Какой изысканный и тонкий
Твердоискрящийся кристалл!..
Он бурь пылающие гонки
Пружиной сжатою вобрал.
В ритмичных колебаньях цвета
Рождается порядок форм.
И Баха страстная кантата
Видна мне с четырёх сторон.
29.08.1990
Как в музыке
декоративным шлейфом
эффекты торжествуют и шумят,
Как в сказке
легкокрылым эльфом
придуманные образы летят,
Так в живописи
современной
краски
С палитр сорвались
прямо на холсты,
Покинув строгость Цвета
без опаски,
В надежде,
что останутся
чисты.
Но «pianissimo» - (не странно ли?) -
слышнее,
А неопределенный цвет -
нежнее.
21.04.1992
Кровь. Сокровенное. Сокрыто
От глаз чужих, что жизнь питает.
Но и свои глаза не замечают
Границу между бытиём и бытом.
Уменья искус и образованья
Торопит к бутафорскому подобью,
Но не заговорит живою кровью
Себялюбивое желание признанья.
02-03.05.1992
В искусстве много истин,
В искусстве много правил.
Критерий не единствен,
И случай путь возглавил.
Критериев орбиты,
Едва пересекаясь,
В самих себе закрыты –
Плодов грядущих завязь.
А их апологеты,
Друг к другу нетерпимы,
Нарядные – раздеты
Пред Видящим незримым.
Он долго выбирает,
Но отберёт надолго.
Жестокий, не прощает
Неотданного долга.
12.06.1992
Природа цветом говорит.
Художник жив её дарами.
Он складывает цвет стихами
И миру живопись дарит,
Когда с ним зренье говорит.
Тогда ему Закон открыт.
Контрасты, нежности валёров,
Руки и настроенья норов
Единый ритм объединит,
Когда Закону он открыт.
17-18.09.1992
Что же вы, слова крылаты,
Перестали бить впопад?
Мысли – ржавые лопаты –
Надоел вам тот же сад?
Так долбите твердь иную –
На Земле земли полно;
Ведь не зря вас не волнует
То, что вспахано давно.
09.01.1993
Тряпки, нитки, гобелены,
Разноцветные ковры,
Разукрашенные стены -
Вариации игры.
На холстах задачи те же -
Кто кого перекричит.
Живопись теперь все реже
С глазу на глаз говорит.
Разве нечего сказать ей
Живописным языком,
Избегая слов, понятий,
Всё-равно о чем, о ком.
Не в плену литературы,
У декора не в плену,
Не у той натуры-дуры,
Где всё свалено в одну
Кучу: главное и мелочь,
Сущностное и пустяк...
Брод опасен, хоть и мелок, -
Не найти его никак.
10.01.1993
На поводу у собственной гордыни,
Чтоб непременно быть оригинальным,
Ты извлечёшь из чувственной пустыни
Пустыню же, но методом формальным.
Ты заблуждаешься, что честен, безупречен
В анализе всего, что происходит.
Злорадством – не сочувствием подсвечен
Надменный взгляд – и это в сердце входит.
Изобретательность, увы, такого рода,
Что подосадуешь: «На кой тебе Свобода?!»
13.01.1993
Вы забегаете вперёд,
Пророча траурные звоны;
Но живопись никак не мрёт,
Свои же пестуя законы.
Вы забегаете вперёд,
Подсунув саван вместо платья;
Она его в клочки порвёт,
Вам даже не послав проклятья.
Ей не до вас! Она – восторг,
Природой предопределённый;
И скучен ей с рассудком торг,
Покуда дышит мир зелёный.
15.01.1993
Боишься зря, мой друг, перенасытить
Рутину жизни праздником искусства
И повтореньем классики унизить
Свои единственные в этом мире чувства.
В одну и ту же реку окунаясь,
Омыт ты будешь новою водою.
А ты же хочешь, вовсе не купаясь,
Остаться чистым телом и душою.
Ты любишь выкладок абстрактных изощрённость,
Но не придёт к тебе наивная влюблённость,
А с ней и Муз крылатых благосклонность.
15.01.1993
Подожди, привычка,
Не гони меня,
Словно электричка,
По нюансам дня.
Я их не замечу,
А навстречу – вамп,
Душу покалечить –
Всемогущий штамп.
Оборотень лютый –
Лёгок с ним успех –
Обольщает, кутает
В самомненья грех.
Всё благополучно –
Так же, как у всех,
А смотреть-то скучно!
Вот тебе и спех!
Лишь на остановке,
Пустотой звеня,
Ссыпятся осколки
Мчавшегося дня.
21.01.1993
Мимо маятник несётся
Середины золотой,
Лишь едва её коснется,
В крайность тут же и упрется,
Приворожен высотой.
Что б внизу ему остаться,
Избежав полярных драм?
Но не может задержаться,
Как не хочет усредняться,
Он, подвластный лишь часам.
15.02.1993
Век двадцатый снял с натуры
Фантастические пенки,
Реалистам оставляя
Ученичества тоску.
Сами по себе – фактуры,
Сами по себе – оттенки
По холстам теперь гуляют,
Рады краске и мазку.
Интригующая пена
Над таинственным шампанским –
Не вино, а ожиданье,
Предвкушение вина.
Вырывается из плена
Дух с усердием шаманским –
Плена школы... Но природы,
Но натуры – в чём вина?!
А невинная природа
Так доверчиво открыта,
Простодушно так открыта,
Только знай – смотри!
Да процеживай сквозь сито,
Ею сотканное сито,
Вкусом штопано и шито
У себя внутри.
23.07.1993-17.01.1994
Да, постыдна иллюзорность,
Неприлична иллюзорность,
Если взгляд ползёт улиткой
по поверхности вещей.
Ну, кому нужна покорность,
Эта рабская покорность?!
Обернётся радость пыткой:
«гуще лей всё тех же щей!»
Только образы живого,
Квинтэссенции живого,
Ненароком или волей
нерв, угаданный в живом,
Восстановят делом слово –
«Живопись» воскреснет снова
С незавидной своей долей
Распрощавшись, как со сном.
