О Вячеславе Федоровиче Просвирине.

«Я люблю Просвирина», – написал художник Валерий Газукин в своей статье, посвященной пятидесятилетнему юбилею Вячеслава Федоровича. Уверен, под этими словами подпишется почти каждый, кто знаком с творчеством Просвирина, а тем более все, кто знал его лично. Прочитав десятки статей и рецензий, убеждаюсь, каким уважением и интересом пользовался этот высокообразованный человек и художник. Наталья Игоревна Нестерова, художник с мировым именем, в небольшой статье, написанной по моей просьбе, вспоминает о совместной учёбе с Просвириным в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова: «Учась на три курса моложе, я наблюдала его как бы со стороны, Лихой, но не эпатажный, в то же время тонко чувствующий, он уже тогда был самодостаточной, нацеленной на творчество личностью». Всю сознательную жизнь художник преданно служил искусству живописи, воплощал свой дар в работах маслом, акварелью, тушью, карандашом. Участвовал в многочисленных выставках по стране и за рубежом. Его фамилия постоянно присутствует в «Едином художественном рейтинге», выпускаемом Рейтинговым центром Профессионального союза художников России, а также во французском ежегодном справочнике Акун «Котировки художников» |(Akoun. La Cote des peintres).Уже пять лет как Вячеслав Фёдорович ушёл из жизни. За это время удалось издать альбом в Оренбургском книжном издательстве «Вячеслав Просвирин. Живопись. Графика», подготовленный Оренбургским областным музеем изобразительных искусств. В 2010 году в музее была организована восьмая, посмертная, персональная выставка к семятидесятилетнему юбилею художника, о которой он так мечтал.

А не так давно обнаружились хранимые у друзей и родственников рисунки Просвирина, выполненные карандашом, тушью и акварелью. Количество и качество рисунков, предшествующих написанию живописных работ, демонстрирующих высокопрофессиональный, глубокий подход к создаваемым произведениям, позволяет считать их отдельным направлением в его творчестве. Эти новые обстоятельства и побудили меня вернуться в прекрасный мир художника Просвирина и попытаться показать ещё одну, малоизвестную грань таланта мастера.

Вячеслав Просвирин родился в далёком Приморском крае, в городе Ворошилове (ныне Уссурийск), 8 февраля 1940 года. Отец – Фёдор Иванович (1905 года рождения) – кадровый военный, майор Красной армии. Мать – Федосия Матвеевна (1909 года рождения) – домохозяйка.  В семье Просвириных было трое детей, все сыновья: старший – Юрий, средний – Вячеслав и младший – Владимир, родившийся в 1942 году. Началась Великая Отечественная война. Фёдор Иванович ушёл на фронт и погиб в 1943 году. В одном из писем с фронта наказывал жене – если он не вернется, уезжать в Пензенскую область в г. Кузнецк, где жили его родители. Федосия Матвеевна так и сделала в 1944 году. Но скоро поняла, что для неё и детей лучше будет жить не в маленьком городке, а в областном центре, и перебралась в Пензу.

Мудрость принятого молодой женщиной решения через десятилетие подтвердится, вскоре мать устроилась работать швеёй на фабрику. Вячеслав в 1947 году пошёл учиться в школу-семилетку. Способность к рисованию обнаружилась рано. Вот что он сам пишет: «С раннего детства я любил рисовать. Брал отцовский карандаш «Тактика» и изображал дом, дым из трубы, облака – всё брал из головы. У меня были два брата, но даром изображать отличался только я. В школе мне всегда поручали оформлять стенгазеты к праздникам. Мне полностью доверяли и давали коробки с красками домой. Школьный учитель выделял меня среди учеников, он-то и показал мне одну из акварельных техник – «письмо по мокрому». Окончив семь классов, в 1954 году Слава поступает в художественное училище им. К.А. Савицкого.

