Живописец, рисовальщик и гравер.
1787
Родился 6 августа во Пскове в семье солдата, дослужившегося до чина унтер-офицера.
1796
Семья художника перебралась в Санкт-Петербург, где отец художника, вышивший в отставку, устроился служить вахтером в Академию художеств и получил маленькую комнату при Академии.
1797
В десятилетнем возрасте поступил воспитанником в Академию, где показал большие успехи в рисовании.
1798 – 1809
Учился в Академии. Занимался архитектурой у Тома де Томона, пейзажной живописью – у Ф.Я. Алексеева и, вероятно, у М.М. Иванова. По окончании Академии получил аттестат
I степени.
1809 – 1812
В качестве помощника Ф.Я. Алексеева участвовал в экспедиции по городам Средней России (Москва, Воронеж, Орел).
1812 – 1814
В период Отечественной войны выполнял обязанности художника при квартире русской армии, присутствовал при вступлении русских войск в Париж. Результатом поездки стала картина «Торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в Париже на площади Людовика XV…».
1814
Присвоено звание Академика живописи. Написана картина «Вид Невы со зданием Кунсткамеры и Петропавловского собора».
1815
Начало преподавательской деятельности в Академии. Одновременно с преподаванием, художник продолжал заниматься творчеством.
1817
Направлен Академией «для снятия видов окрестностей Москвы». Написана картина «Парад на Дворцовой площади. 1815 г.». Рождение сына Сократа, в последствии ставшим продолжателем дела отца.
1819
Написана картина «Вид летних гор на Крестовском острове в Петербурге».
1820 – 1821
По поручению правительства совершил путешествие в Палестину, где он вычертил, вымерил и зарисовал все главнейшие места, чтимые христианами. Трудность этого предприятия заключалась в том, что все измерения и рисунки надо было делать тайком от надзора местных мусульманских властей. Кроме храмов, Воробьёв нарисовал несколько пейзажных видов Иерусалима и Мёртвого моря, а по пути в Палестину — виды Константинополя, острова Родоса, Смирны, Яффы и др. Все эти материалы для будущих картин заключались в 90 листах акварельных рисунков, частью эскизных, частью весьма оконченных. Позднее по привезенным материалам были написаны картины «Вид Иерусалима» (1821), «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» (1822), «Берег Черного моря», «Внутренний вид Армянской церкви в Иерусалиме» (обе 1820-е), «Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме» (1824), «Босфор. Вид на Константинополь» (1829) и другие.
1823
Назначен профессором пейзажного класса Академии художеств в Санкт-Петербурге. Написаны картины «Преддверие храма Воскресения в Иерусалиме» и «Нева со стороны Троицкого моста при лунном освещении».
1824
После смерти Ф.Я. Алексеева занял место руководителя класса перспективной живописи.
1827
Назначен советником по перспективной живописи.
1828 – 1829
Во время русско-турецкой войны был прикомандирован к Главной квартире 2-й армии на Дунае для написания этюдов, с которых по возвращении в Петербург исполнил ряд картин, среди них «Берег моря близ Варны», «Установка телеграфа в Шумле близ Варны».
1830-е – 1850-е
Продолжение творческой и преподавательской работы. Воробьев воспитал несколько десятков учеников, среди которых было немало отличных пейзажистов (И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов, Л.Ф. Лагорио, Г.Г. и Н.Г. Чернецовы и другие).
Материально Воробьев был поддерживаем заказами Государя и других высочайших особ, пожизненной пенсией за успешное выполнение палестинского поручения; кроме того, он писал картины для графа А.X. Бенкендорфа, князя М.С. Воронцова, причем он нередко делал по их желанию повторения некоторых лучших своих картин.
В этот период были написаны такие картины, как «Восход солнца над Невой» (1830), «На берегу Чёрного моря», «Одесса» (обе 1832), «Пещера Рождества Христова в Вифлееме» (1833), «Вид пристани с египетскими сфинксами днем», «Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью» (обе 1835), «Летняя ночь в Петербурге» (1839), «Исаакиевский собор и памятник Петру I», «Вид Константинополя» (обе 1844), «Залив в Байях», «Вид Босфора» (обе 1845), «Дуб Торкватто Тассо» (1848), «Закат в Риме» (1851), «Иерусалим» (1849), «Вид Иерусалима» (1850) и другие.
Воробьев был автором нескольких гравюр.
1840
Смерть жены Клеопатры Логиновны (1796 – 1840), что губительно сказалось на здоровье и состоянии духа художника.
1842
Написана картина «Дуб, раздробленный молнией» – аллегория на смерть любимой жены.
1843
Присвоено звание «Заслуженный профессор Императорской Академии художеств.
1844 – 1845
Совершил путешествие в Италию, в последствии работал преимущественно над итальянскими видами по этюдам, сделанным в окрестностях Рима и Палермо. Последние работы художника приобретают отстранено декоративное направление. Многие из них не были никем приобретаемы, так что у художника осталась целая галерея картин, которые разошлись по рукам лишь после его смерти, будучи разыграны в лотерею, не имевшую большого успеха.
1855
Скончался 29 августа в Санкт-Петербурге. Был похоронен рядом с женой на Смоленском кладбище. В 1936 году прах и памятник были перенесены на Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Произведения художника находятся в ГЭ, ГРМ, ГТГ, в музеях Волгограда, Иваново, Кирова, Новосибирска, Павловска, Пскова, Ростова-на-Дону, Севастополя, Тулы, Тюмени, в НХМРБ.
Личные страницы на сайтах https://rah.ru, https://rusmuseumvrm.ru, http://pskoviana.ru, https://veryimportantlot.com, https://svistanet.com, https://ru.wikipedia.org.
Участник ежегодных выставок Академии художеств с 1827 года.
Персональные выставки:
2023/2024 Санкт-Петербург, ГРМ.
Максим Никифорович Воробьёв — русский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер романтико-классицистического пейзажа первой половины XIX века; наставник многочисленной группы учеников, известной в историографии под его именем — воробьёвской школы.
В коллекции творчество художника представлено графическим произведением.