К.Ф. Власова, одна из видных представителей московского коллектива живописцев, принимает самое живое участие в художественной жизни столицы трех последних десятилетий. Ее произведения экспонируются на различных московских, республиканских и всесоюзных выставках, приобретаются многими музеями страны.
В течение последнего десятилетия подавляющее большинство ее живописных полотен посвящено людям, природе, архитектуре и жизни Дагестана — замечательного края, надолго ставшего главной темой в творчестве художницы.
Важно отметить, что уже в 1971 году на выставке «16 автономных республик» она показывала свои работы в дагестанском разделе, а в 1979 году участвовала в тематических выставках на вечерах, посвященных Советскому Дагестану, в московском Доме художника и ЦДЛ.
Итогом этой многолетней плодотворной работы и одновременно творческим отчетом явилась выставка «По Дагестану» в Махачкале, на которой К. Власова выступает вместе с мужем, живописцем О. Ефимовым, другом и единомышленником, также увлеченно работающим над этой темой более десяти лет.
Выбор темы, очевидно, не случаен. Со студенческих лет Власова тяготела к лирико-эпическому жанру, к поэтически образному воплощению
вечной красоты жизни и творческого созидания, к выражению гармонии человека и природы языком искусства. Ее размышления и переживания, относящиеся к этим неиссякаемым темам творчества, нашли наиболее богатое и полнозвучное воплощение именно в картинах, посвященных Дагестану. Этот край стал для К. Власовой тем миром, который постоянно питает и одухотворяет ее искусство, давая возможность особенно ярко проявиться ее живописному таланту.
Путь профессионального становления художника был отмечен плавностью переходов в процессе овладения мастерством, естественностью и искренностью привязанностей, упорством творческих исканий и стремлений. К. Власова родилась в Москве в 1926 году. Первоначальное художественное образование получила в детской изостудии при Институте художественного воспитания детей, а затем в московской средней художественной школе. В 1944 году Власова поступила в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, который окончила в 1950 году. И в школе, и в институте ее преподавателями были опытные педагоги и крупные художники — А.П. Шорчев, В.В. Почиталов, С.В. Герасимов.
После окончания института К. Власова уверенно входит в художественную жизнь столицы. Ее активное внимание художника сосредоточивается на человеке, окружающей его среде. Она чутко вслушивается в ритмы новой жизни, много путешествуя по стране, запечатлевая увиденное в живописных полотнах. Сибирь, Средняя Азия, Кавказ, необъятная Россия, а позднее Италия и Франция составляют творческие маршруты художницы, и путевые впечатления находят живое и трепетное раскрытие в новых и новых картинах.
Путь К. Власовой к Дагестану лежал через города и республики Средней Азии. Еще в 50-е годы, принимая участие в оформлении ВДНХ, художница работала над главным панно павильона «Таджикистан». Поездки в города и селения Киргизии, Туркмении, Узбекистана, Казахстана дали богатый материал для художественно достоверного воплощения в искусстве жизни своих современников, своеобразной культуры, природы и быта среднеазиатских республик. Вместе с накоплением жизненного опыта и расширением кругозора развивается и совершенствуется живописное мастерство К. Власовой. Интимно-лирическим отношением проникнуты сюжеты ее картин, раскрывающие вечные темы счастливого материнства, безоблачного детства, тепла домашнего очага. Мажорно звучат ее композиции, утверждающие радость созидательного труда и созерцания величественной природы.
Но не Средняя Азия стала тем микромиром, который надолго явился средоточием художественных исканий и «главной любовью» К. Власовой. Она была лишь частью большой «творческой зоны» художницы, за которой прочно укрепилась репутация неутомимого путешественника. Средняя Азия обилием ярких красок, необычных декоративных эффектов, сочетанием удивительных контрастов и пленительной экзотики предвосхитила будущий счастливый, вдохновенный период творческой преданности Стране гор.
С 1968 года началось время регулярных и продолжительных поездок по Дагестану. На выставках в столице все чаще стали появляться узнаваемые сразу полотна К. Власовой, привлекающие негромкой музыкой далеких и таинственных названий: Гуниб, Чох, Куруш, Ахты, Вихли, Кумух...
С этими работами среди московских художников появился мастер со своей большой и радостной темой. Из сокровищницы любовно собранного этнографического материала, обладая острой наблюдательностью и особым женским вниманием и теплотой к человеку, она создает проникновенную светлую картину о жизни прекрасного края, ничего не упрощая и не идеализируя.