Пензенское училище всегда считалось и считается одним из сильнейших в стране по уровню подготовки молодых художников. Возможность учиться Вячеслав воспринимал как подарок судьбы. Занимаясь на пленэре или в студиях на постановочных натюрмортах и натуре, он буквально впитывал в себя знания, осваивая технику работы акварелью или маслом. «В первый же месяц обучения мы занимались в сквере перед зданием училища. Тогда я понял, что нужно мгновенно схватывать состояние природы, которое привлекает тебя в данный момент. Мне понравилось писать облака, воду. А полюбить акварель помог преподаватель, он сказал; «Иди от пятна», с тех пор я никогда не делал предварительного рисунка, пишу пятна», – вспоминал художник.

Энергия молодости, желание узнать и познать окружающий мир влекут начинающего художника во всевозможные поездки. Одно такое «путешествие» замечательно описывает его друг Геннадий Глахтеев в своём не изданном пока романе «Как я искал Музу»: «Когда учились в училище в Пензе, мы со Славой решили поехать на велосипедах в Саратов – писать этюды на Волге. По дороге проезжали Кондоль и решили заночевать у моих родственников. Нам сделали яичницу из десяти штук каждому, В горшках подали простоквашу. А хлеб деревенский, свежий! Мы были так счастливы! Ведь дома мы раз в квартал съедали по яйцу, а тут такая роскошь. Переполненные таким счастьем бытия, мы приехали на Волгу. Сплошной импрессионизм сверкал перед нашим взором (хоть мы и не знали о нём ничего). По возвращении в Пензу нас отругали за недозволенное, но души наши радовались. Мы осуществили свою мечту!»

Кстати, велосипед для Просвирина и в Оренбурге остался на всю жизнь лучшим средством передвижения. В мастерскую, в Худфонд, магазин – только на велосипеде. На прогулки, на пленэр с этюдником – на велосипеде. Их у него воровали, особенно около магазинов. Подпал новый, сменил семь штук.

Годы обучения пролетели быстро. Вячеслав окончил полный курс училища в 1959 году. В том же году поступил в Московский  государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (МГХИ) по специальности «монументальная живопись» в мастерскую Александра Александровича Дейнеки.

Москва в те годы уже восстановилась после войны, бурно строилась и развивалась. Культурная жизнь столицы открывала возможности пытливым и талантливым   молодым людям реализовать свои самые дерзкие мечты и стремления. Художественный институт с полуторавековой историей являлся одним из центров притяжения одарённых личностей. И вот институт распахнул свои двери перед пензенским парнем Вячеславом Просвириным. Учился он увлечённо. Мастера, преподававшие в институте, были яркими индивидуальностями, они учили любви, трепетному отношению к жизни, вниманию к цвету, наблюдательности, свободному выражению замысла и верности реалистическим принципам.

После первого курса выезжали на практику во Владимирскую область, на творческую дачу. Акварельной техникой с группой занимался Фёдор Иванович Невежин. Писали этюды маслом. Несколько уроков дал Дмитрий Дмитриевич Жилинский, большой художник, который отличался прекрасными постановками, Овладение профессиональной культурой, цветом и композицией считалось невозможным без обучения на пленэре. Студенты, занимаясь в основном в аудиториях, в условиях искусственного освещения, обязательно проходили практический курс живописи на открытом воздухе. Практиканты писали на фоне красивой природы натюрморты, пейзажи, фигуры.

