Художник монументалист, живописец, график, плакатист, педагог, автор книг и статей по изобразительному искусству и воспоминаний.
1900
Родилась 28 марта в Симферополе, в семье ученого-гидробиолога С.А. Зернова.
1902 – 1914
Семья Зерновых живет в Севастополе. Детские рисунки. Учеба в гимназии.
В 1914 году переезд семьи в Москву.
1914 – 1918
Учеба в московской гимназии Л.О. Вяземской. Занятия в художественной студии
Ф.И. Рерберга. Обучение на физико-химическом факультете МГУ (не окончено).
1919 – 1924
Обучение во 2-х Государственных свободных художественных мастерских у И.И. Машкова, затем в 1-х Государственных свободных мастерских у А.В. Шевченко, на базе которых основан ВХУТЕМАС, а также в мастерской Д.П. Штеренберга. Дипломные работы – картины «Труд», «Двойной портрет», «Мотор».
Еще студенткой сближается с группой художников-основателей Общества станковистов (ОСТ).
1925 – 1927
Работала иллюстратором в журналах «Искорка», «Пионер», «Колхозные ребята», «Красная нива», «Безбожник у станка», в издательствах «Посредник», «Долой неграмотность», Учпедгиз и других; делала плакаты, продолжала заниматься живописью.
1928 – 1931
После участия в IV-й выставки ОСТа (1928), становится деятельным участником Общества.
После раскола ОСТа (1931) вступила в «Изобригаду» – Общество, объединившее приверженцев «производственной тематики».
1929 – 1933
Участие в выставках ВОКС (Всесоюзного общества культурной связи с заграницей). Работы художницы экспонируются в Амстердаме, Нью-Йорке, Бостоне, Стокгольме, Берлине, Вене, Цюрихе, Венеции, Мадриде, Париже, Лондоне и других городах Европы и Америки.
1932
Вступление в Союз художников СССР.
1932 – 1940
Творческие командировки в районы промышленных новостроек.
По направлению Политуправления Красной Армии находилась в танковых частях, где писала этюды на маневрах, рисовала рядовых и командиров.
1939
Участвовала в создании панно для Советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Работала над панно в павильоне Дальнего Востока на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
1940
По заданию Оргкомитета Союза художников СССР находилась в Кишиневе, участвуя в создании Союза художников Молдавской ССР.
1941
С начала Великой Отечественной войны вместе с группой московских художников работала в маскировочном батальоне. В конце года выехала в Боровое, где на базе Академии наук находилась ее семья.
1942
По мобилизации райкома партии была политруком в колхозе «Боровое». Поздней осенью вернулась на базу Академии наук и до возвращения в Москву в 1943 году создала серию портретов академиков.
1944
По заданию военно-медицинского музея находилась на Первом Прибалтийском фронте, где делала зарисовки в госпиталях, медсанбатах, операционных.
1946 – 1952
Преподавание в Московском институте прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ). Работа в театре и кино (совместно с Ю.И. Пименовым).
1946
По направлению политуправления Советской Армии находилась в Севастополе, где писала этюды на улицах разрушенного города. На основании этих этюдов были осуществлены картины «В освобожденном Севастополе» (1947), «Венок адмиралу Нахимову» (1950), а также композиция «Л.Н. Толстой на Четвертом бастионе» (1954).
1953 – 1971
Преподавание в Московском текстильном институте.
1954 – 1958
Общественная работа, работа в театре. Изучение шпалер.
1957 – 1958
Председатель художественного совета по монументальной живописи при Комбинате декоративно-оформительского искусства.
1959 – 1969
Монументальная живопись, эскизы и росписи. Монументальные работы для Выставочного зала в Ялте, Химического комбината в Салавате, Института проктологии в Москве.
1967
Избирается председателем правления Художественного фонда СССР.
1969 – 1978
Эскизы и осуществление мозаик и панно для Института океанологии в Москве и Геленджике, Всесоюзного заочного пищевого института в Москве, сграффито на здании ПТУ №153 в Москве. Серия станковых работ «Чудеса зоопарка».
1974
Присвоено звание Заслуженного художника РСФСР за достижения в области изобразительного искусства.
1976
В Москве в издательстве «Советский художник» выходит книга «Будущем художнику об искусстве живописи».
1979 – 1993
Панно для Музея антропологии в Москве, мозаики Дворца юных пожарников в Москве. Эскизы и картоны. Пейзажи. Натюрморты.
1985
В Москве в издательстве «Советский художник» выходит книга «Воспоминания монументалиста».
1995
Скончалась 23 апреля в Москве.
Произведения художницы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее современной истории России, Волгоградском художественном музее, Астраханской картинной галерее, Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан
им. И.В. Савицкого в Нукусе, Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим», Национальном музее Варшавы (Польша), Музее русского искусства в Миннеаполисе (США), в частных собраниях в России и за рубежом.
Персональные страницы на сайтах https://goskatalog.ru, https://maslovka.org, https://nasledie-journal.ru, https://victorymuseum.ru, https://yavarda.ru, https://ot-ido.art, http://www.artpanorama.su.
Выставочная деятельность началась в 1923 году с участия в 1-й выставке станковых художников в Москве. Участвовала в выставках: «Графика и книжное искусство в СССР» (1929, Амстердам), Художественно-кустарная СССР (1929, Нью- Йорк, Филадельфия и др.), приобретений Государственной комиссии (1930, Москва), советского искусства (1930, Берлин; 1931, Швейцария; 1932, Кенигсберг; 1933, Копенгаген, Варшава), 17-я и 18-я Биеннале (1930, 1932, Венеция), 30-я Международная (1931, Питтсбург), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932, Ленинград; 1933-1934, Москва), «15 лет РККА» (1933, Москва; 1934, Ленинград, Киев; 1935, Харьков), женщин-художников (1938, 1948, 1949, Москва), «Индустрия социализма» (1939, Москва), Всесоюзные художественные (1947,1950,1957-1958, Москва), к 1-му съезду СХ СССР (1957, Москва) и других.
Групповые выставки:
1975 Москва (Е. Зернова и другие).
Персональные выставки:
1935 Магнитогорск;
1936, 1944, 1946, 1947, 1960, 1970, 1978, 1980, 1985 (2 выставки), 1987 (совместно с Батуриным), 1989 (2 выставки), 1995, 2000, 2015 Москва;
1940 Кишинев;
1942 Боровое, Щучинск;
1988 Севастополь.
Екатерина Сергеевна Зернова – известная московская художница, в чьем творчестве различных периодов ярко отразились последовательно сменявшиеся художественные концепции – индустриальная романтика двадцатых годов, триумфальная громогласность тридцатых, героико-патриотический пафос сороковых, бытовая лирика пятидесятых, поэтика «сурового» стиля шестидесятых.
В коллекции творчество художницы представлено живописными произведениями.