Живописец, график.
1900
Родился 1 октября в местечке Лебедево, Виленской губернии (ныне Минская область), в многодетной крестьянской семье. Отец работал садовником у помещика. Подростком покидает отчий дом и уезжает в Вильно.
1919—1924
Учился в Виленской белорусской гимназии, одновременно занимается в художественной школе Бронислава Тарашкевича. Работает продавцом газет. Принимает участие в организации коммунистического союза молодежи. Член ЛКСМБ с 1924.
1924
Переезжает в Витебск.
1924—1927
Учится в Витебском художественном техникуме на скульптурном отделении.
1927—1930
Учится во Вхутеине в Москве. В начале на полиграфическом отделении, а с 1928 года на живописном отделении у Д.Н. Кардовского, С.В. Герасимова, А.Д. Древина. В 1930 году в связи с реорганизацией Вхутеина по собственному желанию покинул институт.
Написаны картины «Гавань» (конец 1920-х), «Возвращение стада» (1929-1930), «Авто», «Автодор», «Улица в Замоскворечье», «Чайная», «Мужчина с трубкой», «Пейзаж с телеграфными столбами» (все 1930) и другие.
1930
Участие в выставке Всекохудожника»; с этой выставки Третьяковская галерея приобрела картину «Автодор». Ранее Русский музей в Ленинграде приобрел картину «Чайная».
1931
Примкнул к группе «Тринадцать», вместе с которой стал выставлять свои первые работы.
Написаны картины «Город у моря», «Постройка новых домов» и другие.
1932
На одной из выставок в 1932 году Дейнека сказал ему: «Роман, я записал тебя в МОССХ». «Записал — и хорошо», — ответил ему Семашкевич. Поездка в Белоруссию.
Написаны картины «Всадник на белой лошади», «Купальщицы» и другие.
1933
Путешествие по Северному Уралу совместно с художником Л. Соловьевым и архитектором П. Будо в составе научно-исследовательской экспедиции. Из поездки Семашкевич привез 200 живописных и графических работ.
Написаны «Автопортрет», «Играют в карты», «Играют в шахматы» и другие.
1934
Зимовка на метеорологической станции горы Большой Таганай (Южный Урал).
Написаны картины «Пейзаж с деревом», «Портрет жены Н.М. Васильевой», «Портрет Н.М. Васильевой (в лозах)», «Обнаженная» и другие.
1935
Командировка от МОССХ на Златоустовский металлургический завод. Выполнял портреты «знатных людей» завода. По заказу Златоустовского музея написал 2 больших многофигурных композиции: «Привал красногвардейцев», «Бригада Неймана на подступах к Златоусту».
Написаны картины «Осень. Южный Урал», «Портрет жены Н.М. Васильевой» и другие.
1936
Командировка на Алтай. Подготовка к выставке «Индустрия социализма». Пишет панораму города Риддера, картину «Долина реки Громатухи. Алтай» и другие.
Работает как иллюстратор в журнале «30 дней».
1937
Творческая поездка в Белоруссию в город Лепель.
2 ноября арестован НКВД. Конфискованы сотни произведений живописи, подготовленных к очередной
персональной выставке. Местонахождение их до сих пор неизвестно.
22 декабря расстрелян. Похоронен на Бутовском полигоне.
1958
Реабилитирован в связи с отсутствием состава преступления.
1987
22 декабря состоялся вечер памяти с выставкой работ Р.М. Семашкевича в Центральном Доме художника.
Произведения художника находятся в Третьяковской галерее (ГТГ), Русском музее (ГРМ), Чувашском республиканском художественном музее в Чебоксарах, Государственном художественном музее Минска, Национальном музее Киргизии, Центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина, в музеях Таганрога, Николаева.
Личные страницы на сайтах: https://rexstar.ru, http://rusavangard.ru, http://www.zolotayapalitra.ru, http://www.artmuseum.ru, https://www.liveinternet.ru, https://www.sb.by
Выставочная деятельность началась в 1924 году с участия в профессиональной выставке секции ИЗО Всерабиса в Киеве. Участник московских и республиканских выставок.
Групповые выставки «Группы 13»:
1931 Москва.
Персональные выставки:
1931, 1991 (ГТГ), 2000 Москва;
1932 Петриков, Мозырь, Минск;
1935 Златоуст;
1936 Риддер (Казахстан);
1992 (ГРМ) Санкт-Петербург.
Роман Матвеевич Семашкевич — выдающийся художник 30-х годов. Трагична его судьба, трагична и судьба его творческого наследия. После его ареста и смерти остались лишь работы, которые попали в 30-е годы, еще при жизни художника, в музеи и частные собрания, а также случайные произведения, находившиеся в квартире матери жены художника Н.М. Васильевой.
В коллекции творчество художника представлено уральским этюдом.