Естественно, не только учёбой была заполнена жизнь Вячеслава. Появились новые друзья, знакомые. Вместе осматривали московские достопримечательности, ходили в кино, театры, музеи. В студенческую пору он купил свои первый фотоаппарат, и страсть к фотографии сохранил навсегда. Весело, а иногда очень весело проводили вечера в общежитии, «Сан Саныч (А.А. Дейнека – А.М.) принял в 1959 году в свою мастерскую шестерых парней и одну девушку («чтобы не ругались матом при натурщицах»). С годами нас становилось всё меньше и меньше, и в 1965 году мастерскую монументальной живописи окончили и защитили диплом только трое: Просвирин, Писарев и Абдель Манан Шамма из Сирии», – вспоминает Л.А. Писарев в статье о Просвирине. Из этих слов понятно, что учёба в МГХИ была не лёгкой прогулкой, а серьёзным испытанием творческого потенциала учащихся. Особенно близко Просвирин сошёлся со своим одногруппником Леонидом Писаревым. Москвич, сын замечательного пейзажиста А.И. Писарева, он часто приглашал Вячеслава к себе домой, где молодые люди находились в атмосфере, присущей творческой интеллигенции, среди множества книг, альбомов по искусству, картин. Возможно, после этих встреч в Просвирине укрепилось стремление к чтению классической литературы, изучению истории всемирного искусства.

Чтобы подзаработать денег (для студентов это всегда актуально), устраивались в кинотеатры писать афиши и рекламу. «Халтура, но и она давала умение «красить» широко и рисовать крупно, что раскрепощало кисть», – вспоминает Писарев.

Ну и, конечно, поездки, путешествия во время каникул. От Волги на Баскунчаке с Глахтеевым сотни километров по степи в пятидесяти градусную жару, на пароходах до Орджоникидзе, а затем пешком по Военно-Грузинской дороге до Тбилиси с ночёвкой в Дарьяльском ущелье, два дня в Тбилиси и дальше в Батуми. Затем была Одесса, а оттуда вдоль Крымского побережья пешком до Сочи. После второго курса – с Писаревым и Чары Амангельдыевым – по Енисею от Красноярска до Дудинки, затем Норильск, Игарка. В 1964 году после практики в Ленинграде, где они с Абделем и Писаревым в мастерских Академии художеств выкладывали мозаику из смальты, отправились в Таллин, встретили там студенток второго курса Наталью Нестерову и Татьяну Назаренко и вместе продолжили путешествие через Псков, Изборск, Новгород.

В этих поездках, естественно, расширяющих кругозор, формировались творческие пристрастия будущих художников к жанру, цвету и свету.

В студенческие годы не менее важным для Просвирина было его знакомство с идеологически чуждым тогда авангардным искусством, но «воздух свободы» пробивался через все запреты. В самом институте были преподаватели (среди них академик Михаил Алпатов), рассказывающие студентам о разных направлениях в искусстве, о Малевиче, Кандинском, а ведь в 20-х годах эти непризнанные классики преподавали во ВХУТЕМАСе. На последнем курсе студентов повели в запасники Третьяковской галереи, показали «русский авангард». Потом была скандальная выставка 1964 года в Манеже, где H.C. Хрущёв негодовал по поводу искусства «андеграунда». Сын итальянского коммуниста и однокурсник Просвирина Карло Чикколи приносил в институт «крамолу» – альбомы художников, которых тогда нельзя было увидеть в СССР. В марте 1964 года Просвирин впервые побывал за границей: в составе комсомольской делегации выезжал в ГДР, где посетил Берлин, Дрезден и другие города. В середине шестидесятых в Государственном музее изобразительных искусств им. A.C. Пушкина стали выставлять Матисса, Ренуара, Дега и других европейских художников, ранее запрещённых. Всё это будоражило ищущих себя в искусстве молодых художников. Просвирин не был исключением и увлечённо принялся экспериментировать в рисунках и живописных этюдах.

Время неумолимо подходило к дипломной работа. На диплом Просвирин писал студентов  – сказался его дар портретиста, писал реалистично, как преподавали в мастерской.

«В 1965 году окончил полный курс института и решением управления кадров Министерства культуры СССР направлен на работу в г. Оренбург по вызову Оренбургского отделения Художественного фонда РСФСР, где принят на работу с 10 августа …» – из автобиографии В.Ф. Просвирина. Так началась самостоятельная творческая жизнь художника монументальной  живописи – 25-летнего Просвирина.

