Я учился сразу же после войны и отдаленно представлял себе то поколение мастеров, к которому принадлежал Туржанский. Казалось, что это уже история. А между тем Туржанский жил и творил совсем недавно. В 1950-е годы в Москве по инициативе А.А. Сидорова была организована выставка пейзажистов конца XIX — начала XX века из частных собраний. Вот здесь-то я и открыл для себя Туржанского. Меня поразили и захватили надолго его небольшие полотна. Впечатление было настолько глубоким и сильным, что захотелось и самому писать так же густо и плотно, писать «туржанистее». Он открывал глаза на русский пейзаж, пленял своей сыновней любовью к деревне. Туржанский очень остро воспринимал именно русский мотив, и это ярко национальное восприятие многому учило. Только потом обращаешь внимание на то, как написаны эти полотна. Туржанский видел цвет обостренно, четко прописывал дали, но ощущение глубины пространства, ощущение воздуха в этих пейзажах — поразительны. Жаль, что интерес к искусству Туржанского, Жуковского, Петровичева, Виноградова несколько затухает. Но время все поставит на место... Сейчас, особенно молодежи, необходимо знать о больших отечественных традициях, внимательно приглядываться к живому наследию. Ведь дело не в том, как писать — густо или жидко; важно — что и как видеть в природе. У Туржанского все основывалось на чувстве мотива, все обосновывалось им. Отсюда такая цельность в воплощении реальной натуры. После последней выставки все время перед глазами произведения Туржанского... Приедешь куда-нибудь в Серпухов, Челябинск или Калугу и здесь, в городском музее, неожиданно встретишь Туржанского, часто его первоклассные вещи! Встреча всегда приятная, и после нее как-то по-новому начинаешь видеть обыденные мотивы, заново открывать в них прекрасное. На Юге краски неяркие, и нигде нет таких прозрачных зорь, таких длинных вечеров, нет таких синих небес и черной земли... Можно понять любовь Туржанского к своему родному краю. Тональное содержание его живописи необычайно богато, эта живопись насыщенна, декоративна. Он смело берет черные тени, пишет белых и рыжих лошадок на зеленях густым пятном. Его цветовые аккорды мощны, но во всем сохраняется необходимая цельность.
Э.Г. Браговский
(Опубликовано в альбоме «Леонард Викторович Туржанский». Ленинград. 1982. С. 149).