За эти годы К. Власова много путешествовала по Дагестану, совершала поездки в горные селения, посещала местные базары и ярмарки, участвовала в народных праздниках, изучала культуру, искусство и быт жителей республики. Переезжая с места на место, знакомясь с новыми людьми, она везде и всегда рисует, пишет. То запечатлевает на бумаге или холсте будничные сценки труда или отдыха, исполненного молчаливого покоя, то открывает для себя неожиданные ракурсы и состояния древнего горного пейзажа. С быстротой и искусностью рождаются сочные, крепкие по цветовой конструкции дагестанские этюды — портреты, жанровые сценки, пейзажи. А позже в московской мастерской тщательно и неторопливо пишутся на их основе композиционные полотна, обобщающие множество разрозненных метких наблюдений и непосредственных впечатлений. Здесь, вдали от ставшего родным Дагестана, напоминают о его солнце и чистом горном воздухе, о его тружениках и самобытной культуре предметы дагестанского быта, бережно собранные из разных уголков республики. По словам художницы, эти вещи помогают создать необходимый настрой и мысленно перенестись в далекий солнечный край. Ее картины открывают перед нами захватывающую красоту спускающихся террасами горных селений, неподвижно парящих в синеве орлов, искрятся многоцветными красками радуги, объявшей тихий мирок будто игрушечных приветливых домиков.
В природе Дагестана К. Власову особенно привлекают ее необыкновенные состояния, мгновения наивысшего напряжения первозданной величественной красоты. Холсты «Въезд в селение Чох», «Вечер в Кумухе», «Селение Вихли», «Гора Спящий чабан» предстают перед зрителем как счастливые озарения художника, переплавившего отдельные натурные впечатления в образы непреходящей красоты, монументализированные особой живописной пластикой и проникнутые волнующим чувством непосредственного созерцания.
К. Власова может многократно писать один и тот же мотив природы — и каждый раз он будет по-своему новым, то несущим мягкость и полутона закатной поры, то вспыхнет всеми красками и оттенками в лучах полуденного солнца, то замерцает в мглистых очертаниях прохладных сумерек.
Работая над жанровыми картинами, в том числе сложными многофигурными композициями, художница умело использует в большом полотне элементы пейзажа и натюрморта. Абрис горных хребтов и характерных террасных селений, причудливые объемы предметов народного быта придают картине многокрасочность и сообщают сочный национальный колорит. Полотна К. Власовой «Дагестанская свадьба», «Канатоходцы», «Праздничный день в Дагестане» — свидетельство ее высокого художественного мастерства в создании жанровых композиций и безупречного знания народных традиций, быта и культуры республики.
Интонации радости м сердечности, которые звучат в этих картинах, зоркая наблюдательность присущи и живописным полотнам «Балхарские мастера», «Курушские ковровщицы», «Угомонились» и многим другим.
Природа, своеобразная архитектура и быт дагестанского края — далеко не единственные темы ее работ. Острый интерес к успехам и достижениям республики нашел отражение в произведениях К. Власовой, созданных на Чиркейской ГЭС. Среди них ряд интересных и выразительных портретов.
Внимание Власовой-портретиста привлекают и образы незаметных тружениц («Женщина аула Чох», «Дагестанская девушка») и сложный внутренний мир знаменитых людей республики («Поэт Расул Гамзатов»). И во всех работах портретного жанра художница умеет передать правду и красоту внутреннего облика человека.
К. Власова написала несколько композиционных портретов мужа, художника Омара Ефимова. В этих полотнах звучит целая гамма чувств — душевная теплота и дружеская ирония, добрый юмор и глубокая нежность. Особенно удачным по исполнению и глубоким по содержанию является красочный холст, изображающий сидящего на диване О. Ефимова на фоне росписей неизвестного дагестанского художника. Этот дагестанский колорит не экзотика, а метафорическое указание на неразрывную внутреннюю связь художника с древней любимой родиной.
В своем творчестве К. Власова не раз обращалась к автопортрету. Здесь интересно отметить, что, всматриваясь в свое лицо, она стремилась передать через конкретные индивидуальные черты образ своей современницы. А в одном из последних автопортретов, запечатлевшем художницу в условном народном костюме с дагестанскими украшениями, рассказывая о себе, она словно признается, насколько глубоко вошла в ее жизнь и творчество любовь к Стране гор.
Символическим выражением горячей преданности Дагестану является и парный пленэрный портрет «И снова день», изображающий художницу и ее мужа, расположившихся с этюдниками возле горного селения в отблесках зари нового занимающегося дня.
И не удивительно, когда они появляются на каком-нибудь многолюдном дагестанском базаре, многие мужчины и женщины сразу узнают их как старых знакомых, называя их между собой просто и задушевно «наши художники».
(Опубликовано в каталоге выставки «Клара Филипповна Власова. Живопись». Москва, 1981).