Письмо Л.Н. Корчемкину 20 марта 1934, Москва

Многоуважаемый Лев Николаевич!

Да, я вернулся, к сожалению. Приехал в Москву, что в яму.

О поездке я не буду писать много, а скажу, что это было «настоящее путешествие»!!! *

Много было приключений, а в другом месте думал только о своей шкуре, а не иной.

Написал около 200 маленьких этюдов. Привез шкур тоже.

Главным образом истреблял уток.

Здесь сейчас живу не совсем плохо и не хорошо. Главное, мечтаю уехать, но не в такое путешествие. В такое путешествие я больше ни за что не поеду. Хочется поехать в населенные места. Думаю, что через месяц уеду на Сев. Кавказ, на Урал или на Камчатку. Если я уеду и мы не увидимся, то будем вести переписку, и это, думаю, будет интересно. Напишу тебе пару слов о живописи, об искусстве.

Ввиду того, что я все-таки по приезде работал, хотя было и плохо мне, ибо мне не везло. Сейчас в живописи наблюдается заметный поворот к старым мастерам в связи с соц. реализмом, конечно, я этот поворот не поощряю. Характерно, что все начинают рьяно копировать старых мастеров, не жалея на это драгоценное время, и очень много заимствовать у них, почему и создается такой ложный классицизм.

Конечно, очень трудно прийти к реализму, минуя эпоху Возрождения, поскольку живопись стала такой формальной.

Но в тоже время нехорошо же и заимствовать воровски старых мастеров.

Безусловно, надо идти вперед, ведь и так живопись еще намного отстающий участок. У многих художников сейчас появились Рафаэль и Рембрандт настольными художниками, чего я никак не могу понять.

Я уверен, что многим художникам, которые не умеют идти к реализму иным путем, старые мастера напортят много.

Тут можно выйти из такого положения только таким путем, как строго поставить себя в рамки и строго наметить задачу живописи — что к чему и зачем.

Одним словом, художнику надо найти направленность в современности.

Творчеству же, наоборот, дать полнейшую волю. Творчеству нельзя никаких границ и правил, и условий, и только тогда можно обойтись без старых мастеров, а поскольку у художника не будет направленности, то вполне понятно ему остается только использовать эпоху Возрождения, как самую правдивую в живописи.

Хочется уехать и солидно поработать над живописью, чтоб завершить построение соц. реализма в нашем искусстве.

Твой Р. Семашкевич

Пиши тут же, адрес старый.
Привет от Наи, мамаши и Маруси. Они очень довольны, что ты написал письмо о себе.

 

* 1933. Научно-исследовательско-экспедиционная группа Центрального Совета ОПТЭ в составе тов. Соловьева (начальник группы, художник), Семашкевима (художник), Будо (архитектор), Ерохина (рабочий- строитель) начала путь из Перми на разборных байдарках — пройдя 10 рек, сделав водным путем около 3000 км. Затем группа совершила перевал через Уральский хребет в районе гор Сабли и Народной.

После перевала Уральского хребта туристы сделали переход по р. Манья от истоков до устья. Этот путь был самым тяжелым. Переход они сделали без карты, исключительно по компасу.

В Омск группа прибыла 19 октября из Березова.

(Опубликовано в альбоме «Роман Матвеевич Семашкевич. 1900 - 1937. Живопись. Графика». Москва, 1996. С. 25-26).

наверх