С днем рождения!
Художник – человек без возраста, он всегда молод душой. Это особая черта творческих людей.
Инесса Цыпина родилась 31 декабря 1946 года. Это кажется неожиданностью не только для всех, кто знает и любит ее творчество, но и для нее самой.
Юбилейную выставку, требующую дополнительных усилий, художница передвинула на следующую осень. Но не отказалась поделиться подробностями своего появления на свет.
– Фролова, ты рожать думаешь или нет? – спрашивали знакомые молоденькую женщину. Та уже переносила, живот был такой большой, что врачи подозревали двойню или даже тройню. Зина Фролова родила с перепугу, что не успеет сделать это до Нового года.
Муж ее в это время нервно бродил по сугробам вокруг роддома. И выдохнул с облегчением, когда нянечка, сжалившись, крикнула ему в форточку:
– Готово дело! Девочка у тебя!
Отец придумал для дочери редкое и нарядное имя – Инесса. Инной звали его любимую двоюродную сестру, жившую в Москве, в «доме на набережной». В конце сороковых ее мать, С. Е. Карпай, доктора-кардиолога, лечившая Калинина и заведовавшая всеми домами отдыха Крыма, была арестована в связи с «делом врачей». (Главный инженер Кишиневской железной дороги Макс Цыпин тоже не избежал этой участи).
Имя доставляло девочке немало хлопот. Особенно когда в детском саду дразнили:
– Инесса-принцесса-баронесса! – она, демократка по натуре, возмущалась до глубины души.
Детство – это воспоминание о новогодней елке. Для зеленой пушистой красавицы папа смастерил украшения своими руками. Мои ровесники помнят ту эпоху, когда покупные игрушки были редкостью. Из жатой бумаги, картона, орехов, завернутых в фольгу, как по мановению волшебной палочки, появлялись шары, клоуны, забавные фигурки животных.
Инна ждала не только новогодние праздники, но и арестованного отца. Макса Цыпина выпустили после смерти Сталина. Пока его не было, елочные украшения напоминали о нем. Так же, как и черно-белое фото, где он был молодой, с легкой небритостью, столь модной сегодня.
Чудо – рукотворное. Это Инна усвоила рано. Самым большим богатством ее детства была коробка карандашей – целых тридцати три цвета! Рисовать она начала рано и рисовала всегда, сколько себя помнит. Еще одно напоминание об этом – мозоль на среднем пальце правой руки.
Отец был прекрасным рассказчиком и художественно одаренным человеком. Родом он с Витебщины, из шагаловских мест. Хотел выучиться на художника, но жизнь распорядилась иначе. Он закончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и учился в аспирантуре. Студентов этого профиля по указу Сталина не брали на фронт, а убегавщих воевать – возвращали. Перед Максом Цыпиным открывалось блестящее будущее в столице. Но вокруг была война, и в 1944-м он добровольно вызвался поехать туда, где только что отгремели бои, – в Молдавию. Главным инженером тогда еще Одесско-Кишиневской дороги. Создавать Молдавскую железную дорогу.
В Окнице, где находилось управление железной дороги, он познакомился с бухгалтером Зиной Фроловой. В Молдавию она приехала после Сталинграда, после госпиталя, после ранения и контузии.
Позже управление перевели в Кишинев, где в первую послевоенную новогоднюю ночь и родилась Инна.
Здесь она выросла. Закончила художественное училище. Двадцать лет проработала на телевидении. Здесь ее приняли в Союз художников. Отсюда ее работы отправлялись в Третьяковскую галерею, в музеи, в частные коллекции России, США, Германии, Канады, Израиля, Италии, Франции.
Здесь она трудится с утра до позднего вечера в мастерской на углу Армянской и Щусева, где можно вдохнуть запах свежих масляных красок и увидеть новые полотна художницы Инессы Цыпиной.
Вот большая палитра, на которой сами краски выстраиваются в причудливый мотив. На мольберте – чистый холст. Еще не написанная картина – это обещание невозможного. Ожидание чуда. Как в детстве. Как под Новый год. Даже когда становишься безнадежно взрослым и знаешь, что Дед Мороз – это всего лишь человек, напяливший на себя шапку и искусственную бороду, все равно хочется верить в нечаянную радость.
Любимая погода Инны Цыпиной – морозец, градусов примерно минус десять, и белый-белый снег. Ни тем, ни другим нынешняя зима пока не балует. А жаль! «Когда снег, у меня в душе подъем», – говорит художница.
Не случайно самые плодотворные месяцы для нее – зимние. В эту пору Инну можно застать дома разве что ранним утром или поздним вечером. Все остальное отдано мастерской, где она запирается, чтобы не отвлекали, и откликается только на условный стук.
И все это время в душе у нее царит ощущение праздника. Особенно в новогоднюю ночь, когда все люди на земле пьют шампанское. В честь календарного события – и немножко в честь ее дня рождения. В ночь с 31 декабря на 1 января для Инны начинается весна.
Задача художника – не изобразить, а выразить. Для этого мало техники и опыта, требуется внутреннее наполнение. И в двадцать, и в сорок, и в шестьдесят Цыпина не устает учиться. У натуры. У старых мастеров.
Чудо – обыкновенное. С возрастом начинаешь ценить это. Вот слышишь музыку. Вот рядом пролетела птица, едва не касаясь лица. Вот спланировал с дерева золотой лист.
Сейчас Инесса Максовна ждет снега. Чистого, как нетронутый холст.
Часов в пять вечера в полуподвале, где когда-то жили Цыпины, появлялся солнечный зайчик, пролетал и исчезал. Девочка ждала его, как чуда. И до сих пор Инне кажется, что в комнате с большими окнами и высоким потолком нельзя быть несчастным – можно быть только счастливым. Не этот ли «луч надежды» вспоминался ей, когда она писала свои новогодние пожелания читателям «Независимой Молдовы»?
29.12.2006