ШИФРИН Ниссон Абрамович (Москва)

1892-1961

Живописец, сценограф, оператор кино, художник книги, педагог.

1892
Родился 16 июня в Киеве в семье служащего Конторы контрагентства окружных путей сообщения. С детства увлекался музыкой, поэзией, живописью и театром, но родители стремились дать сыну деловое воспитание, отдав учиться в Коммерческое училище.

1902 – 1911
Учился в Коммерческом училище. После окончания училища, по воле родителей, поступил в Киевский коммерческий институт.

1911 – 1916
Учеба в Киевском коммерческом институте. По окончании института получил звание кандидата экономических наук.

1912 – 1915
Одновременно с учебой в институте посещал занятия в школе рисования и живописи А.А. Мурашко. Был завсегдатаем художественных и поэтических вернисажей, симфонических концертов, театральных премьер, вольнослушателем университетских лекций по истории искусств и античной философии.

1914
Совместно с однокашником по школе Мурашко И.М. Рабиновичем участвовал в оформлении сцены театра «Шато де Флер» для выступления поэтов-футуристов В. Маяковского, Д. Бурлюка, Вас. Каменского в Киеве. Знакомство и общение с поэтами.

1916 – 1917
Служба в армии. Знакомство с сослуживцем М.А. Михайловым, декоратором бывшего Соловцовского театра, который сыграл важную роль в выборе профессии художника-сцены.

1917 – 1918  
Работал статистиком по институтской специальности в Кисловодске, а затем в Киеве.  

1918 – 1919
Учился в студии одного из лидеров русского художественного авангарда — художницы
А.А. Экстер.

1918 – 1923  
Был членом и одним из организаторов художественной секции киевской «Култур-лиге», ставившей целью создание современного еврейского национального искусства. Преподавал в созданной при лиге художественной студии.

1919
Дебютировал в качестве театрального художника в киевских постановках К. Марджанова (оперетта Ш. Лекока «Зеленый остров» в Театре музыкальной комедии и «Рубашка Бланш» по пьесе И. Эренбурга в Театре Соловцова). Участвовал в праздничном оформлении Киева. Женитьба на художнице шведского происхождения Маргарите Генриховне Генке.

1920
Работал в качестве художника в агитационном поезде XII армии на польском фронте.

1920 – 1921 Учеба в Украинской Академии художеств в Киеве. Необходимость добывать средства к жизни вынудила художника уйти из Академии и сосредоточится на работе в театре. В эти годы были выполнены декорации к пьесам Ш. Аша, Шолом-Алейхема, И. Перетца, Л. Андреева в Киевской Еврейской студии, к интермедиям М. Сервантеса, спектаклям «Жоржи Данден» и «Мнимый больной» Ж-Б. Мольера в Русском драматическом театре.

1921
Родилась дочь Анна (1921 — 1993).

1922
Сотрудничал с еврейскими издательствами, в качестве иллюстратора книг на идиш.

Осенью художник с семьей переезжает в Москву, но не прерывает связи с Художественной секцией «Култур-лиге», сохранив членство в ее московском отделении.

1923 – 1930 
После переезда в Москву художник активно включается в атмосферу ее театральной жизни. Основными театральными работами в эти годы стали «Гайавата» Г. Лонгфелло в Государственном театре для детей (1923), «Чудо в Кэпдоне» Л. Мойзфильда в Художественно-театральной студии В.В. Барановской (1923), «Приключения синьора Кихадо» по М. Сервантесу (1926), «Черный Яр» А.Н. Афиногенова (1928), обе – в Государственном педагогическом театре, «Саранча» Е.О. Любимова-Ланского (1926) и «Штиль» В.Н. Билль-Белоцерковского (1927) – в Театре им. МГСПС.

Одновременно с работой в театрах, художник непрерывно работает как график и живописец.

В 1924–1927 гг. заведовал графическим отделом Центроиздата. Во второй половине 1920-х — начале 1930-х сотрудничал с ГИЗ, издательством «Молодая гвардия». Оформил книги: «Чирики-пузырики» (1927, 1929; вместе с другими художниками), «Октябрятская» (1930, 1931) Н. Венгрова; «Кем быть?» В.В. Маяковского (1929), «Роальд Амудсен» Н.И. Дементьева (1931), «Звери в пещере» М.А. Гершензона (1931) и другие.

1925 – 1932
Состоял в Обществе художников-станковистов(ОСТ). С 1927 года – член правления.

1929 – 1930
Преподавал во Вхутеине.

1930 – 1935
Основными театральными работами первой половины тридцатых годов стали «Хлеб» В.М. Киршона (1931) и «Страх» А.Н. Афиногенова (1931) во МХАТе, «Токмаков переулок» В.В. Смирновой (1931), «Улица радости» Н.А. Зархи (1932), «Вольные фламандцы» по Ш. де Костеру (1935) в Театре рабочих ребят, «Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука (1934), «Глубокая провинция» М.А. Светлова (1935) – в Центральном театре Красной Армии.

1931 – 1932
Преподавал в Полиграфическом институте.

1932
Вступил в Союз художников СССР.

1934 – 1936
Преподавал в ГИТИС имени А.В. Луначарского.

1935
С 1935 года и до конца жизни работал главным художником Центрального театра Красной (после 1946 года – Советской) армии. Во второй половине тридцатых годов участвовал в сценической работе театра над спектаклями «Слава» В.М. Гусева (1936), «Укрощение строптивой» В. Шекспира (1937), «Падь Серебряная» Н.Ф. Погодина (1939).

1936
Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

1940-е
Основными театральными работами сороковых годов стали спектакли «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира (1941), «Фронт» А.Е. Корнейчука (1942), «Олеко Дундич» А.Г. Ржешевского и М. Каца (1942), «Бессмертный» А.Н. Арбузова и А.К. Гладкова (1943), «Сталинградцы» Ю.П. Чепурина (1944), все в ЦТКА, «Офицер флота» А.А. Крона (1944) в Ленинградском БДТ, «Дни и ночи» К.М. Симонова (1947) во МХАТе, «Московский характер» А.В. Софронова (1948) в Малом театре, «Незабываемый 1919-й» В.В. Вишневского (1949) в ЦТСА.

1941 – 1945
В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве. Выезжал в командировки на Западный фронт в Смоленскую область (1942), Сталинград (1943).

1945
Работал в кино оператором в фильме «Великий перелом» (совместно с А.Н. Кольцатым).

1947 
Работал в кино оператором в фильме «Пирогов» (совместно с А.Н. Москвиными А.М. Назаровым).

1949
Присуждена Сталинская премия первой степени за оформление спектакля «Московский характер» А.В. Софронова.

1950-е
Оформил постановки «Флаг адмирала» А.П. Штейна в ЦТСА, «Разлом» Б.А. Лавренева (1950), «Залп «Авроры» М.В. Большинцова и М.Э. Чиаурели (1952) обе во МХАТе,  «Ревизор» Н.В. Гоголя (1951), «Метелица» В.Ф. Пановой (1956), «Москва. Кремль» А.Н. Афиногенова (1956), «Поднятая целина» по М. А. Шолохову (1957), «Барабанщица» А.Д. Салынского (1958), «Женитьба» Н.В. Гоголя (1959) в ЦТСА.

1951
Присуждена Сталинская премия второй степени за оформление спектакля «Флаг адмирала» А.П. Штейна.

1954
Смерть жены.

1958
Награжден дипломом Международной выставки в Брюсселе (Бельгия).
Присвоено звание «Народный художник РСФСР».

1960
Оформил спектакль «Чайка» во МХАТе.
Работал художником (совместно с В.В. Голиковым) над фильмом «Укрощение строптивой» (Мосфильм, 1961).

1961
Скончался 3 апреля в Москве. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

1964
В Ленинграде выходит книга статей о театре «Художник в театре».

1966
В Москве выходит книга «Моя работа в театре».

Произведения художника находятся в Государственном Центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, в частных собраниях в России.

Личные страницы на сайтах https://www.kino-teatr.ru/kino/painter/sov/27320/bio/,  https://mxat.ru/history/persons/shifrin_n/

Выставочная деятельность началась в Киеве в 1914 году с участия в выставке «Кольцо», организованной А.А. Экстер и А.К. Богомазовым. Участвовал в выставках Куртул-лиге в Киеве (1920, 1922); ОСТа в Москве (1925, 1926, 1927, 1928). Участник многих зарубежных выставок: XIV Международной выставки искусств в Венеции (1924), Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925), Международной выставки «Искусство книги» в Лейпциге и Нюрнберге (1927), Международной выставки «Современное книжное искусство» в Кёльне (1928), немецких художников в Берлине (1928), Международной выставки «Искусство книги» в Париже и Лионе (1931–1932), Всемирной выставки «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке (1939), Всемирной выставки в Бельгии (1958); советского искусства по США (1929, передвижная), в Вене, Берлине, Стокгольме (все — 1930), Кенигсберге (1932), Мадриде и Марселе (1933), Лондоне (1934), Англии (1936, передвижная).

Персональные выставки:

1953, 1962 Москва.

Известный советский театральный художник Ниссон Абрамович Шифрин, кроме работы в театре постоянно работал как график и живописец.

В коллекции творчество художника представлено живописными произведениями.

Если у Вас есть уточнения или дополнения по биографии художника или другая информация, прошу сообщить о них по адресу info@russkiy-peyzazh.ru
наверх