Живописец, график, педагог.
1937
Родился 28 февраля в Ленинграде в семье советской интеллигенции. Его отец Иван Георгиевич был мелиоратором, много работал в Карелии, а мать Александра Ивановна – ихтиологом, на Чудском озере изучала поведение рыб.
1942 – 1945
В годы войны вместе с матерью находился в эвакуации в Тобольск. В эти тяжелые годы проявились его задатки художника, первые его рисунки были поддержкой, которую мать посылала отцу на фронт.
1949 – 1956
Учился в Средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.
1956 – 1962
Учеба в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина у Е.Е. Моисеенко, П.Т. Фомина. Дипломная работа – жанровая композиция «Первая борозда».
1960-е
Ранний период творчества был связан с традициями школы Моисеенко, с его новаторскими методиками в работе с натурой и цветом. В первые годы после окончания Академии художеств художник не избежал новых тенденций «сурового стиля». Серия работ, написанных по впечатлениям путешествий по Карелии, Архангельской, Вологодской областям, выполнены в концепции «сурового стиля».
1962
До поступления в аспирантуру, работал лесником на станции Дибуны под Ленинградом.
1962 – 1966
Учеба в аспирантуре в творческой мастерской Всесоюзной Академии художеств под руководством В.М. Орешникова.
1964 – 1972
Преподавал на кафедре графики Института живописи, скульптуры и архитектуры
им. И.Е. Репина. В свободное от преподавания время занимался творческой работой.
1964
Принят в Союз художников СССР.
1970-е – 1980-е
Начиная с 1970-х годов творчество художника представляет собой яркий мир новых образов. Традиционное натурное письмо сменяется сочинёнными композициями, населёнными образами из прошлого, из детских и юношеских лет и объединёнными в плоскости картины вопреки законам времени и пространства. Цвет и колорит при этом утрачивают самодостаточную ценность, образуя некую зыбкую отстранённую среду, некий живописный эквивалент времени, из которого проступают образы-символы, складывающиеся в тексты и послания.
Этапной стала картина «Сон» (1970; ныне хранится в Брянске), подвергшаяся критике со стороны тогдашнего президента Академии художеств СССР Н.В. Томского и повлекшая вынужденное увольнение «по собственному желанию» (1972).
Главная тема произведений художника тянулась из детства, была связана с увлечениями и мечтами юности. Его идеалами были красота окружающего мира, свобода самовыражения и возможность фантазировать.
1972 – 1976
Был участником творческой группы «Одиннадцать».
1982 – 1986
Работал председателем секции живописи ЛОСХа; неоднократно избирался членом правления Союза художников СССР, Союза художников РСФСР, членом правления ЛОСХа, делегатом съездов художников СССР и РСФСР.
1984
Присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР».
1990-е
В своем творчестве художник нащупал переходную грань между реально существующим миром и подсознанием человека, где грезы и воспоминания перемешиваются с действительностью, реальные события преломляются сквозь призму чувств и эмоций. Содержание картин не визуально. Их сюжет – лишь повод к размышлению, пробуждающему сложные ассоциативные переживания. В эти годы написаны картины «Время синих стрекоз» (1992), «Пора цветения» (1994), «Розовый всадник» (1995), «Утренние стихи» (1997) и другие.
В 90-е годы трагические годы России. Тяжело и болезненно переживал художник распад великой страны, потерю обществом нравственных ценностей, что нашло свое отражение в картинах на общественно-политические и общественно-религиозные темы, такие как «Ковчег» (1991-1992), «Стая-1» (1992), «Стая-2» (1992), «Яичница с луком (Белый дом)» (1994) и другие.
1996
Награжден серебряной медалью РАХ.
1997
25 августа трагически погиб под Выборгом.
Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, во многих областных, республиканских музеях и муниципальных картинных галереях, в Музее Людвига в Кельне (Германия), в частных собраниях в России и за рубежом.
Личные страницы на сайтах: https://rusmuseumvrm.ru, http://www.mispxx-xxi.ru, https://ru.wikipedia.org, http://avangard.rosbalt.ru.
Выставочная деятельность началась в 1963 году с участия во Всесоюзной выставке «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве» в Москве. Участник молодежных, городских, зональных, республиканских, всесоюзных, международных и зарубежных (Австрия, Болгария, Германия, Дания, Индия, Италия, Канада, Китай, Польша, Румыния, США, Финляндия, Франция, Чехия, Югославия, Япония) выставок.
Групповые выставки (всего 27), в том числе:
1966, 1972 (выставка группы «Одиннадцати»), 1976 (выставка группы «Девяти») Ленинград;
1969, 1977 Турку (Финляндия);
1975, 1981 Дрезден (ГДР);
1982 Москва (ЦДХ, совместно с З.П. Аршакуни и Г.П. Егошиным);
1990 (ЦВЗ, выставка «26-ти ленинградских и московских художников»), 1997 (ЦВЗ, Юбилейная выставка «25 лет группы «Одиннадцати»), 2012 (выставка группы «Одиннадцати») Санкт-Петербург.
Персональные выставки:
1971 (2 выставки), 1973, 1980, 1985 Ленинград;
1980 с. Константиново Рязанской обл.;
1981 г. Сосновый Бор Ленинградской обл.;
1994 Пушкин Ленинградской обл.;
1994, 1995, 1997 (2 выставки); 1998 (3 выставки); 2000 (2 выставки), 2002, 2005
(2 выставки); 2007, 2008 (ЦВЗ «Манеж»), 2009, 2018 (МИСП) Санкт-Петербург;
1998 Вологда;
1999 Ярославль, Иваново, Рязань, Тверь;
2002 п. Репино Ленинградской обл.
Творчество Виталия Тюленева одно из самых оригинальных во второй половине ХХ века. Художник обладал удивительным изобразительным языком – языком высокой поэзии.
В коллекции творчество художника представлено живописными и графическими произведениями.