Вячеслав с большим энтузиазмом принялся за работу. Завёл первым делом каталог (простая ученическая тетрадь), где записывал свои наиболее значимые работы. Согласно этому каталогу, в первый год работы в Оренбурге он написал более двадцати работ, в основном на картоне, в том числе серию «Осень в Башкирии». В том же году принимает участие в XI Всесоюзной выставке дипломных работ выпускников художественных вузов СССР. Пытливый ум побуждает его одновременно заниматься изучением авангардных течений в живописи, Он много рисует, используя приёмы кубизма, супрематизма, конструктивизма, пытаясь понять, насколько близки эти выразительные формы его творческому дару.

Вскоре Вячеслав встретил и полюбил девушку, на которой в1966 году женился. Она на всю жизнь стала его Музой. Ия Ивановна Порывай была на три года старше мужа. В Оренбург приехала из Ульяновска, тоже молодым специалистом и работала много лет инженером-электриком в проектной организации «Агропромпроект». Красивая, с лёгким характером, хозяйка – её образ Просвирин запечатлел во множестве работ. Возможно, с появлением Ии в жизни художника и началось его преклонение перед образом женщины и её телом как самым красивым Божьим творением. Думается, именно с женитьбой связано то, что в 1966 году в каталог внесены только две работы: «Ия в голубом (хворает)» и «Семья художника Ни (маленькая)». В этот же год он участвует в групповой выставке оренбургских художников, окончивших МГХИ.

В первый отпуск поехали на родину жены в с. Комаровку Ульяновской области, где Просвирин писал портреты родных и знакомых семьи Порывай, сделал много пейзажных этюдов.

Сперва молодая семья жила в комнате Ии на улице Краснознамённой, 36, а уже в 1967 году Просвирин получает двухкомнатную отдельную квартиру на улице Восточной, 21.

В те годы получить квартиру молодожёнам было событием из области фантастики. Двухкомнатные «апартаменты» – предел мечтаний. Слава был счастлив – сбылась его мечта: он художник и у него для творчества есть всё – молодость, желание творить, квартира, мастерская, он любит и любим. Ия много и добросовестно позировала Просвирину, но когда уставала, молча вставала и уходила. «Какие мы нежные, – ворчал ей вслед художник. – Имей в виду, на твоём месте могла лежать балерина Большого театра». Намекал он на свои московские студенческие знакомства. «И что бы ты писал с той балерины», – невозмутимо отвечала Ия, – анатомию позвоночника?». «Бог дал мне ощущение пластики и света, он дал мне возможность творить. Разве это не радость?» – говорил Просвирин.

Сохранилась коллективная фотография 1965 года членов Художественного фонда Оренбургской организации СХ СССР. Узнать на ней я смог только нескольких человек, идентифицировать остальных мне помог, благодаря своей удивительной памяти, наш оренбургский художник Константин Сергеевич Кузенов. Фотография эта демонстрирует, что в то время (и это продолжалось, пожалуй, до начала девяностых годов) работа в фонде шла бурно и плодотворно. В штате помимо директора фонда и начальника мастерских были столяры, форматор, кладовщики, художники-портретисты и оформители. Работал стол приёма заказов, бухгалтерия. Художники постоянно получали заказы, и те, кто не ленился, жили припеваючи. Вся работа была организована на хозрасчётном принципе. Кому-то из художников претило делать заказные работы, так как в период строительства социализма требовались и принимались на худсоветах картины в стиле соцреализма, что, естественно, мешало раскрытию творческой индивидуальности. Но Просвирин успевал работать и над заказными картинами, и заниматься творчеством в поисках только своего, просвиринского пути. В 1967 году Вячеслав пишет двенадцать работ. Все, кроме одной, на холстах крупного размера: «Валера» (100x80), «Семья художника Ни» (180x140), «Школа рабочей молодёжи» (122x300), «Август» (100x100) и другие.

Художника не смущает, а привлекает большой формат холста. Ему есть что сказать и композицией, и цветом.

