О Ире Вилковир

Творчество московской художницы Иры Вилковир подкупает соединением лирики и эпичности, женственности и мощи. Особая эмоциональность и открытость свойственны работам Вилковир. Ее картины обычно просты по композиции и немногословны, но в них есть большое внутреннее напряжение, сообщающее глубину и емкость произведению. Отношения с натурой у художницы неоднозначные. Вилковир любит натуру, внимательна к ней – и вместе с тем решительно трансформирует ее, отталкивается от нее, создавая свой убедительный образный мир. Метод этот всего нагляднее проявляется в портретах художницы – главной области ее интересов. Как портретиста Вилковир привлекают люди тонкой душевной организации, выразительной внешности, находящейся в согласии с их внутренним строем. Особенно удачны портреты, моделями которых послужили люди, вызвавшие сильный отзвук в душе художницы. Дань дружбы и восхищения – портрет молодого московского живописца Марины Талашенко. Обнаженная конструктивность композиции акцентирует угловатость и хрупкость мечтательного создания, очень женственного при всем своем мальчишеском облике. Чуть Гамлет, чуть Маленький Принц, чуть сказочное дитя, девушка зачарованно вслушивается в свою внутреннюю музыку. Скрытый драматизм проступает в противопоставлении взнесенной над низким горизонтом фигурки и ощерившихся домов-новостроек – Вилковир антиурбанист, она любит естественную природу, и эти зубы-дома вносят тревожную ноту в образ друга. В другом, более раннем женском образе – молодой мексиканки Вирхинии Цесар – присутствует это же стремление дать пластическую формулировку внутренней сути человека. Занимающее почти все поле картины, затесненное рамами изображение молодой женщины – при декоративности и заостренной экзотичности – обладает несомненной глубиной: Вирхиния погружена в свою тихую душевную жизнь, ее мягкость и беззащитность, ее мечтательность возбуждают симпатию к этому доброму и странному существу. Струя экзотики, приводящая иногда к экспрессивному заострению изображений, некоторой их гротескности, весьма ощутима в творчестве Иры Вилковир. Национальная специфичность облика, своеобразие южных ландшафтов обладают для живописца неодолимой притягательной силой. В этом обнаруживаются свойственная московской художнице романтичность восприятия, непреходящая душевная молодость и свежесть.


География путешествий Иры Вилковир разнообразна. Импульсы и впечатления, полученные художницей в поездках, претворяются затем в выношенные и продуманные композиции.


Поездка по Вьетнаму в 1970 году вызвала к жизни целый цикл произведений, посвященный людям героической страны. Одна из наиболее известных картин серии – «Гимн вьетнамских патриотов» (1970), где изображены крохотные детишки, самозабвенно поющие патриотическую песнь. Это полотно Иры Вилковир, столь полно говорящее о духовной природе стойкого маленького народа, было награждено премией на выставке в Париже.


Детские образы картины «Гимн вьетнамских патриотов» представляют нам еще одну важную тему творчества московской художницы. Особо трудный жанр портрета – детский портрет – Вилковир разрабатывает давно и успешно. При большой проникновенности и теплоте портреты живописца лишены налета чрезмерной умиленности, слащавости, уберечься от которых так трудно, когда речь идет о трогательном народце – детях. В портретах Вилковир отмечаешь удивительное разнообразие детских индивидуальностей. Вместе с тем эти маленькие личности – дети, их «детскость» не отменяется уже сложившимся характером. В двойном портрете «Деревенские дети» мужичок с ноготок уверенно демонстрирует основательность и хозяйскую закваску своего характера; приветливость и женственная мягкость свойственны его ладной румяной сестренке.


В портрете «Витя Жданов» жест ребенка, закинувшего руки за голову, удивительно точно передает состояние маленького мечтателя, постигающего огромный и заманчивый мир. Решительно сложенные руки девочки в портрете «Маша» свидетельствуют о властности и определенности нрава маленького человечка. Фронтальное изображение детской фигурки, одетой во взрослый наряд – стилизованную блузу и длинную юбку, типаж внешности – капризное личико с «габсбургской губкой», – представляют собой как бы игровую переработку в несколько лубочном плане детских парадных портретов. Составляющие свиту Маши умный пес и явно непростой кот придают дополнительные – фольклорно-сказочные – нюансы образу девочки.