27.07.1993
Гениальность лишь однажды
Свои чудные плоды
Оставляет в месте каждом.
И напрасные труды –
Их выращивать там дважды,
Где видны её следы.
08.08.1993
Вот блаженство – позабыть
Всё, чему тебя учили,
И в рутины тёплом иле
Снова азбуку открыть.
08.08.1993
Тяжко живописи бремя,
Если страсть, а не кокетство
И не только выжить средство
Для тебя она.
Ею вытеснено время –
И раскапываешь детство –
Драгоценного наследства
Только тень одна.
Слово силою магнита
Чувств крупицы собирает,
Ощущенья подминает
Мощною пятой.
Словом живопись убита:
Её нежность увядает,
Непосредственность страдает,
Где понятий рой.
Испытаешь наслажденье,
Коль придумывать не будешь,
Ей навязывать не будешь
Тривиальных схем.
Всем напутствиям – забвенье!
Вообще слова забудешь,
Зрение своё разбудишь,
Если будешь нем.
08.08.1993
Движение руки записывает ритмы,
Записывает жизнь рыжеющих холмов,
Мучения души над радостью палитры
И только цвет да цвет –
и места нет для слов.
09.08.1993
Диалектика скандалит,
Безрассудно миром правит,
Низвергаться заставляет
В ад – с небес.
Мир тогда недоедает,
Красота надоедает
И не музыка играет –
Воет бес.
Глаз луны налился кровью.
Секс назвал себя любовью.
На задумчивость коровью –
Кнут и мат.
Чести нет – была бы слава –
Себялюбию забава.
Деньги – сладкая отрава –
Постулат.
12.08.1993
Я так люблю спокойствие Гольбейна,
Монументальность скал в обычных лицах.
Величием и теплотой овеяна
Жизнь в нарисованных границах.
Совсем другим восторгом от натуры
Был вдохновлён пространства властелин:
Рембрандта драгоценные фактуры
Сверкают из таинственных глубин.
А микеланджеловских мышц перетеканье,
Как на крутых порогах водопад;
Их форм нерасторжимое слиянье,
Их ритмов нарастающий каскад!
Столь многие воистину велики,
Неповторимы в почерке своём!..
Но их разнообразнейшие лики
Земли объединяет окоём.
Но стоит взгляд извне вовнутрь направить,
Как начинает бес рукою править.
01.09.1993
Ищи же нравленье своё –
Твой нрав ли, норов, твой характер
Не отойдёт в небытиё,
Воткнув прозренья остриё
В то место на всеобщей карте,
Где испытание твоё.
09.09.1993
Говор, говор, разговор –
Изощрённый жизни вор...
А быть может и даритель –
Выяснитель да учитель.
30.09.1993
От струй упрямых водопада
Стремятся прочь лихие брызги,
Как взбунтовавшиеся мысли
От школьно-скучного уклада.
В них свежесть, бодрая прохлада...
Но если водопад иссякнет,
Ни капли рядом с ним не капнет.
20.10.1993
Не умолкли песен трели,
Флейты нежно трепетали,
Чары музыки звучали –
В трелях линий Ботичелли.
Вы совсем не устарели,
Вы ещё не отзвучали;
Восхищенья и печали
Утолить вы не успели,
Сколь века ни пролетали.
А теперь другие песни...
Линий мечутся изломы.
Искарёженные формы
Чем страшнее, тем прелестней,
Притягательней, известней.
Их создателям знакомы
Дивные музеев домы –
Но фальшивы им и пресны
Гармонические формы.
Значит варварское время
В жажде дикого полёта,
Не желая ждать пилота,
Ногу вдело в злое стремя.
А художник тащит бремя
Всех долгов искусства-мота.
19.11.1993
Мне интересен только ритм,
А остальное - неизбежность.
Ему пожертвую я нежность,
Коварство слишком лёгких рифм.
Не тождество и не повтор -
А элементов связь тугая;
То падая, то нарастая,
Их голоса рождают хор.
Законченность любого «я»
Сквозь всю его незавершённость,
Его характер, напряжённость
Ритм извлечет из бытия.
30.12.1993 – 04.01.1994
Кисть гуляет помелом,
Краски льёт над полотном
По деталям напролом –
Живопись «пятном».
И объёмы все на слом –
Надоевшей формы лом –
Напрочь – помелом!
А деталям – поделом!
Нечего рябить зерном!
Вон! Чтоб место своё знали
Эти мелкие детали!
Чудо! – живопись «пятном» -
Дух в полёте – под крылом
Всё на скорости смешалось,
Пятен память лишь осталась –
И торчит колом.
01.1994
Добра и зла весы качаются
И не приходят в равновесие.
Чувствительность себя стесняется
И уступает мракобесию.
Так трудно тихо слово вымолвить,
На крик безудержность срывается.
Всё можно выпросить и вымолить,
Но у кого? Он в нас скрывается...
03.1994
Река меняет свои воды,
Порой меняя берега,
Но путь начертан ей природой
Один на годы и века.
В искусстве также переменны
Преобладанья «что» и «как»,
Но чувств невидимые стены
Мощней, чем мамонта костяк.
Неповторимо постоянны
Любовь, и ревность, и тоска...
Всегда укажут нам туманы
То место, где течёт река.
03.04.1994
Увы! Отлетела фактура
От формы и цвет отлетел
В стремленьи формальной структурой
Желанный поставить предел
Засилию повествованья,
Бесхитростным фоточертам,
Чтоб сосредоточить вниманье
На цвете, (а прочее – хлам).
В порыве своём благородном
О мере художник забыл.
Он стал от натуры свободным,
Бесплотным, бескровным, холодным –
Искусство искусства лишил.
16.04.1994
Искусства потребители,
Художники и зрители,
И все-все-все-все-все
Любить его устали.
«А побыстрей – нельзя ли?»
«Попроще бы – нельзя ли?»
И модные вуали
Надели на глаза.
В вуали все красивы,
Не видно, что спесивы,
Не видно, что сварливы,
Не видно, что глупы.
И сквозь неё не видно,
Что быть в вуали стыдно,
Когда ты в драных тапках,
Когда ты без штанов.
