О Валентине Волшанике

Валентина Иосифовича Волшаника, без всякой иронии, можно считать гениальным человеком. По крайней мере, такими себя ощущали творческие молодые люди, объединившиеся в середине шестидесятых годов в «Самое молодое общество гениев», по сути, создав альтернативу государственному Союзу писателей СССР. Валентин Волшаник имел членский билет общества.

Талантливость, юношеский максимализм и большая наивность этих романтиков сыграли с ними злую шутку, так как после разгона общества властями, в той или иной степени, пострадали все его участники. 

Для Валентина разгром СМОГа стал большим ударом, который выбросил его на обочину жизни, оказав сильное влияние на душевное состояние и всю последующую жизнь. 

Выстоять под ударами судьбы Волшанику помогла его вера в свое предназначение. Ведь потребность к самовыражению у него проявилась очень рано. При этом, каждый свой самый ранний и самый маленький рисунок, обязательно им подписывался и датировался. Что это как не интуитивная вера автора в бессмертие своих произведений. 

То обстоятельство, что Волшанику были закрыты пути к получению официального художественного образования, стало для всех нас великим благом, так как реализуй он эту возможность, из него мог получиться вполне заурядный художник – один из многих, а мы бы лишились возможности видеть произведения незаурядного мастера.

Решающим обстоятельством в становлении мастера стали его громадное трудолюбие и уникальная способность к саморазвитию. Им он занимался постоянно, меняя, время от времени, материал, технику и манеру исполнения своих произведений, всегда оставаясь уникальным и легко узнаваемым. 

Все творчество Волшаника говорит о его абсолютно нестандартном художественном мышлении и особом взгляде на мир, что проявлялось в его работах на протяжении всей жизни. Необычность и привлекательность образов, создаваемых художником, в значительной степени, определялись особенностями его психического развития, его способностью чувствовать связь с тонким миром. Оборотной стороной этой способности были возникающие болезненные состояния, которые требовали прохождения лечений в специализированном лечебном учреждении.

Художник работал в основном в графике. Занятие графикой было более доступным по средствам, а главное – позволяло зарабатывать на жизнь.

Волшаник был абсолютно честен и искренен в своей творческой работе. Не имевший при жизни возможности прямого общения со зрителями, он работал «в стол», работал много и неистово, надеясь, что рано или поздно его работы найдут дорогу к людям. Художнику было что сказать своим будущим зрителям. Его работы глубоко духовны, многие имеют дополнительный скрытый смысл, некую зашифрованность. Они кроме простого визуального прочтения потребуют осознания условно-символических изображений – эмблем, которые автор включал в свои произведения.

Валентин Иосифович Волшаник – человек загадка. Сейчас мало что известно об обстоятельствах его жизни. Биографическая справка, приведенная, на сайте имеет много белых пятен и предположений, вытекающих из характера произведений, представленных в коллекции.

Отдельно следует отметить, что до недавнего времени произведения художника были абсолютно неизвестны любителям изобразительного искусства. Поскольку Волшаник не был членом Союза художников, он не имел возможности участвовать в выставках, организованных Союзом. Не был он замечен и в выставках всякого рода диссидентствующих личностей. И только после смерти художника, его работы стали появляться на аукционах и на отдельных сайтах в интернете.

Как сейчас становится понятным, художник оставил большое творческое наследие. Оно не все равноценно по качеству, но, в лучших своих образцах, оно глубоко индивидуально и не имеет прямых аналогов в русском искусстве.

Для удобства знакомства с произведениями художника, на сайте они разделены по десятилетиям. Такое деление позволяет лучше оценить те значительные перемены в его творчестве, которые происходили во время его жизни.

Валерий Воронин

наверх