Живописец, график, художник-монументалист, мастер декоративно-прикладного искусства.
1905
Родилась 9 сентября 1905 года в Санкт-Петербурге в семье генерала-майора Александра Ефимовича Жданко (1858-1917). Старшая сводная сестра Ерминия (1891- ?) была участницей полярной экспедиции Г.Л. Брусилова на шхуне «Святая Анна» (1912- ?). Младшая сестра Татьяна (1909-2007) была крупнейшим специалистом по этнографии народов Средней Азии и Казахстана. С 1945 по 1959 года была начальником этнографического отряда, заместителем начальника Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, при ее участии в 1950 году в экспедицию был зачислен художник И.В. Савицкий, впоследствии основатель и первый директор музея в Нукусе.
1920–1927
Училась в Киевском государственном художественном институте в мастерской монументальной живописи у Льва Юрьевича Крамаренко, ставшего впоследствии ее мужем.
1920–1921
Была в Межигорье вместе с керамической мастерской, организованной Л.Ю. Крамаренко.
1924
Совершила учебную поездку в Ленинград, где посетила Государственный институт художественной культуры.
1926
Совершила поездку на Кавказ совместно с Л.Ю. Крамаренко.
1927–1932
В 1927 году вступила в Общество современных художников Украины. Работала над фресками для конференц-зала Киевской Академии наук. Выполняла плакаты на антирелигиозную тему (1929-1931), занималась росписью по фарфору. Написаны картины «Безпризорники» (1927, экспонировалась на Всеукраинской выставке к Х-летию Октября), «Каменщики на Днепрострое» (1929).
1932
Переезжает в Москву. Далее живет и работает в Москве. Вступает в Союз художников СССР.
1934–1935 Вместе с Л.Ю. Крамаренко впервые едет в Бухару и Самарканд. Мнрго работает с натуры. Написаны этюды «Базар в Самарканде» (1934), «Базарный день» (1934), «Переулок в Бухаре» (1935), «Базарный день в Бухаре» (1935), «Улица в Бухаре» (1935). Затем неоднократно путешествует по Азии, Крыму, Кавказу. Эти поездки оказывают решающее влияние на формирование образного мира и стилистического строя ее искусства. На протяжении всей жизни она находится под неизменным очарованием, неповторимостью и красотой южного пейзажа.
1936–1941
Совершает творческие поездки на Кавказ, в Крым. Написаны этюды «Берег моря в Сухуме» (1937), «Пляж закрыт» (1939), «Ялта. Прибой» (1939), «Апрель» (1941).
1941
Вместе с мужем уезжает из Москвы в эвакуацию в Среднюю Азию.
1942
Болезнь и смерть мужа в Самарканде.
1943–1945 Вскоре после смерти мужа возвращается в Москву и добивается командировки в только что отвоеванные Орел и Брянск, где много работает и выставляется до конца Великой отечественной войны.
1945–1965
Совершает частые поездки по малым городам России, создает серию работ «По русским городам». Выполнены большие серии работ «Молодые строители Москвы» и «Средняя Азия».
С начала 1950-х до конца жизни художницы, в ее комнате в коммунальной квартире на Арбате работала вечерняя студия рисунка.
Работает в Комиссии по народному искусству при Союзе художников СССР. Все эти годы регулярно совершает поездки в Среднюю Азию, во время которых особенно увлекается восточной голубой керамикой.
1996
В Государственном музее Востока в Москве прошла выставка «Мир художника». Творчество Л.Ю. Крамаренко и И.А. Жданко.
1999
Скончалась 23 мая в Москве. Похоронена на Введенском кладбище.
Произведения художницы представлены в музейных и частных собраниях в России, Украине, Узбекистане и других странах.
Личные страницы на сайтах: http://rusavangard.ru; http://www.artmuseum.ru/author; http://art-nostalgie.com.ua/Zhdanko.
Выставочная деятельность началась в 1924 году с участия в Профессиональной художественной выставке, организованной в Киеве Секцией изобразительного искусства Всеукраинского Союза работников искусств. Участница городских, республиканских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок.
Персональные выставки:
1941 (совместно с И.С. Копиным), 1945 (совместно с И.Е. Вилковир), 1985, 1996 (совместно с Л.Ю. Крамаренко) Москва;
1969, 1983 Подольск, Московская обл.;
2001 Киев (Музей истории Киева).
«Ирина Александровна Жданко – художник тонкого поэтического видения, талантливый живописец, в простом и обыденном умеющий увидеть значительное и прекрасное.
Излюбленный ее жанр - пейзаж. Но пейзажи И. Жданко – это никак не ландшафты или виды той или иной местности. Это скорее пейзажи-жанры, отражающие неразрывную связь человека и природы. Поэтому восточные улочки или базары, которые она так любит писать, всегда населены людьми. Все движется, переливается. Нет застывших форм, нет позирующих персонажей, все дано в движении, трепетности и мимолетности мгновения. А самое главное пейзажи Жданко одухотворены, очеловечены».
(Абрамова А.; цит. из каталога выставки «Ирина Александровна Жданко. Живопись. Графика». Москва. 1983. С. 3).
Следует отметить значительный вклад, который внесла Ирина Александровна в образование коллекции русского авангарда в Каракалпакском музее искусств имени И.В. Савицкого. Она не только рекомендовала основателю Музея художников, чьи работы стоит приобрести, но и представляла его, с целью покупки их произведений для музея. Жданко безвозмездно передала ряд своих ценнейших экспонатов в дар Музею. Одним из них является серия композиций Любови Поповой.
Сестер Жданко Ирину Александровну и Татьяну Александровну по праву можно считать крёстными мамами возникновения мирового феномена знаменитого Государственного музея Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого. Их роль в этом значительна и не до конца осознана.
В коллекции творчество художницы представлено ее графическими произведениями.