Давно и всем известно:
Писать так трудно честно,
Хоть плачь, (что неуместно
Для этого труда).
Тогда чуть-чуть решает,
Работу завершает,
На прочность проверяет –
Ей быть или не быть.
«Чуть-чуть» увидеть надо,
Выпестовать, как чадо;
Но в нём же и награда.
Ищи-ищи его.
21.04.1994
Июнь выстраивает горы
На предзакатных небесах
Тяжёлые, но без опоры,
Подвижные, как в страшных снах.
Их розовеющая плотность -
Иллюзия - проткнёшь рукой,
Но величавая высотность
Надежду дарит и покой.
Сродни искусству многомерность
И многоликость облаков,
Естественная небу верность
И золото его оков.
21.06.1994
Что это «нечто», что носится где-то
В воздухе или же между планет,
Соединяя их, словно кометы
Неотвратимо пронзающий свет?
Что это «нечто»? У нас, разделённых
Долгим пространством и разностью рас,
Импульс единый, как хмель для влюблённых,
Одновременно два сердца потряс?
Воображенье перо по бумаге
В ритме едином гоняет тогда.
Муза ль об общем заботится благе?
Ей преднамеренность будто чужда...
Время характер свой изобличает,
Разным талантам доверив портрет.
Только художник об этом не знает –
Ищет в работе и смысл, и секрет.
09.1994
Приелись логики настойчивые рельсы,
Как пьяница, абсурд зигзагами бредёт.
Лишь честный самолёт невидимые рейсы
В опасных небесах взволнованно ведёт.
Здесь неуместно пить, паясничать, лукавить;
Здесь трепетный расчёт, аскезы благодать.
Полётом только жить и самолётом править
И на его крылах Пегаса догонять.
17.09.1994
Заберите кисти, заберите краски
У того, кто в утре, залитом дождём,
Не увидел серых переливов ласки,
Чьи цвета скрежещут – по стеклу гвоздём.
Что за преступленье? Что это за строгость?
Виноват ли шустрый, не развивший вкус?
Алчных притязаний тщетность и убогость
Портят атмосферу, как мошка и гнус.
09.10.1994
Вам слава,
роскоши излишки,
Необязательность причуд,
Пока насущные делишки
Жизнь обязательно крадут.
Запечатлеет правду фото,
Всё объективность объяснит,
Но в живописи мощно что-то
Притягивает, как магнит.
Проходит всё от грубой меры
До самой тонкой разный путь.
На стыке знания и веры –
Неодолимое «чуть-чуть».
Геометрических прогрессий
Трудны последние шаги.
От ритма траурных процессий
До темпа поезда – беги.
Не только альпинисты знают
Коварство видимых вершин.
Немногие одолевают
Концом отмерянный аршин.
27.10.1994
Когда я выбираю слово,
Чтобы ещё точней пройти
С вниманием, как у слепого,
Едва заметный шаг пути,
Воображением я знаю,
Куда направлен этот путь,
А выбором овеществляю
Свою неведомую суть.
13.12.1994
Изысканностью, вкусом, мерой
Отмечен гениальный труд,
А рядом крашеной фанерой
Бездарные творенья прут.
Их авторы глупы и жалки,
Но от стыда, увы, не мрут.
В неотвратимой радевалке
Искусства – голыми живут.
21.01.1995
С медлительных велосипедов
В космические корабли
Мы пересели, всё отведав
В садах таинственных Земли.
Изведав всё, как нам казалось,
И в живописном ремесле,
Его отбросили как шалость,
Совсем ненужную Земле.
А между тем, искусство это,
Как измерительный прибор,
От борзописца до Поэта
Показывает весь набор.
Определяет, кто чем дышит,
Кого влечёт какая страсть,
Кого и буря не колышет,
Кто от дыханья может пасть.
И вовсе не по содержанью,
Сражающему за версту,
А по движенью и касанью
Руки и кисти по холсту.
По связи форм, по строю цвета,
По наблюдённости его,
По достоверности предмета,
По единению всего.
Влекомый авторскою волей,
Разглядыватель полотна
Всю меру вкуса, чашу болей
Художнических пьёт до дна.
И происходит приобщенье,
Пристрастий ревностный отсев,
И этим – самопостиженье,
И в этом – истины посев.
20.04.1995 – 10.1996
Искусство аксиом не признаёт
И требует всё новых доказательств.
Груз безрассудно взятых обязательств –
Раб искуса и пошлых обстоятельств –
Художник, как дитя своё, несёт.
16.05.1995
***Дни наступают в собственные сроки,
Как ноги в застарелые следы,
Но как стекло прозрачнее слюды,
Яснее современные уроки.
Неисчерпаема различий череда,
А то всеобщее, что выпало в осадок,
Не стоит обожанья и труда –
Нектар цветка лишь мизерностью сладок.
Не следует надеяться на новь
Застигнутых врасплох следов соседних:
В их очертаньях прежних и последних
Важна лишь к тонкостям пристрастная любовь.
Я не устану воспевать «чуть-чуть»,
Оно над «i» блуждающая точка,
В болоте пошлости спасительная кочка –
Нащупать, устоять, не соскользнуть!
13.02.1996
Вам лишь чёрное
или белое
подавай.
В щебень дробное,
в гору целое -
- выбирай!
Это правое,
это левое -
- так и знай!
В крайность катится
оголтелое -
- не зевай!
Не опомнишься,
как по косточкам,
- по душе.
В преисподнюю,
как по досточкам
мчишь уже.
02.12.1996
***
Вся жизнь - игра (в известном смысле).
Решенье плещется водой
В ведре на шатком коромысле.
Плечо подставлено судьбой.
1997
Я истину вижу в контрасте:
В оранжевом и голубом,
Когда на сверкающем насте
Сугроба сшибаются лбом.
В линейности строгой и чёткой
Придуманных архитектур,
Восторгом симметрии чётной
Смиряющей натиски бурь.
И цепких кустарников колкость
Как стража бутонам дана...
Но только упрямая косность
Культуре в контраст не нужна.
06.07.1997
Ветер вздыбил волну,
Ветер сдвинул волну
И песчинки за ней потащились по дну;
Да и камешков мелких шумливая рать
Устремилась за ней, убоявшись отстать.
