Успев сказать о самом главном

Одна за другой сменяются выставки молодых художников на стендах «Юности». После обсуждения работ их авторы выслушивают критику и похвалы. Однако выставка Вале¬рия Рыбакова (1941 —1972) уже не может быть обсуждена в его присутствии. Едва переступив тридцатилетний рубеж жизни, молодой художник трагически погиб.

Его творческая биография только еще начиналась. Он много работал, был пытлив, талантлив, требователен к себе.

Валерий Рыбаков окончил Ивановское художественное училище, затем работал на Дальнем Востоке. Художник активно участвовал в зональных, молодежных, республиканских выставках. Ныне некоторые его работы приобретены Госу¬дарственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Это значит, что его имя не исчезнет бесследно. Он успел сказать о самом главном: о себе и своей жизни, о том, что любил, что было ему дорого, что всегда звучало в душе. Это было трудно, судьба не баловала Валерия. И все же многое ему удалось.

В работах, которые экспонировались осенью этого года, в «Юности» привлекает неповторимый внутренний мир художника. Этот мир можно назвать прекрасным и яростным — по той силе ощущения жизни и по биению души, которые так явственно дают себя знать в гравюрах В. Рыбакова. Их не назовешь литературными, хотя художник много и часто обращался к творчеству Маяковского, Брехта, Платонова. Литературность часто оборачивается в изобразительном искусстве иллюстративностью, поверхностным перечислением. В работах Валерия Рыбакова постоянно чувствуешь стремление художника к собирательному образу: то это упругий речной воздух над рыбачьими лодками, то олицетворение женского материнского начала, то мотив вековечной рус¬ской истории в Суздале или Боголюбове. Иллюстрации Рыбакова отличаются изобретательностью, хорошей выдумкой. Часто они созданы на одном дыхании, льются свободно, как тихая, задушевная песня. И слов не разберешь, одна только мелодия, но она задевает душу. А порой его иллюстрации звучат призывно, набатно. И публицистичность работ Рыбакова и лирическая их направленность сливаются в единое образное русло.

Рисовать для Валерия Рыбакова было так же естественно, как жить. Он был прирожденным художником, и графика стала для него средством общения, возможностью говорить с людьми о пережитом, увиденном своими глазами. Жаль, что художник не успел раскрыться, ему понадобилось бы еще для этого пять — семь лет. Но все, что он сделал, бережно сохраняется его друзья¬ми, по их инициативе была организована выставка о Москве.

Валерий Рыбаков пробовал различные виды техники: офорт, монотипию, линогравюру. В его работах легко читаются успехи и просчеты нашей графики, он шел в русле ее развития.

Григорий Анисимов

наверх