Многослойные ассоциации пластического и литературного порядка – черты, весьма характерные для творчества современных советских художников – в высшей степени свойственны работам Иры Вилковир.


Вдохновение художницы может быть вызвано стихами и прозой, музыкой и искусством прошедших эпох (например, картина «Звезда» создана по мотивам стихов Б. Пастернака, работа «Памяти Пабло Неруды» навеяна джаз-симфонией московского композитора Юрия Чугунова, в полотнах киргизской серии явственно звучат «айтматовские» интонации). Все впечатления от чужого творчества откладываются в ткани произведений Вилковир не в качестве инородной «литературной» нагрузки, а органически вырабатывают стилистику полотен.


Фольклорна по своему поэтическому ходу картина Иры Вилковир, названная «Айналайн», что по-казахски значит «милая», «любимая». Художница создает неожиданную пластическую метафору – авиалайнер с головой женщины, и эта современная воздушная русалка, нежно и горестно парящая на фоне гигантских складок гор, становится убедительным художественным образом лирического переживания автора.


Горы – один из излюбленных художницей ландшафтов («Тени от облаков», «Зангезур» и др.). Космичность ощущения Земли, ее мощных складок, суровой обнаженности почвы и скал свойственны пейзажам Иры Вилковир. Живописец любит откристаллизовавшиеся, «вечные» ландшафты, дышащие древностью и первозданностью, и даже такие непостоянные и изменчивые объекты, как облака, в ее полотнах отличаются монолитностью и стабильностью формы. Ритм и масштаб мазков художницы соответствуют грандиозности изображенной природы.


Люди, чья деятельность протекает в таких пейзажах, под стать природе. Они заняты простыми и древними занятиями человека на земле – выращиванием и уходом за лошадьми, баранами, овцами. Этот труд воспринимается и представляется художницей в героизированном плане. Одна из безусловных удач Иры Вилковир – полотно «Купание овец». Эта большая картина обладает подлинной монументальностью. Вписанные в композиционный треугольник изображения женщин и животных отличаются скульптурностью и величавостью обобщенных форм. Значимость, важность события акцентируется отсутствием бытовизма, полной очищенностью от него: группа расположена на полукруглом холме, как на пьедестале. Серые, охристые, голубые цвета своей сгармонизированной блеклостью, несомненно, соотносятся с красочной гаммой стенных росписей. Крепкая классическая композиция, фресковый колорит создают торжественный строй картины, подчеркивают возвышенность и весомость совершающегося действа.


Диапазон творчества Иры Вилковир, помимо монументализированных полотен, включает в себя камерные произведения этюдного характера, созданные «на едином дыхании». Сила и острота впечатления, испытанного автором., непосредственно захватывают и зрителя. Импровизационность, импульсивность таких полотен, как «Белье», говорят о нерастраченной восторженности творческой натуры художницы, ее упоенности красотой окружающего. Синевато-белые цвета небольшого холста с «вкусным» малиновым пятном в центре передают атмосферу чистоты, свежести и тишины, очаровавшую живописца в этом зимнем мотиве. Ира Вилковир, несомненно, относится к породе художников красочников. Ее холсты, часто решенные в единой холодноватой гамме, напряженны по тону и как бы напоены цветом изнутри – от этого возникает своеобразное «монохромное» богатство колорита, которое полностью насыщает глаз, удовлетворяет его.


Фактура полотен, экспрессивная манера письма Вилковир, ее кладка краски – длинные, широкие, мощные мазки демонстрируют любовь художницы к самому «тесту» живописи, ее впечатляющий темперамент и неубывающую энергию руки.


Творчество Иры Вилковир очень молодо по силе восприятия, восхищения миром, которым она умеет заразить других. Какая-то особенная полнота и интенсивность переживаний и ощущений покоряют в ее искусстве. Душевная упругость, цельность личности заставляют думать, что художница наделена счастливым даром – творческим долголетием, а это сулит в будущем новые и новые полотна, приносящие радость зрителям.

(Опубликовано в наборе открыток «Ира Вилковир». Москва, 1979).

наверх