Ну а крупным камням,
Чей приют глубина,
Ни к чему суета отторженья от дна.
Им завет на века от нептунных седин:
Созерцать полумрак вечно новых глубин.
10.09.1997
Когда уйдет из чисел общее
И сократится все на кратное,
Исчезнет сильное и мощное,
Величественное и статное.
Зато останется бесплотное
Неосязаемое малое,
Без коего усилье потное
Не сможет озариться славою.
Но если чьё-то нетерпение
От плоти отделит дыхание,
Беззвучным станет песнопение,
А живопись - цветною тканью.
16.09.1997
Увы! Нельзя заставить Аполлона
Себя любить, дарить себе подарки,
Когда б он добровольно благосклонно
На вас взглянул, бровей раздвинув арки.
Нельзя к нему трудами подольститься,
Усердьем индульгенции скупая,
Нельзя дистиллированной водицей
Его поить, здоровья ожидая.
Его каприз, его святое право
Вас наградить талантом и прозреньем
Или, столкнув в глубокую канаву,
Обдать из-под колес своих презреньем.
Но пуще же всего не любит Аполлон
Непережитых чувств поддельный перезвон.
14.10.1997
Одни уйдут, придут другие,
Их воспитает Аполлон.
Гармонии узлы тугие
Им развязать поможет он.
Истлеет холст, рисунок сгинет
И рухнет вечная стена,
Но человека не покинет
Из Муз капризных ни одна.
Не бойся тишины забвенья -
Награда в радостном труде.
Плоды любви и вдохновенья
Витать останутся везде.
14.11.1997
У искусства ум другой.
Он не терпит объяснений,
Если вольтовой дугой
Не замкнулись глаз и гений.
Тут теории домкрат
Не спасёт сооружений,
Где натужный постулат -
«Драгоценность» откровений.
Самость - путаник и бес.
Сам ты - лишь катализатор.
Данность звёздная небес -
Молчаливый навигатор.
05.12.1997
Блажен, кто дожил до признанья
Другими собственных трудов;
Вознагражденья за старанья
Принять с достоинством готов.
Но тот блаженней, кто не чает
До славы сладостной дожить;
Кого Гармония прельщает
И благосклонно дозволяет
С собою изредка дружить.
11.07.1998
Декоративные холсты
Декор-активностью густы.
Их краски радужно чисты,
Их краски радостно просты.
Они пигмент изображают
И ничего не выражают.
Они предметность презирают,
Рассеянно на мир взирают;
Поверх голов глядят презрительно
И недолюбливают зрителя.
Так остранённы и надменны,
Они куда как современны!
Им живопись приелась что-то,
А вам пусть душу греет фото!
Но вот холсты натуралистов:
В стараньи автор был неистов,
В перечисленьях преуспел
И в мелочах собаку съел.
Не брезгует лихим мазком,
Но с построеньем не знаком.
И холст его случайной кашей
Ползёт к доверчивости вашей.
Избыток искреннего чувства,
Но без науки нет искусства.
Хотя не всё учёность может –
Её к наиву зависть гложет.
Она, замучена в ученьи,
По перезрелом размышленьи
В неиссякаемый карман
К наиву лезет разных стран.
А вот ещё знакомый крен:
Мистико-психо-феномен.
Но здесь настолько всё противно,
Что лучше проскочить активно –
Не оборачиваясь вспять,
От сих картин бежать, бежать!
18.08.1998
Срединный путь клюют со всех сторон,
Всех крайностей, гордынею объятых –
То фокусами умников завзятых,
То скукой ретроградов окружён,
То пошлостью плохого ремесла -
Слащаво-льстиво-гладкого салона,
То мистикой, то «сюром», без числа
Плодящимся легко и неуклонно.
Как живопись помножить все хотят
На фотографию и на литературу,
На гобелен, на китч и на театр,
На цирк, на шрифт и на скульптуру!
И впрямь, на неожиданности щедр,
Изобретателен такой гибрид-ребёнок.
Но живописи чистой мудрых недр
Неужто пласт иссяк – и слаб, и тонок?
В сомненьях не растрачивай мгновенья –
Доверься радости воспитанного зренья.
1999
Да, голубенькие дали
С пресловутою слезой...
Ну а вы что миру дали
В вашей искренности злой?!
Что новаторством кичиться,
Если в нём мертвецкой лёд?
Механическая птица
Отвратительно поёт!
09.1999
Не волнует и не радует...
А деталей изобилие
Раздраженьем в душу падает.
Безнадёжное усилие
Отыскать хоть тень гармонии,
Остроумия и смелости!
Белые глаза горгонины –
Леденящий взгляд умелости.
01.10.1999
Хочешь, мир тебя узнает?
Телевиденье прославит!
Мой совет, почти рецепт:
Срочно выдумай концепт.
Свой, родной, оригинальный,
Непременно маргинальный,
Остранённый и чудной,
Чтоб культуры – ни одной!
А на кой она, культура?!
Пусть исподняя натура
В наготе себя являет –
Идиотов изумляет!
А традиции – на свалку!
Вон их сколько – и не жалко!
Отписались живописцы –
Только зря марают кисти.
Было всё давным-давно;
Нам в музеях всё дано!
Наша супер-сверх-задача –
«Нечто» выразить иначе!
Постоим ли за ценой,
Коль бежим за новизной?!
Были рощи – стали пепел.
Отделять зерно от плевел
Слишком трудная работа –
Нам на лаврах спать охота.
02.10.1999
Бывает – нужен идеал,
Предел добра и красоты,
Когда «магический кристалл»
Овеществить готов мечты.
Но наступают времена,
Когда искусная краса
Так приторна и холодна,
Как глянцевые небеса.
Тогда востребован раздор;
Уродство требует права.
Среди во мрак ушедших гор
Зияет памяти провал.
И «новым платьем короля»
Опять окутана земля.
09.10.1999
Появились «гениальные»
И лишили школу смысла.
Подражания повальные
Роль сыграли коромысла.
На одном конце – традиции,
На другом – опровержения.