В этом же году участвует во второй зональной выставке «Урал социалистический» в г. Перми двумя холстами – «Школа рабочей молодёжи» и «Семья художника Ни». Искусствовед Геннадий Найданов позже напишет об этих работах: «Просвирин работает в формах «сурового стиля», характерного для советского искусства 60-х годов. Картины построены по принципу «уплощённого» решения пространства, с выдвинутыми силуэтными изображениями, Цвет локальный с одинаковой интенсивностью. Благодаря этому иллюзорно-декоративному принципу повседневное явление обретает многозначительность».

В каталоге этой выставки к разделу «Художники Оренбургской области» напечатана вступительная статья С.А. Варламова. Он пишет: «Пополнение коллектива Оренбургом художников в эти годы шло за счёт молодёжи, окончившей средние художественно-педагогические училища. Слабость профессионального мастерства, неразвитость художественного мышления были серьёзным препятствием в творческой работе этих художников. Тогда было решено смелее пойти на укрепление Союза молодыми талантливыми выпускниками художественных вузов Москвы и Ленинграда.

Из московского института им. В.И. Сурикова в 1962 году приехали Н.П Ерышев и Р.А. Яблоков, сразу внесшие живую струю в творческую атмосферу Оренбургской организации. Затем приехали выпускники этого же института Ю.П. Григорьев и В.Т. Ни, а через год – В. Ф. Просвирин и Г.А. Глахтеев. В коллектив влились также коренные оренбуржцы. Работа пошла заметно живее. В настоящее время в Оренбургской организации членов и кандидатов Союза художников СССР – двадцать один!»

Не прошло и двух лет с приезда Просвирина в Оренбург, как он стал одним из художников нашего города. Он ещё не был членом Оренбургской организации СХ, но вошел в члены худсовета Художественного фонда и к этому занятию отнеся серьёзно. В общей тетради, подаренной ему худсоветом, стал вести регулярные записи о проведении co6раний, выставках, распределении заказов между художниками.

К этому времени Вячеслав останавливается в попытках найти себя в авангардных направлениях искусства, поняв всю глубину несоответствия условных знаковых приёмов живописи со своим внутренним пластическим настроем на искусство. Ему намного ближе оказались художники Возрождения и мастера французской школы XIX века. Он не жалея времени приступает к изучению их приёмов и методов, создавая многочисленные импровизации в рисунках, акварелях и пастелях, накапливая бесценный багаж для проявления своей индивидуальности в будущем.

В 1968 году Просвирин пишет темперой портрет Ии, акварельный портрет матери, создает серию из семи небольших холстов «Половодье в Зиянчурино». Но главное событие года – Это конечно, первая персональная выставка «Вячеслав Просвирин. Живопись».

1969 год был плодотворным. В каталог записано более пятидесяти произведений. В основном это небольшие картоны. В том числе серии «Весна в Оренбурге» и «Лето в Оренбурге». Из крупных работ это «Вручение знамени ВЦИК городу Оренбургу» и «От Советского информбюро». Этими двумя картинами он представлял свое творчество на III зональной выставке «Урал социалистический» в г. Перми.

1970 год стал для него знаменательным. Просвирин был принят в члены Оренбургской организации Союза художников СССР. Статус члена Союза художников считался тогда важным в творческой жизни любого художника, так как давал им право участвовать в выставках.

Передо мной лежит маленькая, в четверть листа книжечка –Устав Союза художников СССР (1969) – это серьезный документ, который десятилетиями определял правила взаимодействия государства и художника. Все члены Союза обязаны были, во-первых, знать Устав, во-вторых, руководствоваться в своем творчестве положениями, прописанными в Уставе. Вот некоторые положения:

Союз художников СССР всей своей деятельностью содействует Коммунистической партии и советскому правительству в эстетическом воспитании советского народа.

Союз художников СССР утверждает метод социалистического реализма в творческой деятельности советских художников. Социалистический реализм является высшим этапом в историческом развитии мирового искусства.

