1879
Родился 19 (31) мая в селе Шестаковка Самарской губернии третьим ребенком в семье священника. Будущему художнику было три с половиной года, когда умер отец, и мать отдала сына на воспитание дяде – доктору,
у которого он жил до шести лет, а затем перешел к другому дяде, политическому
ссыльному. Братья со стороны матери были революционерами-народниками.
1895–1902
Учился в Самарской духовной семинарии (после сельской школы). Пробуждение интереса к чтению и рисованию.
Уроки рисования давал художник К.Н. Воронов, выпускник Петербургской Академии
художеств. В эти годы совершил два больших путешествия: первое – по маршруту
Симбирск, Казань, Кострома, Ярославль, Вологда, Архангельск, Белое море,
Москва; второе – по маршруту Саратов, Воронеж, Чернигов, Киев, Екатеринославль,
города побережья Крыма, Новороссийск, Царицын. Во вторую поездку решает стать
художником. В последние годы пребывания в школе связь с кружком самарских
революционеров, чтение нелегальной литературы.
1902–1905
Учился в Харьковском ветеринарном институте. Участвовал в студенческом движении. В студенческие годы искусством занимался урывками, посещал частную
студию Е.Е. Шрейдера, где учился вместе со своими соучастниками по
студенческому движению – будущими художниками Г.С. Верейским и К.Н. Истоминым.
Совершил совместно с Верейским поездку в Москву для знакомства с собраниями С.И.
Щукина и И.А. Морозова.
1905
В октябре принимал участие в митингах, демонстрациях, постройке баррикад, был дружинником... В ноябре работал агитатором в Самарской губернии среди крестьян, рабочих и солдат.
1906
Бежит за границу в Мюнхен. Поступает в школу Ш. Холлоши, где в то же время работали В.А. Фаворский, К.Н.
Истомин и другие русские художники. Работает у Холлоши три зимы в Мюнхене и
одно лето в Венгрии. В Мюнхене ежедневно посещает Старую Пинакотеку, изучает
собрание картин и собрание кабинета гравюр. Знакомится с выставками обмена
между Мюнхеном и Парижем (ретроспективные выставки Сезанна, Ван Гога, выставки
импрессионистов Англии, Испании, Франции).
1906–1909
Пребывание за границей (Германия, Австрия, Швейцария, Венгрия). Постоянные материальные лишения. Занимается репетиторством для
заработка. В 1909 году возвращается в Россию и едет в Москву.
1909–1913
Вместе с В.А. Фаворским и К.Н. Истоминым посещает студию К.Э. Киша (венгра, женатого на русской). Встреча с А.В. Фонвизиным, с которым
познакомился в Мюнхене. Близость оценок тогдашней Московской художественной
среды. Обоюдное решение вновь пройти живописную школу. Поиск своего пути в
живописи.
1912
Совместно с А.В. Фонвизиным оформляет интерьер в доме художника В.О. Шервуда. Женится на Анне Николаевне Богомоловой, с которой знакомится в семье
В.О. Шервуда.
1913
Рождение сына Алексея.
1914–1915
По приглашению А.В. Фонвизина переезжает в город Молога Ярославской губернии. Углубленная, напряженная работа над натюрмортом, пейзажем, портретом.
Творческое содружество художников продолжается и в последующие годы.
1915–1920
Жил в Тамбове и в деревне Карандеевка Тамбовской губернии. Участвует в оформлении Тамбова к 1-ой годовщине Октябрьской
революции, принимает участие в организации и преподает в художественной студии
Губпролеткульта (открыта в 1919 году под руководством А.В. Фонвизина). В
Карандеевке организует библиотеку, Народный дом с театром, где как режиссер
ставит спектакли. Работает в Карандеевке почти каждое лето на протяжении всей
жизни.
1916
Рождение дочери Елены.
1918
Рождение сына Бориса.
1920–1921
Служит в Красной Армии в политпросвете при 6-м боевом участке вместе с А.В. Фонвизиным.
1922
Переезд в Москву, работает сторожем в музее в Никольско-Урюпине. Становится членом-учредителем и экспонентом первой выставки
художественного объединения «Маковец».
1923-1930
Преподает на Рабфаке искусств при Вхутемасе-Вхутеине живопись и рисунок, заведует изоотделением (1923-1924). Работает в методической комиссии
по ИЗО при Главпрофобре.
1924
Смерть жены.
1928
Командировка на Балтийский судостроительный завод.
1930–1931
Работает по контрактам с Изогизом.
1931
Женится на Вере Петровне Никольской. Участвует в создании МОССХа.
1932
Рождение сына Андрея. Командировка в Крым. Работа в Балаклаве, в экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).
1932–1935
Преподает живопись в Московском областном ИЗО-техникуме им. 1905 года. Принимает участие в создании колхоза «Пролетарий» в селе
Карандеевка Тамбовской области. Смерть дочери Елены.
1936–1941
Доцент кафедры Московского института изобразительных искусств.
1937
Рождение сына Дмитрия.
1939
Смерть сына Дмитрия.
1941
Эвакуация с семьей в Тамбовскую область.
1942
Гибель на фронте сыновей Алексея и Бориса.
1943
Возвращается в Москву. Преподает живопись и рисунок на режиссерском факультете Театрального института им. А.В. Луначарского.
1944–1951
Преподает живопись и рисунок в Московской городской детской художественной школе.
1948
В феврале кровоизлияние в мозг. Три месяца в тяжелом состоянии. Возвращается к работе в детской
художественной школе.
1952
Повторный инсульт. Прекращает работу в детской художественной школе. Парализована правая рука.
I960
Скончался 31 января в Москве. Похоронен на Даниловском кладбище.
Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ, в картинных галереях и частных собраниях в России, а также в галереях и частных собраниях в Германии, Израиля, Испании, США, Франции.
Личные страницы на сайтах: http://museum.ru; https://artnow.ru; http://alexgin.ru
Принимал участие в выставках объединения «Маковец» (1-я — 1922 и 3-я — 1925), в выставках: ОМХ (1928); АХР — «Дети в искусстве» и 1-й передвижной Наркомпроса (1929). Участник выставок «Художники РСФСР за 15 лет», «15 лет РККА», «XX лет РККА и Военно-морского флота», заграничных выставок, организуемых ВОКС в Амстердаме (1929), Нью-Йорке (1929), Берлине (1930). Принимал участие в выставке к 100-летию со дня рождения Ш. Холлоши в Академии художеств в Москве (1957). С конца 1980-х произведения художника экспонируются на всех сколько-нибудь значительных отечественных и зарубежных выставках советского искусства 20-30-х годов.
Персональные выставки:
1929 (совместно с А.В. Фонвизиным) 1935, 1936, 1961, 1984, 2011 (ГТГ) Москва.
Замечательный русский художник – Константин Клавдианович Зефиров в молодости принимал активное участие в студенческом революционном движении, но впоследствии, став художником, стремился укрыться от давления политической и социальной реальности во «внутренней» эмиграции -– в своем творчестве. Он сосредоточился на создании камерных пейзажей, портретов, видов домашних интерьеров, натюрмортов, том, что принято называть «тихим» искусством.
В коллекции творчество художника представлено рисунками, сделанными в деревне Карандеевке, в которой он часто жил и работал на протяжении всей жизни.
(При составлении биографии художника использовались материалы, опубликованные в альбоме «Константин Зефиров. Не мертвая натура, а тихая жизнь», изданном ГТГ в 2011 году).