Не достигшие кондиции
Те и эти проявления.
1990-е
Неизбежная гибель школ
Поднимает духовный шквал.
Тот, кто к общей цели шёл,
Сбитый вихрем упал, отстал.
Неизбежная гибель школ –
Обновления верный залог.
Тот, кто к правде своей подошёл,
Тот над школой подняться смог.
05.2000
Интерпретируй видимость и только!
Внимания достойно толкованье.
Её эквивалент – живописанье –
Всего творенья маленькая толика.
2001
Безграничная свобода
Беспредельно хороша.
В необъятность небосвода
Устремляется душа.
Материален цвет – бесплотен? –
«Пусть другие кисти трут.
Всё равно их путь бесплоден.
Их удел – мартышкин труд» -
Так beau mond распорядился,
Новшества возуважав.
Вновь король «принарядился»
На виду у всех держав.
2001
Пошлость прёт неотвратимо –
Демократии изнанка.
Все бегут искусства мимо
В угол, где лежит приманка.
Пожалеешь об элите
И о тайнах по наследству,
Когда знающий учитель
Толковал секреты с детства.
Им взращённый, смаковал ты
Живописности красоты,
С упоеньем отмечал ты
Разниц трепетные йоты.
В ней и дар, и наказанье –
В привередливости вкуса –
Неусыпное вниманье
Настороженного труса.
Нет возможности смириться,
Проглотить и не заметить.
Нет и времени сразиться,
Убедить и перевесить.
2001
Рисунок должен быть ритмический,
А цвет пусть напоёт природа –
Иначе в пляске хаотической
Не отыскать гармоний кода.
Пусть свяжет всё архитектоника
Непререкаемыми узами;
И живописи даже толика
Пусть контролируется Музами.
Возникнет в каше феерической,
Что замесить позволит краска,
Реальной формы строй пластический,
Чудесней, чем любая сказка.
09.04.2001
Сосредоточь своё усилье
На том, что ощущаешь ясно.
К чужому горизонту крылья
Не направляй, хоть там прекрасно.
Не заблудись! В потоках ветра
Собьётся зыбкое желанье.
В пространстве знаемого метра
Лелей своё самостоянье.
20.04.2001
Приходят новые теории,
И новый комиссариат,
Забыв уроки злой истории,
Опять мостит дорогу в ад.
От философии к абстракции,
Закрыв перед холстом глаза,
От фото и до инсталляции
Снуют они, как стрекоза.
Сценарии, поделки, фокусы
И остроумных шуток рой –
Других искусств лихие опусы
Пошли на живопись войной.
А живопись, тиха, как Золушка,
Трудолюбива и скромна,
Поёт про воздух, жизнь и солнышко...
И не кончается она.
07.05.2001
Кто любит живопись, животных ли, друзей –
Какая, в сущности, художнику забота?
Мне только жаль, что древний Колизей
Пропорциями не пленил кого-то,
А лишь жестокостью способен поражать
Скукоженное их воображенье.
Кому пенять, кого, увы, ругать,
Что от искусства душ идёт движенье?
Все будут сыты, будет всем тепло,
Пусть даже будут все благополучны.
Но пониманья счастье прочь ушло,
И от искусства будут все отучены.
Им что за разница, как разнятся холсты!
Прекрасного критерии размыты.
И восстановятся ль когда-нибудь мосты,
Соединяющие разные орбиты?
Прощальным звуком лопнувшей струны
Высокое уходит наслажденье.
Просты, пошлы и не посрамлены
Безглазо-грубые, что прут, как наважденье.
30.06.2000
Колотило живопись и мяло,
И ломало весь двадцатый век,
В крайности нелепые бросало –
Не воспрянет, кажется, вовек.
Спрашивет сын двадцатилетний:
«Что в ней проку – ведь компьютер есть?!
Там точней, полнее и предметней,
Можно всё увидеть и прочесть!»
Да, есть информация сюжета,
Но – есть информация души!
Если ты проверить хочешь это,
К живописи, друг мой, поспеши!
Сравнивай холсты одной эпохи,
Разных мастеров и одного.
Хороши ли времена иль плохи –
Ты ищи средь равных своего.
И когда его руки касанье
Будешь, наслаждаясь, узнавать,
Вероятно, приобщишься к тайне
И воспримешь неба благодать.
01.07.2001
Немотствует смотрящий глаз.
Он знает всё, но держит под запретом.
Не то, чтоб скован строгим был обетом
Молчания, но он не ищет лаз,
Возможность, случай, способ перевода
На ограниченный язык людей, народа.
Ведь живописи нежная природа
И живописцев редкая порода,
По счастью, не совсем перевелась.
01.09.2001
Когда вдруг становится пресным
Обыденное и угрюмым,
Тогда извлекается песня
Из монотонного шума.
Тогда монохромная проза
Расцвечивается стихами,
А белые ветви мороза
На окнах горят хрусталями.
И мир, мелькающий всуе,
Воспринимается цветом,
И исподволь света струи
Читаются вдруг предметом.
10.11.2001
Кто, как не живопись, нюансом
Сметёт тома литературы,
Воспев лишь ей доступным шансом
Неисчерпаемость натуры?
Ты стала глупо-примитивной,
Декоративно-интерьерной,
Космо-мистически противной
И как искусственность – манерной.
05.2002
Графический эквивалент
Вы ищете для мирозданья.
Один сомнительный момент
Туманит ваши изысканья.
Вы спрессовали образ в знак,
Лишив его тепла и плоти.
Если эмоций вал иссяк,
И только краткость – ваш маяк,
То от картин чего ж вы ждёте?
Не гнётся вектор ваш дугой –
Его посыл почти научный.
А живописи путь другой,
Её создателям нескучный.
Им интересно наблюдать
Возникновение иллюзий,
Способных душу форме дать,
Её значенье не обузив.
Им интересно претворять
Пассивность белую в картину;
Рискуя, преодолевать
Помолодевшую рутину.
25.02.2003
Называйте вещи своими именами,
Если Вы взываете к чести и порядку.
Если объявляется, что пройдёт Цунами,
А на деле дождик моросит на грядку,
Будет неудобно, будет очень стыдно,
Будто не ошибка, а обман намерен.
