов для творчества. Сюда приезжали работать друзья-художники – А.С. Степанов, Н.П. Богданов-Бельский,
С.Ю. Жуковский, А.В. Моравов. 
В Советское время в «Чайку», оставленную художнику в личную собственность, приезжали на охоту члены партии и правительства.

1917
Участвует в организации объединения художников-живописцев, графиков и скульпторов «Изограф».

1918
На даче «Чайка» организовал художественную школу для крестьянских детей, где преподавал рисование. 

1920-е
В советское время продолжает развивать традиции русского лирического пейзажа конца XIX века, становится одним из создателей жанра мемориального пейзажа.
Написаны картины «Лесная речка зимой» (1920), «Зимний день» (1926), «Талые воды. «Чайка» (1927), «Деревья над рекой» (1928), «Озеро» (1927-1929) и другие. 

1920
От чахотки умирает Ольга Ивановна, жена художника.

1921
Женитьба на Нине Алексеевне Лавренёвой.

1922
Вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

1924
Написан цикл пейзажей и интерьеров Горок Ленинских. 

1927
Принимает участие в создании Объединения Художников Реалистов (ОХР). 

1928
Написана серия пейзажей Ясной Поляны – усадьбы Л.Н. Толстого.

1929
Смерть Нины Алексеевны.

1930-е
Художник много путешествует по стране. Его интересуют первые опыты реконструкции сельского хозяйства в совхозе «Гигант» и коммуне «Сейбит», строительство «Азовстали», преобразование Севера. 
В 1933, 1935 и 1937 годах он побывал в Заполярье, чему посвящены несколько серий пейзажей.
Написаны картины «Лед прошёл» (1930), «За Полярным кругом. Кандалакша» (1935), «Ясные дни ранней весны», «Заполярная Нивогэс» (1936-1937) и другие.  

1932
Вступил в Союз художников СССР.

1936
Художник посещает пушкинские места – Михайловское и Тригорское – и привозит оттуда серию картин. 

1937
Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

1940-е – 1950-е
Продолжение творческой работы над пейзажами средней полосы России. Написана серия картин, запечатлевших памятники древнерусского зодчества в окрестностях Архангельска.
Написаны картины «Зацвела калужница», «Вечер юного мая» (обе 1940), серия пейзажей усадьбы П.И. Чайковского в Клину (1942), цикл пейзажей и интерьеров Горок Ленинских (1945), картины «Белоруссия. Вновь зацвела весна» (1947), «Ранняя весна» (1940-е), «Конец зимы» (1954) и другие.

1943
Награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

1944
Поездка в Архангельск.
Присвоено звание «Народный художник Белорусской ССР».

1947 
Приезжал на родину, где работал в окрестностях Минска. Результатом поездки стал цикл произведений, объединенных идеей послевоенного возрождения Беларуси.
Избран действительным академиком Академии художеств СССР.
Присвоено звание «Народный художник СССР».
Женитьба на художнице Елене Алексеевне Стройковой (урожденной Алексеевой).  

1948
Скоропостижная смерть дочери Любы. Смерть дочери глубоко потрясла художника, осенью того же года он перенес инсульт, после которого был частично парализован.

1949
Награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

1957
Скончался 18 июня на даче «Чайка». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В усадьбе «Чайка» находится Центр культуры и искусства художника В.К.Бялыницкого-Бирули – Филиал Государственной Тверской галереи. Часть залов Центра занимают постоянные художественная и мемориальная экспозиции, посвященные В.К.Бялыницкому-Бируле и другим художникам, связанным с Удомельским краем -
И.И. Левитану, С.Ю. Жуковскому, А.С. Степанову, А.В. Моравову, К.А. Коровину. В других постоянно проходят выставки работ тверских, московских и петербургских художников. При Центре работают детские студии народных ремесел. 
В Белыничах и в Могилёве действуют художественные музеи имени В.К. Бялыницкого-Бирули, где экспонируются десятки полотен художника. В Могилёве у музея установлен бюст художника.
В городском поселке Белыничи и в Могилёве именем живописца названы улицы.
На месте бывшего фольварка Крынки, где родился художник, установлен мемориальный знак.

Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, в музеях Костромы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Воронежа, Томска, Челябинска, Ставрополя, Сочи, Одессы, Днепропетровска, Киева, Минска (Национальный художественный музей Республики Беларусь), в частных собраниях в России и за рубежом. 
В Минске в Национальном художественном музее Республики Беларусь представлено более 600 живописных произведений В.К. Бялыницкого-Бирули, охватывающих все периоды его творчества. 

Личные страницы на сайтах https://www.rah.ru, http://tphv.ru, https://www.stydiai.ru, https://news.myseldon.com, https://www.belta.by

Выставочная деятельность началась в 1891 году с участия в выставке студентов МУЖВЗ.
Участник выставок МУЖВЗ (1891-1897); МОЛХ (1897-1900, 1906, 1907); МТХ (1897, 1899, 1900, 1903); ТПХВ (1899-1989); 1901 Тифлис (?); Мюнхенский Сецессион (1909-1912); Осенняя 1911 С.-Петербург; 1911-1912 Барселона; 2-я Государственная 1919 Москва; 1-я Государственная 1919 Петроград; 1920 Козьмодемьянск; АХРР (1923); ОХР (1927, 1928); Юбилейная 1928 Москва; ССХ (1931); Художники РСФСР 1932-1933; РККА 1933-1935; 1936 Москва; 1937 Ялта; Пушкинская 1937 Москва; РККА 1938 Москва; Всесоюзная 1939; 1941 Москва ГТГ; 1942 Новосибирск; 1942-1943 Москва; Всесоюзная 1943-1944; 1944 Москва; 1945 Ульяновск; 1946 Москва Дом ученых; Всесоюзная 1946; Всесоюзная 1947; 1948 Рига; 1949 Берлин, Дрезден, Будапешт; 1949 Вильнюс; 1949 Минск; 1951 Варшава; 1951 Псков; 1952 Дели, Калькутта, Бомбей; 1955 Москва, Каунас; 1957 Варшава.

Групповые выставки:

1944 Москва (Совместно с В.Н. Бакшеевым, И.Э. Грабарем, Е.Е. Лансере, В.Н. Мешковым, И.Н. Павловым, К.Ф. Юоном).

Персональные выставки:

1936, 1937, 1947, 1954, 2022 (РАХ) Москва; 
1962, 1972, 1978/1979, 1982, 1997 Минск;
1967 Могилев;
1978/1979 Молодечно, Пинск;
1979 Тригорское;
1986 Таллин;
1988 Полоцк;
1989 Ушачи, Гурины;
1990 Витебск.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля – выдающийся русский художник-пейзажист, который в своем творчестве продолжал и развивал традиции русского лирического пейзажа XIX века.

В коллекции творчество художника представлено удомлевским этюдом.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх