Рассказ о Евгении Расторгуеве можно начать с его детства в селе Николо Погост Горьковской области, где он жил в окружении народных умельцев, слушал их песни, сказки, видел цветастые шумные ярмарки, гулянья, ел знаменитые городецкие пряники-камфарки, любой из которых как образец причудливой народной фантазии достоин места в музее. А может быть, рассказ о будущем художнике можно было бы начать с того дня, когда знакомый отца подарил мальчику, срисовывающему картинки, набор красок из города?
Десять лет назад Евгений Расторгуев написал картину «Юность», которая со Всесоюзной художественной выставки была приобретена Третьяковской галереей.
Художнику хотелось воссоздать атмосферу гражданской войны. Обстановка тех лет восстанавливалась Расторгуевым на холсте «из головы», по литературным источникам. Но вот чувство солдата, расстающегося с девушкой (кто скажет — надолго или навсегда?), ощущение народной драмы, переданной немногословно, с лирической, интонацией, — все это было знакомо Расторгуеву по личному жизненному опыту: он прошел фронт.
Перед нами полустанок, где формируются поезда. Морозный день вытянул вверх голубой шлейф дыма. Молодой красноармеец с девушкой стоят на талом снегу, а за ними прикрепленный к вагону плакат, Моора — «А ты записался добровольцем?». И сразу ритм всей сцены прощания — напряженный, щемящий, суровый.
Это была и заявка, и первый успех.
Расторгуеву давно хотелось попасть на большую стройку. Он поехал на Братскую ГЭС.
Голубой гравий, красная развороченная земля с темными боками на отвалах, работящие зеленые «МАЗы», 25-тонные краны с неожиданно нежно-желтыми кабинками, девушки в белых и синих косынках, ребята в тельняшках, в спецовках, в промокших от пота рубахах — все это ожило в картинах Расторгуева словно необузданная стихия, заряженная, однако, энергией большого искусства. Такие признанные а нашем искусстве колористы, как Александр Тышлер и Павел Кузнецов, дали высокую оценку работе Расторгуева...
Когда-то а стихотворении «Портрет» Николай Заболоцкий воскликнул: «Любите живопись, поэты! Лишь ей единственной дано души изменчивой приметы переносить на полотно». Эти «приметы души» явственно ощутимы во многих картинах Расторгуева, написанных на Беломорье, в местах, знакомых ему еще по военным годам. Художник не копирует. Его пейзажи одухотворены большой человеческой добротой и тем, кого он изображает. «Озерный край», «Тетя Таня», «Мост в Сумском Посаде», «Чинят сети», «Спящие сарайчики» — это картины глубокие, честные, исполненные гармонии.
Мы беседовали с Евгением Расторгуевым в его мастерской на Фрунзенской набережной. В окружении картин и замечательной керамини, тайнами которой овладел художник, легче было вжиться в мир его образов.
К Всесоюзной юбилейной выставке, посвященной 50-летию Октября, — сказал Е. Расторгуев, — я готовлю картины о новостройках, но тема Белого моря продолжает волновать меня как продолжение поисков сильных характеров, таких, какие я встречал в Братске.
Г. Анисимов