А на самом деле стало очевидно,
Что убит критерий или же потерян.
Архимед неглупый знал – опоры точка –
Искомая константа, хотя бы и в потоке.
Без неё, желанной, не достигнуть точно
Никакого устья, будучи в истоке.
Если Вы – дизайнер, что же – флаг Вам в руки!
(А к нему впридачу – матерьялов кучу).
Но не утверждайте, испугавшись скуки,
Что поделки ваши живописи «круче».
Впрочем, как хотите, но не называйте
Живописью вещи, что из ширпотреба,
Есть значенье слова. Слово уважайте!
Ведь оно первее молока и хлеба.
07.06.2003
Двадцатый – век переполненья,
Огня, кипения и пены.
Взбурлились тихие теченья.
Рутина требовала смены.
И что ж? Разрушены устои,
Щепа – от срубленного леса,
Ребёнок выплеснут с водою,
Мир высмеян сарказмом беса.
Где на земле опустошённой
Опоры точка и отсчёта?
Где в суете самовлюблённой
Искусства узкие ворота?
08.02.2004
Между салоном и искусством
Есть общность – трудность ремесла.
Но тиражированным чувствам
Нет ценности, как нет числа.
И только чувствам обострённым
Не дни, а годы суждены,
Когда они подчинены
Единым музыки законам.
02.2004
Мелькает имя, создаётся шум
И застревает в памяти занозой;
И возникает нездоровый бум,
Фальшивый бум с неявною угрозой.
Плохая живопись объявлена опять
Значительной, прекрасной, гениальной;
Как будто время, возвращаясь вспять,
Не может вырваться из слепоты тотальной.
Простим толпе её убогий вкус
И к вам доверье, знающим искусство...
Но не прощён учёный плут и трус,
Бесстыдно прославляющий беспутство.
Он, в страхе потерять авторитет,
Со злом и глупостью вступает в паритет.
09.06.2004
Искусство – в убывающем зазоре,
Что между единицей и нулём.
Среди беды – вдруг – в радостном задоре,
Легко одолевающем подъём.
Оно – в другом, как будто, измереньи
С прямолинейной логикой вразрез.
Оно – в дающем силу озареньи,
На чьё-то сердце спущенном с небес.
13.06.2004
Кто назначает быть великим?..
В искусстве был он многоликим.
Зато, как Янус, не двулик
И собственный имел язык.
Боялся внешнего эффекта –
Прямого шумного проспекта;
Но прям и нежен, как травинка,
Коряв, как битая тропинка,
Без стилизаций и уловок
Он был естественно неловок.
Его прельщала трудность цвета –
Врождённых колористов мета;
К живописанию любовь
Им каждый день владела вновь.
И вот, из грубого состава –
Холста, грунтов и красок сплава –
Теперь исходит ясный дух –
Определённый сердца слух.
Как будто, радуясь и плача,
С картин души идёт отдача.
В ней интенсивность откровенья
Растёт, помножена на время.
30.06.2004
Кому удача выпала,
А от кого – отторгнута.
С одной стороны – выпукло,
С другой стороны – вогнуто.
Стена не предоставлена –
Картины не рассмотрены.
Одни из нас прославлены,
Другие – третьесортные.
Нет, чтобы рядом выставить
На равных, на условиях!
А так, попробуй выстоять
В невидящих злословиях!
Одним удача выпала,
А от других – отторгнута.
Продавится, где выпукло,
И выступит, где вогнуто.
14.02.2005
Когда ты пишешь без натуры,
Доверив цвет воспоминаньям,
Рисунок формы и фактуры
Считая веским основаньем,
Ты забываешь ли, не знаешь,
Что только в зреньи – трепет цвета –
Неисчерпаемая залежь
Оригинальностей предмета.
И глаз воспитанный и строгий
Увидит индивидуальность...
А память – колорист убогий –
Всегда срывается в банальность;
На непредвзятость ощущений
Накинет сеть предубеждений.
16.02.2005
Что попадёт под вялый взгляд?
Увидит что пытливый глаз?
Ряд эстетических услад,
Антиэтических проказ?
Художник – компилятор, вор,
Чужих дыханий, разве, мех?
Их разжигает, как костёр,
А сам способен лишь на смех?
И юмором прикрыв цинизм
И презирая мастерство,
Интерпретирует не жизнь –
Интерпретатора – того,
Кто озабочен рифмой форм
И цвета ритмом каждый раз;
(Законодатель новых норм,
Он избегает старых фраз!)
Он композитор, он певец,
Он собственный имеет ход,..
А провокатор и наглец
Пусть дразнит дремлющий народ.
05.03.2005
Безобразно и безобразно...
В словах лишь ударенье разно
Объединяет их, крепясь,
Причинно-следственная связь.
03.06.05
Между собственным ощущением
и чужим
Есть препятствие эфемерное,
словно дым.
Подозрение, что неверен вкус твой
и взгляд
И ты мечешься (то-есть я мечусь)
невпопад
Между чуждым мне ощущением
и своим,
Чьим-то искренним восхищением,
чьим-то злым,
Словно едкий дым, выедающий
мне глаза
И от всех меня отделяющий.
Или за
Пресловутой этой преградою
сильней тот,
Кто поёт, себя тешит-радует,
хоть и врёт?
12.06.05
Художник замкнут,
Художник – кокон;
Он пишет, пишет
Пейзаж из окон.
Художник скован,
Толпы боится –
Душа летает,
парит, как птица.
В пейзаже воздух,
в пейзаже ветер...
Художник – взрослый,
пейзажи – дети.
Он формирует их,
наблюдая,
Играя с ними,
их созидая.
17.07.05
Искусство не знает прогресса;
И где головы «авангард»,
Там хвостик мелькающий беса,
Его убегающий зад.
Лихие зигзаги процесса
Историю шьют наугад.
Значения вкуса и веса
Сжигает прожорливый ад.
17.07.05
«Иди туда, не знаю, куда;
Принеси то, не знаю, что».
Искусство – это большая вода,
Большая игра, лотерея, лото.