Много чего интересного можно еще найти в этом документе. Пропагандистская машина работала блестяще, формируя мировоззрение советских граждан. Но, как писал классик, «времена не выбирают, в них живут и умирают». Большинство советских художников и в те времена прекрасно реализовывали индивидуальные особенности своего таланта. У Игоря Губермана есть такое четверостишие:  

Свобода, глядя беспристрастно,
Тогда лишь делается нужной,
Когда внутри тебя пространство
Обширней камеры наружной.

Те, кто считал свои художественные пристрастия несовместимыми с официальным партийным курсом, развивались в своем творчестве самостоятельно, не вступая в члены Союза. Были такие художники и в Оренбурге.

В этом же году Просвирин создал более десятка живописных работ, в том числе «Портрет матери» (холст, масло). Много работает с цветом, вырабатывая особенный ритм красок. Название картин как бы подтверждают это. «Дом со светлой крышей», «Облака над синим домом», «Тюльпаны на зеленом фоне». В рисунках, которые он создает во множестве, уже видна просвиринская индивидуальность – филигранность и пластическая утонченность. В основном это женские фигуры – одетые и обнаженные.

В композиционных рисунках, отличающихся изяществом и точным расположением фигур и деталей, можно увидеть фрагменты и сюжеты будущих картин художника.

Следующие три года прошли в не менее интенсивной работе. Появляются серии: «Алевтина и цветы» – 11 работ, «Жаркий июнь в Чебеньках» – 21 работа, картина «Автопортрет со сломанной ногой», в 1972 поду опять едут с Ией на её родину, рождается серия «Осень в Комаровке», пишет картины «В полдень», «Гроза», «Пейзаж с купальщицей», В 1974 году участвует в IV зональной выставке в Уфе «Урал социалистический» с картиной «В полдень». На ней выставляются и его товарищи по Суриковскому институту, прочно занявшие места в художественной элите Оренбурга: Николай Ерышев – триптих «Рабочая династия Батуриных», Виктор Ни – «Тепловозоремонтники», Юрий Григорьев – «Вечер на полевом стане», Геннадий Глахтеев – «Новый тепловозоремонтный цех». Лидия Медведева пишет в статье каталога, открывающей раздел нашей области: «Растёт коллектив оренбургских художников, активизируется его деятельность, всё более полно и глубоко отражают художники сегодняшнюю социалистическую действительность. В настоящее время Оренбургская организация Союза художников насчитывает 31 человека».

Одновременно с творческой работой, созданием произведений к выставкам, в которых учитывалась определённая социально-общественная направленность, художники писали по заказам, поступающим в Художественный фонд от разных организаций, вкладывая в эти работы свой талант. В блокноте члена худсовета фонда Просвирин записывает за 1974-75 годы под своей фамилией: «Ленин с детьми», два панно, эскиз росписи «Победа», «Ленин с молодёжью». Таких записей много и по всем остальным художникам – панно, портреты, задники, росписи, по проставленным ценам видно, что зарабатывали они своим трудом и талантом приличные по тем  временам деньги. Материальный достаток Просвирин использует разумно. Начинает собирать библиотеку, читает запоем, навёрстывает то, чего в детстве был лишён. «Становится знатоком Салтыкова-Щедрина и Гоголя, почитатель «вкусноты» русской речи и отечественной старины, редкостный насмешник и приятный собеседник», пишет о нём Валерий Газукин. С годами растёт диапазон его литературных пристрастий. «Это Пушкин, Лесков, Шмелёв. Читает книги по истории, политике, религии, прочитал Библию, молитвослов, и всё это вдумчиво, с карандашом и пометками на полях», – рассказывал его друг Юрий Лисков.

Не один год в среде художников после приезда «суриковцев» ведутся жаркие дискуссии и споры об искусстве, Каждый отстаивает свою позицию в вопросах о роли художника в современном мире, о целях самого визуального искусства, о концепциях развития и дальнейшего движения. В Оренбурге сформировалась группа художников со своей философией и пониманием искусства, продвигающих собственные взгляды на искусство живописи. «Академия Садки» – так они себя называли. Идейным лидером все годы был Геннадий Глахтеев, он вспоминает: «К «Академии Садки» Просвирин относился лояльно, говоря: «Хорошо, что они других будоражат».

