Валерий Рыбаков – художник-график, ставший легендой владимирского искусства. Он прожил короткую жизнь, не успев раскрыться до конца. Но, обладая мощным и самобытным талантом, буквально первыми своими работами молодой художник был замечен не только на областных, но на республиканских и всесоюзных выставках. 18 декабря 2011 года Рыбакову исполнилось бы 70 лет. К сожалению, жизнь художника оборвалась на взлете, он умер в июле 1972 года, в возрасте чуть более 30 лет.
Валерий Георгиевич Рыбаков родился 18 декабря 1941 в г. Владимире, его детство прошло в частном доме на улице Разина 35. Его отец – Георгий Васильевич был рабочим, мать Наталья Яковлевна – домохозяйкой. Валера был младшим из трех сыновей. По окончании семилетки, в 1956г., Валерий поступил во Владимирское художественно-ремесленное училище №1 на отделение краснодеревцев, которое окончил в 1959г. В этом же году он поступил в Ивановское художественное училище. Там Валера Рыбаков выделялся талантом и работоспособностью. Даже в учебные постановки ему удавалось вносить элемент творческого поиска. Ребята со старших курсов восхищались его рабо¬тами, стараясь разгадать, в чем заключается секрет так крепко скроенного рисунка. Преподаватели укоризненно качали головой – на работу затрачено гораздо меньше времени, чем требовалось по программе, но все-таки ставили ему высший балл – заслужил.
Закончив училище, Валерий принимает решение – уехать на Дальний Восток. Он мечтал собрать материал и написать большое жанровое полотно о тружениках моря. Приморье встретило юношу шумом огромного океана, сила и величие которого потрясли его. Порт Владивостока никогда не засыпал, круглые сутки был слышен его гул: гудки кораблей, шум портовых кранов. Могучая природа рождала сильный эмоциональный отклик в душе молодого художника.
В письмах друзьям он пишет, что хочет передать впечатления от этого края, поразившего его своей красотой, показать свои творческие возможности на выставках. Он принимает решение участвовать в I Зональной художественной выставке «Советский Дальний Восток», которая состоится очень скоро – в 1964г. На ней будут представлены работы художников Читинской, Амурской, Магаданской, Сахалинской областей, Хабаровского и Приморского краев.
Времени на написание серьезной картины у Валерия нет, и он решает воплотить свои мысли в технически более доступном виде искусства – графике. Он создает три линогравюры, объединенные темой «Рыбаки Дальнего востока». Работы успешно проходят отбор и становятся участниками I Зональной художественной выставки в Хабаровске. По ее итогам Валерия Рыбакова принимают кандидатом в члены СХ СССР. В те годы существовала такая предварительная ступень, даже выдавался кандидатский билет.
В приморье Рыбаков прожил недолго, чуть больше года. В письме своему другу художнику Сергею Усику, весной 1964г., он писал: «Здесь сейчас все еще очень холодно, хотя снегу уже нет и в помине. Дует ветер, прибой почти штормовой. И днем и ночью слышен глухой гул перекатываемой морем гальки, грохот огромных волн. С тех пор как я уехал, каждый день тоскую по нашей весне».
Не выдержав дальневосточной романтики, в марте 1965 года Валерий возвращается во Владимир. Работая в мастерских Художественного фонда, в свободное время он продолжает осваивать графику, его по-прежнему увлекает линогравюра, которой он начал заниматься еще во Владивостоке. По приезду во Владимир молодой график быстро влился в художественную жизнь города. Он становится участником не только областных, но и зональных, республиканских, всесоюзных художественных выставок. В 1968 году Рыбаков принят в члены СХ СССР.
В 1950-1960-е годы линогравюра в России была на пике популярности. В этом материале тогда успешно работали многие российские художники. Творчество Рыбакова развивалось в русле своего времени. Имя молодого талантливого художника очень быстро узнали не только во Владимире. По сути Валерий Рыбаков был первым, кто вывел владимирскую графику на всероссийский и всесоюзный уровень. Художественные критики сходилась в одном – Рыбаков обладает мощным, неординарным талантом.
Впечатления, привезенные молодым художником из Приморья, получили продолжение в новых произведениях художника, вошедших в графическую серию «Рыбаки Дальнего Востока», выполненных уже во Владимире. Люди в этих гравюрах суровы, под стать природе. Они заняты тяжелым мужским трудом: тянут сеть полную рыбы, спешат на смену, чинят баркасы. Дальневосточные работы Валерия Рыбакова — это поэма о бескрайней и могучей природе, о людях ее населяющих, об их нелегком труде.
Вернувшись на родину из Приморья, Валерий Рыбаков как будто бы заново увидел прекрасные памятники Владимиро-Суздальской земли, мягкую красоту среднерусской природы. Он без устали с карандашом в руках объезжал окрестности: Пенкино, Боголюбово, Суздаль, любил боголюбовскую пойму, гулял с друзьями в лугах, купался в теплых старицах, в холодной Нерли у храма Покрова.
Одной из лучших работ на эту тему считается лист «К полудню». На первом плане композиции – спящие на земле косцы, рядом, приставленные друг к другу, их косы. За ними работающие женщины, копны свежего сена, пасущиеся лошади. Композиция работы планетарна, она дает возможность ощутить «всю круглоту Земли», как говорил Петров-Водкин. В правом углу солнце, трактующееся художником как космическое светило, посылающее свое тепло на землю. Его лучи, буквально, они пронизывают пространство листа. Прекрасная пора сельской жизни представлена художником как картина земного рая, как счастье бытия.
В середине 1960-х Рыбаков обращается к творчеству немецкого писателя-антифашиста Бертольда Брехта. Листы по мотивам пьесы Брехта «Страх и нищета третьей империи» это публицистическая графика, имеющая обобщенную плакатную стилистику, неожиданно острый угол зрения, самобытный графический язык. Работы просты и строги по своему воплощению, но полны драматической напряженности. Каждый лист — это маленькая новелла. Крупные планы, упрощенность композиционных построений, мощные контрасты черного и белого, острые углы контуров и ломаных линий, динамичные ритмы – весь ее образный строй раскрывает трагический мир произведений немецкого писателя.
Чувствуя свое время, идя в ногу с ним, график воплощает здесь свои чувства в характерном для 1960-х годов суровом стиле, говорящим новым пластическим языком.
В целом — графика Рыбакова 1960-х годов тяготеет к обобщённым лаконичным формам, монументальной, пронизанной острыми ритмами композиции. Листы отличаются плакатной выразительностью. Работы художника объединяются в тематические серии.
В эти годы владимирская графика только начинала свое формирование. В технике линогравюры пробовали свои силы Н. Баранов, В. Леонов, Б. Французов. Творчество Рыбакова на этом фоне выделялось своей зрелостью, четкой гражданской позицией, публицистическим мышлением, техническим совершенством, тематикой, отвечающей запросам нового дня.
Видя серьезный творческий потенциал молодого графика, Союз художников дважды, в сентябре 1970 и апреле 1972 года, направляет его для совершенствования на творческую дачу «Челюскинская», под Москвой.
Среди художников бытует поговорка, что несколько месяцев пребывания в Доме творчества равны университету. Это действительно так. Работа под руководством выдающихся мастеров советского искусства давала возможность художникам повысить свой технический и творческий уровень, начать работу над новыми темами.
В 1972 году с творческой дачи «Челюскинская» художник привозит около десяти небольших по размеру, камерных по своему звучанию листов, выполненных в технике классического офорта. Большую их часть художник показывает на Первой областной выставке графики, состоявшейся в июне 1972 года. К публицистике художник уже не возвращается, его искусство становится более лиричным, меняется его тональность. Отныне главное место в творчестве художника занимает офорт.
Три офорта Валерия Рыбакова по мотивам повести А. Платонова «Сокровенный человек», из собрания музея, при жизни автора не были показаны на выставках. Это одни из последних работ художника. Они выполнены без лишней иллюстративности, «литературщины», без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности. Главное в них – образное содержание. В этих работах отчетливо видна стилистическая переориентация художника, новый подход к графике. Резец художника в этих листах настолько легок и виртуозен, что фигуры и предметы почти растворяются в пространстве. Расставляя акценты, Рыбаков четко и весомо лишь подчеркивает их в нужных местах.
1970-е годы – тяжелый период в жизни и творчестве художника. Он имел блестящее начало, головокружительный творческий взлет, всесоюзную известность. Затем наступает неудовлетворенность, ощущение кризиса. Чтобы справится с этим, художник, к сожалению, прибегает к помощи алкоголя.
Жена владимирского живописца Юкина – Евгения Михайловна, постоянно ведущая дневниковые записи, осенью 1971 года описывает следующие события: «Принято решение об изъятии у Рыбакова творческой мастерской. Там оказался открытым кран и вода протекла через потолки в нижние этажи. Позднее Валера оправдывался, что плохо себя чувствовал, (он сердечник), дошел до крана, чтобы налить воды, открыл его и свалился без чувств. Пришедшие с нижних этажей соседи, вызвали скорую. Валера лежал в больнице с сердцем более месяца. К сожалению, в правлении посчитали, что Рыбаков был пьян. И свершился суд скорый и несправедливый».
Хронология последних месяцев проста. К концу 1971 года Рыбаков лишен мастерской, уволен с работы в Художественном фонде, за попадание в вытрезвитель ему грозит исключение из Союза художников. Практически он загнан в угол. Нет работы – значит, не на что жить, нет мастерской – значит, нет возможности творчески работать. Нет творческих работ – нет участия в выставках, а следовательно – художник не может быть членом Союза.
В апреле-мае 1972 года Валерий работает на «Челюскинской», привозит оттуда около десятка небольших офортов, часть которых становятся участниками Первой областной выставке графики.
В начале июля несколько художников собираются поехать на рыбалку. Но компания распадается, у всех находятся дела. Валерий едет один. На берегу реки у него случается сердечный приступ, рядом никого нет, и художник умирает.
После смерти, в октябре 1972 года, в Доме офицеров его друзьями была организована мемориальная выставка художника. Собранное в одном выставочном зале творческое наследие буквально поразило зрителей. На выставке было представлено около 70 работ. Затем выставка переехала в Москву, в редакцию журнала «Юность». Через полгода практически все работы Валерия Рыбакова его родителями были переданы в музей.
В жизни Валерия Рыбакова было не так много дат – от рождения до смерти прошло всего 30 лет. Но за столь короткое время раскрылся высокий творческий потенциал художника, его искусство стало ярким явлением в искусстве области, заметным в искусстве Российской Федерации1960-1970-х годов.
Творческое наследие, оставшееся после его смерти, говорит о В. Рыбакове как о состоявшемся художнике, имеющем яркую творческую индивидуальность, самобытную графическую технику, самостоятельный круг тем и сюжетов.
Н.И. Севастьянова – искусствовед