Казалось бы, ясен критерия нож;
Картина ясна – здесь стена, здесь окно.
Но время проходит, и видится ложь,
Поскольку дыхание отсечено.
10.11.05
Когда порядок слишком строг
И тщательность глядит сердито,
Бежит художник со всех ног
В свободы голод от «корыта».
Пустив фантазию в разгул,
Обожествив воображенье,
Он мнит, что слышит мира гул
И чувствует его движенье.
Инертный зритель восстаёт,
Но постепенно привыкая,
Осанну взломщику поёт,
В его уверенности тая.
Искусства подлинных вершин
Не замечают те и эти
И мерят всё на свой аршин,
Ловясь в безграмотности сети.
25.11.05
Московский ментор говорит,
Настаивает, утверждает,
Что в живописи колорит
Только один и побеждает.
В единстве цветовой среды,
В пронизанности общим светом,
И впрямь ведут его следы
Вглубь, к гармоническим секретам.
Но у картины есть и строй,
Архитектоника, структура.
Участвует своей игрой
Разнообразная фактура.
В согласном хоре компоненты
Рождают дивные моменты.
10.12.2005
Кусок холста грунтованный...
Но там, где грунт, --
Полёт, законом скованный, --
Закон и бунт.
Там логика строения,
Работа мер
Являет выяснение
Духовных сфер.
Тупому – что за разница?
«Ну холст, ну цвет?!»
А зрячим открывается
Большой секрет.
Он – в малых изменениях
Холодных мер,
В горячих сновидениях
Душевных сфер.
Кусок холста, написанный
(Когда и кем?), --
Один – свидетель истинный
Извечных тем.
07.01.2006
Когда бездарным, наглым, глупым
Безумно захотелось славы,
Они толпой пошли по трупам,
И стали души их кровавы.
А там, за красною завесой
Не видно ни любви, ни цвета.
Там живописи нет замеса,
Там алчное бушует лето.
Чем хуже «арт-обьект», тем лучше;
Чем отвратительней – дороже.
Барахтаясь в зловонной луже,
Серьёзнейшие строят рожи.
А неучи, им доверяя,
Сорят немалыми деньгами,
Наивно щедро то скупая,
Чему бы гнить в помойной яме.
21.05.2006
Не ткани тонкие свивались,
Но обволакивало зло,
И грёзы лживые внушались:
«Ах, как с портными повезло!»
Напрасно взрослые боялись
Промолвить Королю: «Ты гол!
Чтоб над тобой не издевались,
Носил бы старый свой камзол!»
А прямодушный крик ребёнка
В болоте лести утонул.
Король не отошёл в сторонку
И панталон не натянул.
Так современное искусство
В плену у новых миражей,
У славящих его стоусто
Обильных книжных тиражей
Провозгласило: «Нет шедевра!» -
И все равны, и всё равно.
Традиций кряжистое древо –
«Срубить! – Бросает тень оно!»
21.05.2006
Вкус от сладкого сиропа
Устремился в горький хрен.
И Россия, и Европа
Повторяют как рефрен:
«Время живописи вышло,
Интересен лишь протест.
Выше мысли только «смыслы»
И контекст, контекст, контекст!»
14.06.2006
Божественный порядок слов,
Божественный порядок цвета...
Поэзия и живопись – любовь,
А нелюбовь – война и дьявольская мета.
При этом дисгармония, как соль;
Ей мера – малая щепотка,
В искусство претворяя боль,
Нейтрализует яды чётко.
Однако, вытеснив другие компоненты,
Отравит все прерасные моменты.
18.07.2006
Мы – не к тем и не к этим, -
C братом я и с отцом
К отошедшим столетьям
Повернулись лицом.
Нам двадцатого века
Маета да излом,
Да ущерб человека
Перед ложью и злом
И противны, и чужды.
Нам бы поле да лес,
Да и дома (нет нужды,
Что дома до небес) –
Был бы цвет в отношеньях
Небывалых красот,
Был бы в кисти движеньях
Только точный полёт.
24.11.2006
Восхищаться золотом заката
Или в тучах оком бирюзы
Неприлично, пошло, скучновато –
Это – перепетые азы.
То ли дело – возвести уродство
На концептуальный пьедестал!
А кого волнует благородство,
Тот от темпа времени отстал.
Что ж, бегите, славу догоняйте,
Изощряйтесь в выдумках своих!
В изменённом золотом закате
Я растаю, оставляя стих.
07.04.2007
Течёт река; по берегам деревья,
По берегам колючие кусты.
А над рекой как скорости преддверья
Повсюду перекинуты мосты.
Река течёт, спокойно катит воды,
Обозначая руслом глубину.
Мосты – стремленье торопливой моды
Перескочить привычную волну.
Они встают прозрачною преградой,
Вниманье награждая красотой,
А реку – перевёрнутой аркадой
И ожерелий крупных чередой.
Река ль струится перпендикулярно,
Мосты ль пересекают поперёк...
Взаимовыгодно и, в общем, равноправно
Движенье их... И тает мой упрёк.
17-18.03.2008
Искусство живописи сдохло
И, прочими заменено,
В руках Малевича поохало
И запечатало окно,
Куда любовно и восторженно
Смотрело долгие века –
И бережно, и настороженно,
И с назначеньем маяка.
Теперь неважно человечное,
Неинтересен чувств излёт.
Дисгармоничное, увечное
И злое крепко власть берёт.
01.04.2008
Вам неохота – говорите вы «нельзя»,
А я хочу – показываю – можно.
Вас лёд несёт, вы движетесь скользя,
А я бегу по льду неосторожно.
Вы в музыке, мелодию кляня,
Лишь ритм оставили – бой барабана –
От сентиментов прочная броня –
И агрессивно, и прилично «странно».
О живописи – что и говорить!
Изображение обрыдло и постыдно!
Как будто бы нельзя соединить
И дух, и плоть, (что некоторым видно).
Но мазать просто так,
без высшей цели –
Ремесленный пустяк –
на самом деле.
09.2008
Всё начинается из ритма
Движений, линий и цветов.
Случайностями жизнь изрыта,
Но ритм – основа всех основ –
Введёт случайное в порядок,
Как новичка в закрытый круг.