Ещё одним излюбленным местом, где летом жили художники, было село Ташла Тюльганского района. Некоторые из них купили себе там дома, где жили по несколько месяцев в году, много работали и, конечно, встречались, спорили, обсуждали созданные работы. В 1975 году Просвирин выезжал в Ташлу, написал несколько пейзажей темперой, в том же году он пишет картины «Молодожёны», «Проводы» (память об отце), несколько портретов, фигуративные работы.

В 1977 году участвует во второй всероссийской выставке в Ленинграде «Рисунок и акварель» двумя рисунками тушью. Продолжает работать с разными материалами. Пишет много небольших работ темперой, пастелью, но в его каталоге они не записаны. Очевидно, он считает их рабочим материалом своей творческой лаборатории, хотя большинство вещей являются законченными, подписаны художником, проставлены названия и даты.

Лето с женой проводит в деревне. Пишет серию работ «Лето в Салмановке», в том числе «Света», «У окна», «Обрывной дождь», «Автопортрет».

В том же году участвует в Москве в выставке «Художники Оренбурга» пятью работами, в их числе «Концерт на полевом стане» (170x150). Создаёт две серии картонов: «Жатва-78» – 15 произведений и «Небо над городом» – 50 картонов.

В 1979 году – 5-я зональная выставка в Тюмени «Урал социалистический», «Произведения художников из Оренбургской области, вошедшие в экспозицию зональной выставки,  подтверждают сложившееся мнение: Оренбургская организация – коллектив активный, деятельный, творчески перспективный», – писала Л. Медведева. В разделе «Живопись» широко представлены коренные оренбургские художники: Н. Болодурин, Н. Ерохин, Ф. Козелков, А. Лященко, Ш. Мухамедзянов, А. Овчинников, Н. Соколов и другие.

В этом же году Вячеслав Фёдорович пишет около двадцати работ, в том числе большой заказной холст «Скорбь» (память об Ильиче) размером 300x160 и «Сестры. Письмо».

Но, наверное, главным событием этого года была его поездка с женой на теплоходе «Черняховский» по Волге, где он создаёт свою первую удивительную серию из сорока акварелей «По Волге-79».

В 2005 году Просвирин сам напишет об этом: «Самые приятные и счастливые дни для меня были, когда мы с женой Ией путешествовали по Волге в 1979, 1981 годах. Специально для этого путешествия я сконструировал из прочного картона этюдник, где умещались и набор акварельных красок, и бумага, и палитра. Было очень удобно, а самое главное, компактно. Меня привлекали постоянно меняющиеся пейзажи на реке, кроме того, Волга дисциплинировала меня: начиная работу, я твёрдо знал, что её нужно быстро закончить, иначе картинка сменится, уплывёт, уйдёт. Самые длительные сеансы – максимум по 40 минут. К подобному результату я шёл всю свою сознательную творческую жизнь».

В 1980 году — очередная поездка в Ульяновскую область к родным жены. Пишет серию из 18 картонов маслом «Полдомасово-80». Как всегда это пейзажи, портреты. В этих работах Просвирин уже зрелый художник, прекрасно владеющий искусством живописи, с узнаваемым авторским стилем. В октябре – вторая, юбилейная персональная выставка. Одиннадцать работ, из них пять акварелей, закуплены с выставки Оренбургским музеем изобразительных искусств, две работы художник дарит музею. Просвирин вообще много дарил своих работ . Дарил, но учет вел. Есть список 1980 года подаренных им 28 работ с отметками, кому из друзей и знакомых эти работы отданы. Напротив работы «Подруги» (картон, темпера, лак 30x24) запишет в своём каталоге: «Свистнули с выставки». Музей ИЗО и позже покупал работы Вячеслава Фёдоровича. Всего в музее хранится 58 единиц, и по этому показателю Просвирин входит в пятёрку наиболее приобретаемых музеем художников, а это значит, о его творчестве будут знать не только наши современники.

