Фронтовые дни Евгения Расторгуева

Помню, как прибыл в редакцию красноармеец Расторгуев. Он выглядел так молодо, что не сразу был принят всерьез. За молодость и неопытность ему прощали даже и то, что он имел довольно неряшливый для военного вид. Шинель не по росту, к тому же без хлястика, ботинки, как лыжи, плохо затянутые обмотки. А в удостоверении говорилось, что красноармеец Евгений Анатольевич Расторгуев назначен в редакцию в качестве художника.

Исполняющий должность ответственного редактора батальонный комиссар П. Воробьев принялся было за «подтягивание» товарища, да возникли более неотложные дела — надо было готовить первые номера газеты — и Женю Расторгуева на время оставили в покое. А он, как и все, сел за рабочий стол, разложил нехитрый свой реквизит, и стал чертить заставки, плакаты, карикатуры.

В первомайском номере газеты появился первый рисунок Расторгуева. Вслед за танками с винтовками наперевес идут в атаку бойцы, готовые броситься в штыковую схватку. Лозунг над ним и мужественные лица зовут: «Очистим Советскую землю от фашистских захватчиков!» Плакат был хорошо принят как в редакции, так и в войсках.

Время шло. Расторгуев предлагал чуть ли не в каждый номер то или иное художественное оформление. Его одноколонные и двухколонные миниатюры-заставки неизменно украшали газетные полосы. На одной из них зенитчики ведут огонь по воздушному противнику, на другой — конный разъезд в дозоре, пулеметчики в бою, орудийный расчет в работе. И каждый раз какие-то детали карельского пейзажа, либо березка, либо берег озера, либо низко летящий косяк журавлей. Все это создавало настроение, щемило сердце воспоминаниями о родных местах и вызывало в бойцах еще более лютую ненависть к врагу.

Запоминались выполненные Евгением Расторгуевым карикатуры на гитлеровцев, иллюстрации к стихам и заметкам из раздела «Красноармейский юмор», а плакаты с меткими подписями звали в бой, к мести захватчикам за поруганную землю, за страдания родных и близких. Вскоре изменился и внешний вид красноармейца Расторгуева. Шинель поменяли, подогнали гимнастерку, ботинки заменили на армейские сапоги. Молодой художник оказался немногословным, но интересным собеседником и постепенно прочно врос в коллектив. Корреспонденты стали приглашать его своим попутчиком в действующие подразделения. И теперь уже на страницах газеты стали появляться не только заставки и плакаты, но и живые зарисовки художника из фронтовой жизни. Всем понравились рисунки: «Орудие сержанта Д.X. Зырянова ведет огонь», «В свободную минуту автоматчики читают газету» и другие.

Но наиболее полно дарование молодого фронтового художника тогда проявилось в его портретах передовых воинов. Время не пощадило чудом сохранившуюся у меня подшивку газеты за 1942 год. С годами ее листы пожелтели, стали какими-то шершавыми. И все-таки колорит расторгуевских портретов не угас. Художник сумел схватить в лицах воинов самое характерное. Многих из них я знал лично, и сейчас мне доставляет большое удовольствие как бы вновь с ними встретиться. Вот прославленный командир батареи Николай Яковлевич Туров. С портрета на нас смотрят его умные глаза. Весь он подтянут, сосредоточен. Таким его приходилось видеть в бою. Он всегда обрушивал свой огонь по врагу внезапно и так же молниеносно убирал свои орудия в укрытия. Они оставались неуязвимыми для огня противника. Вот командир первой роты орденоносец Кукушкин, в которой все командиры и бойцы открыли личный счет истребленных ими захватчиков. «Снайперская рота» стала знаменитой на всем фронте.

В сорок втором году в газете была напечатана целая галерея портретов воинов, рядовых бойцов, командиров, политработников. Здесь и отличный пулеметчик сержант А. Пидвезо, и пулеметчик В. Королев, который был дважды ранен, но не покинул подразделение, и красноармеец П. Егоркин, отлично изучивший противотанковое ружье и обучивший семь бронебойщиков, и отличный радист комсомолец С. Прошкин. Все они очень разные и изображены по-разному. Но в каждом угадываешь отважного воина, готового отдать жизнь за правое дело.

За какой-то период прошла целая серия портретов летчиков. Мастерски изображен Расторгуевым прославленный летчик-истребитель Николай Фабристов, сбивший три фашистских самолета. Не менее выразителен портрет командира авиазвена лейтенанта М. Найденова, совершившего 150 боевых вылетов. Был помещен также вызвавший одобрение командования, групповой портрет летчиков В. Фаермана и П. Гаврилова, которые за мужество и отвагу были награждены Орденами Красного Знамени.

Мне не пришлось служить вместе с Евгением Расторгуевым до конца войны, и, находясь на другом участке фронта, я мог лишь следить за его творчеством. Оно все время росло и совершенствовалось. Евгений закончил войну в 32-й армии, освобождавшей от белофиннов Повенец, Медвежегорск, Суоярви, Петрозаводск. Своим творчеством он способствовал успехам советских воинов, за что удостоился правительственных наград.


С. КАРПЕНКОВ, подполковник в отставке.

наверх