Труд утомителен, но сладок
Момент «увиденности вдруг».
А дальше что? А дальше – музыка
И рукотворной формы хор.
Путь, начинающийся узко,
Летит всё шире, на простор.
02.12.2008
Идея не померкла и жива,
Да день и яркую звезду скрывает.
Но день проходит, и звезда сияет,
Когда вступает ночь в разбойничьи права.
Кто видел этот свет,
Запомнил, полюбил,
Наутро красоту его покажет миру.
Среди других надежд,
Среди других светил
Он эту старую играть заставит лиру.
09.09.09
Открылись шлюзы, хлынула вода,
И уровень высокий опустился.
Затоплены поля и города,
Где гений редкий истово трудился.
Высокий уровень... Он нужен только нам,
Атлантам стойким и кариатидам,
Искусства низвергаемого храм
Спасающим от смерти и обиды.
А остальные пляшут на костях
И не претит им запах пепелища.
Они не верят: избранности крах
В покое не оставит их жилища.
06.10.09
Когда восторгами чужыми
Ты, зритель, будешь с толку сбит,
Когда раскрученное имя
Твой первый импульс победит,
Когда ты перестанешь верить,
Несчастный, собственным глазам,
Чужого языка азам
Согласно, - если станешь мерить, -
Неустоявшийся критерий
И невоспитанный свой вкус
«Благодари» в сенях преддверий,
В оковах новых суеверий
Ты, не вошедший в Рай Искусств!
06.02.2010
Живопись – не зрелище,
Это – созерцание.
Для таких убежище,
Для кого внимание,
Именно внимание –
Это наслаждение;
Это от привычного
К сложному – хождение.
04.2010
Бывает, и опишешь круг
И к замыслу первоначальному
Вернёшься от пустых потуг,
Приведших к берегу печальному.
Покуда логика ведёт
И застилает ясность зрения,
Ты низвергаешься с высот
Интуитивного прозрения.
10.11.2010
Пробивалось солнце, пробивалось
Через толщу равнодушных туч, –
Только на закате щель осталась,
Пропустив его последний луч.
И тогда оно уж разыгралось
Розово-оранжевым огнём...
И природа помнила о нём,
А о тучах память потерялась.
26.11.2010
Амбиции слетались мотыльками
К горящей лампе.
Котурнами стуча и каблуками
К заветной рампе
Артисты выходипи и мечтали,
Чтоб их любили,
И выступали... Славно выступали
И правы были.
В уединённый день
Спешит художник.
Там Бога тень,
А он – единобожник.
Он хочет разгадать
Закономерность;
Холст обречён вбирать
Любовь да нервность.
Он о себе не помнит, –
Он – в работе,
И только результат
Его заботит.
12.12.2010
Когда художник современный
Меня невежеством сражает,
А взгляд холодный и надменный
Непроизвольно унижает,
Я, как от грубого удара,
Сжимаюсь, тихо исчезая;
И нет во мне, как будто, дара,
Словно не он, а я не знаю.
08.03.2011
Неправда! Живопись – не фетиш,
Не иллюзорность, не обман.
В ней это есть,.. но ею светишь
В души запутанный туман.
Есть у художника свобода
Любое чувство пробудить
И под всеядным небосводом
Лишь гармоничное явить.
И драгоценность обнаружить
Изображённых цветом форм.
И для того банальность рушить,
Чтоб хаоса развеять сонм!
15.03.2011
Художник слышит музыку стиха,
Поскольку видит музыку природы;
И это позволяет все невзгоды
Ему переносить на воздуха.
Поскольку воздух наполняет вздох,
А выдох – то же, что произведенье.
Гармонии загадочно явленье,
И не бывает выбор её плох.
Там, где Гармония оставила свой след,
Из соискателей кого поцеловала,
Там бесконечной радости начало,
Поскольку у богини смерти нет.
23.08.2011
Поэт из сердца извлекает боль
И линзу формы на неё наводит.
И Чистой Формы равнодушный ноль
И полнится, и выходы находит.
И катится искусства колесо,
Не ведая ни лет, ни расстояний,
Чтоб душу чью-нибудь когда-то вознесло
На новую ступень переживаний.
01.10.2011
Не познавшие искусства
Там, в реальном, там в натурном,
Не влюбившиеся в малость,
В превосходное «чуть-чуть» -
Как легко переметнулись
В пустотелую раскраску,
В отрицающую форму
Раздражающую жуть!
Нет, они не предавали,
Потому что не любили,
Потому что до искусства
Им и вовсе дела нет.
Они требуют признанья,
Новизною восхищенья...
На истории страницах
Так хотят впечатать след.
14.09.2013
А что Античность? Тела и складки.
Причёски, складки и тела...
И только Музыка в их порядке
Из них Искусство создала!
09.06.2014
«Вчерашний день» из пепла восстаёт
И сдержанно и тихо повествует.
Гармония проснулась и поёт...
Неужто справедливость торжествует?!
06.2014
Сезанн недаром говорил:
«Определяет темперамент...»
Его мотор тогда потянет
На столько человечьих сил,
Сколько отпущено судьбой...
Сопротивленье бесполезно...
И как бы тяжело и слёзно
Ни проходил с собою бой,
Утешить может лишь процесс
И поиск трепетных гармоний;
От человечьих церемоний
Взгляд, обращённый вглубь небес.
26.07.2015
Любое слово, сказанное вслух
Перед холстом, где явлена вселенность,
Где живопись захватывает дух,
Напрасно. Но его неполноценность
Не ощущает тот, кто слеп и глух.
23.08.2015
Живопись избавилась от повествования,
А затем отринула и изображение.
Цвету отвлечённому – всё её внимание,
А всё упование – на воображение.
Может быть, и правильно,
Может быть, и нечего
Создавать иллюзию воздуха и дерева.
А «жизнеподобие» объявить предтечею
Полного падения вкуса и потерею.
Жизнь, конечно, пёстрая и весьма случайная,
Но на то есть техника для запечатления.
А рука художника обладает тайною
Строгого отбора и прикосновения.
27.10.2015