ВЕЛИКАНОВ Юрий Петрович (Ленинград)

1904-1934

График, живописец.

1904                                                                                                                                                                     
Родился 2 июля в Одессе в семье Петра Александровича Великанова, военного врача, полковника царской армии, позднее – преподавателя Военно-медицинской Академии в Петербурге, Его старший брат – Александр Великанов, впоследствии известный архитектор, ученик Ивана Фомина.

1900                                                                                                                                                             
Переезд семьи в Петербург (с 1914 - Петроград).

1911 – 1917                                                                                                                                                      
Учеба в Тенишевском училище в Петербурге.

1918 – 1919                                                                                                                                                   
Возвращение семьи в Одессу. Начало художественных занятий в студиях Т.Я. Дворникова, Ю.Р. Бершадского. Обучение в Одесском рисовальном училище. Начинает работать художником в одесских Окнах РОСТа, в Политпросвете. Создает агитационные плакаты, пишет росписи.

1920                                                                                                                                                                 
Переезд в Петроград. Поступает в Декоративный институт.

1923 – 1926                                                                                                                                                 
Переводится в Государственный художественно-промышленный техникум, который закончил по живописно-монументальному отделению. Первые профессиональные работы. Изучает фресковые памятники Новгорода. Создает монументальные композиции, соединяя стиль древнерусской иконы с традициями европейского модернизма.

1926                                                                                                                                                             
Заведует мастерской по росписи посуды при Декоративном институте. Поступает в Академию Художеств (сначала – на живописный факультет, а затем переводится на графический факультет, отделение плаката и промышленной графики). Преподаватели:  Д.И. Митрохин, В.Д. Замирайло, Е.С. Кругликова, П.А. Шиллинговский. Интересуется художественным наследием европейского Ренессанса, коллекционирует книги, увражи, гравюры великих мастеров. Создает свои первые офорты в мастерской Е.С. Кругликовой.

1927 – 1928   
Активно работает вместе с А.П. Великановым в промышленной графике, исполняет коммерческие заказы.

1929                                                                                                                                                          
Отчислен из Академии Художеств решением ректората от 22 июня с формулировкой: «общественной ценности для ВУЗа не представляет, замкнутый индивидуалист – не общественник». Работает в кружке графики, созданном в Доме санитарной культуры по инициативе Е.С. Кругликовой. Первые опыты в техниках мягкого лака, акватинты, линогравюры.

1930                                                                                                                                                                
Участие в международных выставках советского графического искусства, организуемых ВОКС. Поездка на Кавказ, серия рисунков и гравюр «Сухумский питомник», «Баку», анималистический цикл, «Четыре времени года». ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва) приобретает для своей коллекции работы художника.

1931                                                                                                                                                                   
Работа над индустриальной темой: циклы, посвященные будням крупных строек (Свирьстрой, завод им. Марти, Невдубстрой, завод им. Лепса).

1932                                                                                                                                                              
Работает над альбомом литографий «Свирьстрой» (издан в 1933, вступительный текст Вс. Воинова). Подготовил авторский макет альбома линогравюр «На производстве» (не издан).

1933                                                                                                                                                                    
Создает серию архитектурных пейзажей с мотивами руин, арок, мостов, навеянная произведениями Д.-Б. Пиранези и Ф. Брэнгвина.

1933 (осень) – 1934 (январь)                                                                                                                   
Пребывание в Туберкулезном санатории в Детском Селе, работа над последней сюитой цветных гравюр «Детское Село».

1934                                                                                                                                                               
Скончался 26 января после тяжелой болезни.
В июне по инициативе П.Е. Корнилова в Государственном Русском музее в Ленинграде открылась посмертная выставка произведений Ю.П. Великанова.

Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, среди них – ГТГ, ГТГ, ГМИИ имени А.С. Пушкина и другие.

Личные страницы на сайтах https://ru.wikipedia.org, https://tramvaiiskusstv.ru, https://artinvestment.ru 

Выставочная деятельность началась в 1928 году, первоначально в СССР, а с 1930 года за границей. Великанов принимал участие в выставке советской графики и книги в Лондоне, Манчестере, Ливерпуле (все 1930), 3-й Международной выставке гравюр в Филадельфии (1930), юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932–1934), выставке советского искусства в Кенигсберге (1932).

Персональные выставки:

1934 Ленинград (ГРМ);
2011 Москва.

«Творчество Великанова неизменно вызывало интерес: о нем писали такие признанные знатоки, как Эрих Голлербах и Всеволод Воинов. Сегодня достижения Великанова в гравюре и рисунке могут рассматриваться как исторические вехи не только национального, но и европейского культурного контекста. Они следуют, с одной стороны, традициям лучших отечественных мастеров, а с другой стороны, намечают путь к новым формам художественного творчества».
(Цитата из пресс-релиза к персональной выставке Ю.П. Великанова в 2011 в Москве).

В коллекции творчество художника представлено его гравюрами.

При составлении биографической справки использованы материалы альбома «Юрий Петрович Великанов. Живопись, рисунок, гравюра» Составители: Александр Великанов, Ильдар Галеев, Яков Бердичевский Москва. Галеев Галерея. 2011. 

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх