БОЛЬШАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА каждого талантливого художника всегда открытие — новое понимание его творчества, новый всеобъемлющий взгляд на пройденный путь. Произведения, виденные прежде на разных выставках, теперь собранные вместе, представляют творческую индивидуальность художника в сложном сплетении исканий, мыслей, чувств, раскрывают смысл и трудовой подвиг целой жизни.
Выставка Александра Семеновича Ведерникова — открытие значительное и во многом неожиданное. Ни зрители, которые в каждой новой экспозиции с интересом встречали его произведения, ни художники, работавшие с ним рядом, ни даже близкие друзья не знали о многих великолепных произведениях, созданных им за последние пять — семь лет жизни. А здесь они занимают более трети всей экспозиции.
Живописная манера художника, его принцип видения почти не меняются. Работы Ведерникова узнаются сразу. Но поражает вдруг по-новому раскрывшаяся широта его творческих интересов. Даже уже известные зрителю пейзажи, натюрморты, интерьеры изобилуют разнообразием вариантов. А сколько еще не виденных ранее портретов, жанровых сцен, произведений в характере народного лубка! Какие сложнейшие живописные задачи решает в них художник, как много использует интересных технических приемов!
С особой полнотой проявляется способность Ведерникова найти глубину и многогранность обыденного. Показать в одном, как будто узко взятом сюжете множество живописных решений, воплощающих новый замысел, новую эмоциональную окраску.
Биография и характер общественно-исторических условий определяют периоды подъема и спада в творчестве каждого художника, периоды затишья, незримого накопления сил и периоды большой отдачи. Но не так часто творческая энергия ярко вспыхивает под конец жизни, если, конечно, она сама не обрывается слишком рано. Ведерников прожил долгую плодотворную жизнь, умер в семьдесят семь лет, и последние годы оказались творчески напряженными и блистательными.
Родился Александр Семенович Ведерников в Городце на Волге в 1898 году. Рисовать начал с раннего детства и уже в реальном училище проявил незаурядные способности. В юности посещал воскресную художественную студию в Нижнем Новгороде.
Но настоящая профессиональная учеба началась после Октябрьской революции. В 1921 году, демобилизовавшись из рядов Красной Армии, Ведерников в Нижнем Новгороде поступил в художественный техникум, где преподавали художники А.В. Куприн и А.В. Фонвизин. А в 1924—1928 годах он уже студент живописного факультета Вхутеина. Здесь, в обстановке борьбы художественных тенденций, в частой смене учебных программ Ведерников впервые по-настоящему учится мыслить самостоятельно, среди множества возможных путей в искусстве ищет свой единственный. В профессиональном воспитании студента большую роль сыграли преподаватели живописи И.Э. Браз и А.Е. Карев, о которых он не раз вспоминал с благодарностью.
Потом, за пределами института, Ведерников включается в напряженную художественную жизнь тогдашнего Ленинграда, где и продолжается становление его личности. Он уже не юноша, ему тридцать лет и сложность обстановки только ускоряет формирование его творческой индивидуальности. На развитие его таланта не могли не повлиять контакты с такими интересными художниками, как В.В. Пакулин, А.И. Русаков и другие старшие товарищи в обществе «Круг художников», в которое Ведерников вступил сразу после института. Огромную роль в его жизни и творчестве сыграла большая дружба с Н.Ф. Лапшиным. Были его друзьями Н.А. Тырса и В.А. Гринберг. Но здесь нет нужды говорить о каких-то прямых влияниях. В творческой среде они бывают разнообразны и противоречивы, но всегда помогают развитию таланта.
Первый период творческого подъема падает на тридцатые годы. С 1932 года Ведерников член живописной секции Ленинградского Союза советских художников, постоянно участвует в выставках. Его произведения не раз в эти годы с похвалой отмечает ленинградская пресса. К середине тридцатых годов он уже опытный, известный живописец. Начинает преподавать сам: сначала на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, а с 1937 года в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства, где и работает потом долгие годы.
В это время зритель уже хорошо знает Ведерникова как тонкого живописца, автора сдержанных по цвету пейзажей, среди которых мотивы Волги и Невы занимают главное место.
Пишет Ведерников и ленинградские каналы с тесными набережными и горбатыми мостиками, площади и проспекты, во влажном асфальте которых отражаются громады домов. Но нигде так полно не раскрывается его дарование, как в композициях с широкими речными просторами. В этом проявился волжанин, с детства влюбленный в раздолье и величие русских рек.
Он создал по-своему увиденный образ Ленинграда — города, архитектура, планировка и сама жизнь которого связаны с широкой, полноводной рекой. Набережные, Нева с ее особой жизнью — пароходами, баржами, яхтами, — тающий в легкой дымке за рекой знакомый силуэт города — любимые пейзажные мотивы Ведерникова, его Ленинград. Художник пишет Неву ранней зимой, с еще не замерзшей водой, но уже заснеженными баржами, летом, когда река оживляется движением больших белых пароходов и маленьких черных буксиров. Но в любое время Ленинград Ведерникова величаво спокоен. Обыденная жизнь города в его пейзажах лишена суеты, наполнена тонким чувством задумчивого созерцания, какого-то внутреннего покоя и радости бытия.
Работает он много. В маленьком карманном альбомчике делает беглые наброски с натуры, долго обдумывает, вынашивает композицию, а потом в несколько сеансов на пленэре заканчивает картину. Свои непосредственные живые впечатления Ведерников пропускает как бы через фильтр, сохраняя только то, что он считает главным. В результате на его палитре остается всего несколько красок, которые и составляют цветовую гамму картин. Это помогает ему добиваться большой цельности пейзажного образа, простоты и ясности эмоционального состояния картины. Сдержанность цвета, лаконизм формы — вот главные требования, которые предъявляет к себе художник. Так складывается его живописная манера.
Пишет Ведерников на скипидаре, отчего картины приобретают матовую поверхность; краски накладывает жидко, прозрачным слоем, часто оставляет чистую поверхность белого грунта. Все это придает его работам почти акварельную легкость. Колорит строит на большом разнообразии серых тонов, сочетая их с лимонными, коричневыми, охристыми. Мягкая приглушенность гаммы обостряется контрастами белого и черного. Ведущее место в этот период занимают пейзажи.
Произведениям Ведерникова чужда показная красивость, он умеет в обыденном увидеть сдержанную красоту, простую и величественную, умеет легко и непосредственно поведать о ней людям. Ведерников — лирик, и его лирика мужественна, лишена сентиментальности, благородна и проста.
Но вот началась Великая Отечественная война. Мирных пейзажей больше не стало, и Ведерников, с созерцательно-ясным складом своего дарования, на время совсем оставляет живопись. Стараясь быть полезным в эти суровые дни, он находит применение своим профессиональным знаниям живописца — работает маскировщиком на аэродроме. Прожив в Ленинграде особенно тяжелые первые месяцы блокады, в феврале 1942 года Ведерников эвакуируется — уезжает на родину, в Городец. Там он остается до конца войны, преподает рисование в средней школе, а в 1945 году возвращается в Ленинград.
В первые послевоенные годы художник продолжает с успехом выставлять новые замечательные пейзажи Ленинграда и Волги. Его творчество приобретает еще большую зрелость.
Тем не менее, в конце сороковых годов Ведерников, щадя свой талант, постепенно перестает выставлять живопись, переходит в графическую секцию Союза художников, начинает осваивать технику литографии. В ней он находит возможность сохранить свой принцип художественного видения, важную для его творческого метода условность изображения.
Следующий период творческого подъема и активного участия в выставках падает на середину пятидесятых годов. К этому времени Ведерников уже блестящий мастер многоцветной станковой литографии. Современному зрителю он и знаком как автор красочных декоративных натюрмортов, тонких лирических пейзажей, исполненных в литографской технике. Именно в это время литография в ленинградском искусстве занимает одно из ведущих мест, входит в период расцвета. В этой технике работают Б.Н. Ермолаев, Ю.А. Васнецов, А.Л. Каплан, В.М. Судаков, В.В. Матюх и многие другие художники с яркими самобытными дарованиями. Литография увлекает возможностью тиражировать авторские оригиналы почти без утраты их первозданной свежести. Тиражировать — значит расширять контакты со зрителями и за пределами выставочных залов. Для Ведерникова, композиционно-цветовой строй живописи которого легко укладывался в рамки этого вида искусства, важно было, почти не меняя своей художественной манеры, добиваться дальнейшего ее совершенствования в новом качестве. Большие планы, локально покрытые краской, белые пятна бумаги, мастерски включенные в цветовую гамму, да черный контур, местами подчеркивающий форму, стали принципиальной основой, на которой художник строит литографские пейзажи этого периода. Почти невозможно представить себе его работы в офорте или в деревянной гравюре, но литография близка ему по самой природе живописного мышления.
Большим и важным разделом творчества Ведерникова в это время становятся натюрморты. В них находит свое выражение сложный комплекс живописных задач, эмоциональных впечатлений, которые постоянно волнуют художника. В пятидесятые годы у Ведерникова поиски новых средств художественной выразительности воплотились в большом разнообразии мажорных красочных эстампов, повышенно эмоциональных в своей яркой декоративности. Натюрморты с изображением цветов, лимонов, апельсинов, керамики, народных игрушек и узорных тканей засверкали на выставках яркими вспышками цвета, ощущением радости, оптимизма, неиссякаемой любви к жизни.
Работы Ведерникова конца пятидесятых — начала шестидесятых годов уже давно стали классикой советского изобразительного искусства.
В те же годы художник работает и над мотивами интерьеров. То мастерская с подрамниками, картинами, скульптурой на станке, то комната с изображенной в ней фигурой женщины, спокойно сидящей в кресле или отдыхающей на диване. Открытые окна на Неву как бы наполняют интерьеры Ведерникова свежим ветром, объединяют их с простором речного пейзажа. Появляются сюжеты цирка, парков, праздников. Из этих работ немногие известны зрителям. С годами Ведерников все более строго выбирает для экспонирования сюжеты эстампов. Доминируют, как всегда, ленинградские пейзажи. Даже натюрморты к концу шестидесятых годов встречаются на выставках значительно реже. Акварели вообще он показывает крайне редко.
Работа «для себя» с годами все сильнее поглощает художника. Его охватывает особое творческое горение, как будто он спешит закончить напряженный диалог с жизнью, пока еще есть силы. В это время ему необходимо высказаться до конца. И чем дальше, тем углубленнее работает художник, выплескивая на бумагу вместе с краской свои сокровенные живописные переживания.
Его произведения, конечно, экспонируются на выставках в Ленинграде, в Москве, за рубежом, и характер работ как будто все тот же. Только изредка появляется что-то новое, неожиданное: то пейзаж современной городской застройки, то с поражающей тонкостью написанная акварель. И никто не знает, какая сложная и многообразная работа идет в маленькой мастерской художника и как интенсивен темп этой работы.
Здесь сказалась и врожденная скромность мастера и строгая требовательность к себе, которая обычно возрастает с достижением периода зрелой мудрости. Может быть, сыграло роль и ожидание большой персональной выставки, которая должна была состояться при жизни художника.
Но вот теперь открылось все созданное им, и нас потрясает количество и разнообразие произведений, виртуозность мастерства и, главное, удивительное слияние юношески непосредственного восприятия жизни со зрелостью ее воплощения. Это присуще только большим и глубоким талантам. Художник стареет, теряет зрение, наконец, его постигает смертельный недуг, а творческие силы не убывают. Из работ последних лет нелегко выделить лучшее — они все удивительно хороши. Подлинно творческая личность в трудные периоды мобилизует силы, чтобы высказать все накопленное опытом целой жизни. Он работает почти непрерывно, с математической точностью определяет верность цветовых отношений, лаконизм формы сочетает с убедительной правдивостью образов.
Для творческого метода Ведерникова характерна работа сериями, частое возвращение к одним и тем же сюжетам. Так он искал постоянного совершенствования своих живописных композиций. Их и смотреть интересно сериями, постепенно вникая в развитие мысли художника, в его поиски тональных отношений, колористических вариантов, наиболее выразительной условности формы. Подобные поиски присущи многим художникам, когда от первой робкой мысли автор идет к ее полноценному выражению. Здесь целая серия полнокровных, по-своему законченных вещей. Изменения становятся гранями одного образа, придают ему особую глубину содержания, своеобразное развитие во времени и пространстве — развитие художественной мысли.
В работах этого периода преобладает техника акварели. Акварель Ведерников любил всегда, она шла рядом с живописью маслом в ранние годы, акварелью он писал эскизы к эстампам, фиксировал первые непосредственные впечатления. Он давно уже блестяще владеет этой техникой. В пятидесятые годы увлекается работой на бумаге, которая быстро впитывает водяную краску, дает широкий расплывчатый мазок, тонкие переходы одного цвета в другой, как бы растворяющуюся в воздухе форму. Никаких поправок, повторных наслоений краски на такой бумаге делать нельзя. Необходимы точность мазка и абсолютное чувство тона, которые Ведерников и вырабатывает годами.
И вот теперь, в конце жизни, по каким-то наброскам прежних лет, а чаще по памяти, он пишет бесчисленные варианты обнаженной натуры. В них он развивает целую симфонию цветовых звучаний, в которых одна гамма построена то на тонких градациях, то на неожиданных контрастах.
В этот период ему уже не нужна натура, образы жизни он носит в себе. Обладая абсолютной памятью, он воплощает в акварели когда-то виденные типы людей, пейзажи, интерьеры.
Это не мешает ему работать и с натуры. Прожив долгие годы на берегу Малой Невы, пейзажные мотивы которой так часто появлялись на выставках, он теперь, переехав в новый район города, изучает его облик, находит в нем своеобразную красоту, наполняя ее ощущением человеческого тепла. Так появляется серия пейзажей «Ульянка».
Оптимизм никогда не покидает Ведерникова, прожившего нелегкую жизнь. Сохраняется он и в последний период. Конечно, художника посещают и грусть, и трагические переживания, но они не захватывают творчества, в котором отражается не смена настроений, а сама сущность индивидуальности. Даже среди самых последних работ смертельно больного художника нет пессимизма или мрачности. Такова стойкость души, неистребимая любовь к жизни.
В этот последний период Ведерников часто обращается к темам своих юношеских увлечений. На родине, в Городце, с детства он полюбил русское народное искусство. Он рассказывал, что в те годы в Городце к искусству были причастны все. Работали там резчики по дереву, гончары, иконописцы. Многие занимались росписью деревянной игрушки, вышивкой, искусно резали доски для узорных пряников. На пестром шумном базаре Ведерников часами рассматривал яркие, красочные изделия. И эта любовь к народному искусству сохранилась у него на всю жизнь. Она постепенно приобрела характер глубокого профессионального интереса и придала его творчеству особую самобытность. Отсюда простота и лаконичность его пейзажей, плоскостная узорность натюрмортов, отсюда и его последние серии работ на тему городецкого лубка.
В них отразилось пристальное внимание художника к творчеству примитивистов других народов, к Пиросманишвили, например. Вместе с тем это работы русского профессионального художника с ярко выраженной индивидуальностью.
Разнообразные увлечения Ведерникова и французскими импрессионистами, и Марке, и Матиссом, и Пикассо, и русским народным искусством говорят о его живой творческой любознательности, о его художественных привязанностях, которые, несомненно, сыграли свою роль в формировании и развитии его личности. Пытливое, взволнованное отношение к жизни Александра Семеновича Ведерникова, искренность творчества, пронесенные им через долгие годы, отразились в его произведениях глубиной художественной правды, спокойным мужественным раздумьем, внутренней напряженностью, обусловили неповторимость таланта.
(Опубликовано в каталоге выставки произведений «Александр Семенович Ведерников (1898 – 1975)». Ленинград, 1977. С. 3-7).