Искусствовед  Г. Найданов пишет по поводу этой выставки «Первое, что бросается в глаза сразу, – особое чувство цвета. Прежде всего это мастер, бесконечно работающий над совершенствованием колорита. Сами произведения его – свидетельство тому. Ещё не присмотревшись внимательно, глаза выхватывают отдельные работы, привлекающие необычностью, а точнее, особенным ритмом красок. Сразу же появляется ощущение мажорного, приподнятого настроения».

Летом 1981 года Вячеслав Просвирин совершает с женой вторую поездку по Волге и создаёт серию светлых, тонких акварелей «Волга-81».

Осенью он участвует в выставке «Художники Оренбурга» во Львове. Навещает в Пензе родных.

В начале 1982 года пишет заказную картину «Калинин» размером120x100.

В дальнейшие четыре года Просвирин дважды (в 1982 и 1984годах) выезжает в Ульяновскую область. Как правило, берёт с собой картоны размером 40x50, пишет маслом – серии «Полдомасово-82», «Полдомасово-84». Пишет много портретов. На многих, конечно же, изображена Ия.

Из поездки в Адлер привозит серию акварелей «Адлер-83»,В1985 году ещё одна чудесная серия – «Июнь в Нежинке».

В этом же году участвует в 6-й зональной выставке «Урал социалистический» в Свердловске двумя работами: «Портрет Д. Давыдовой», «Портрет инженера Н. Коленковой».

1986 год был богат на события. В Москве в Доме художника проходила выставка «Десять художников Оренбурга». На ней экспонировались работы Асаева, Глахтеева, Ерышева, Ескина, Петиной, Преснова, Просвирина, Ронина, Рысухина. В московском издательстве «Советский художник» вышел полноцветный каталог выставки тиражом 1000 экземпляров. Вступительную статью написал выдающийся художник Дмитрий Дмитриевич Жилинский. Вот несколько строк из его статьи:

«Десять оренбургских художников показывают свои работы в Москве. Оренбург стал известен как место, где по-настоящему творчески работают хорошие художники, Город понимает и принимает их живопись… их творчество стало интересовать многих… В 1974 году я сам побывал в Оренбурге. Было много встреч, творческих споров, разговоров о будущих произведениях – и так с утра до поздней ночи. Мне было приятно думать, что вот далеко от Москвы живут хорошие художники, пишут, рисуют, мечтают, создают искренние работы. В добрый путь, оренбуржцы!» Просвирин на этой выставке представлял 29 своих работ разных лет. В том же каталоге Вячеслав Фёдорович в небольшой статье, открывающей страницы с его произведениями, пишет: «В Оренбурге на протяжении двух десятилетий идёт становление моего творческого «я». В первые годы самостоятельного творчества мешало умение «излишне» красиво рисовать пастелью, углём, сангиной. С некоторых пор этими материалами не пользуюсь. Сопротивление материала больше ощущаю в живописи. Главным принципом в работе считаю творческий поиск. Последние годы с восторгом работаю в деревнях Ульяновской области».

В поездке на выставку в Москву художник вёл ежедневные записи в блокноте. Привожу конспективно некоторые из них:

4 июня
В 10.00 прилетели в Домодедово. На такси с Глахтеевым и Рысухиным поехали в СХ СССР. Приехали в ЦДХ. Я испугался великолепия нашего главного выставочного зала. Путаница с экспозицией.

5 июня
Рано утром приехали в ЦДХ. Пришла Руфина Абрамовна Глуховская и великолепно быстро всех раскомпоновала.

6 июня
Получили командировочные – 76руб. 80 коп. Пошли в ЦПКО поели шашлыков с «Фантой».

7 июня
Сходили в «Академкнигу» в 10.00. Купил Делакруа, Курбе. Пошли развешивать афиши:
1. С трудом на Кузнецком мосту.
2. Хорошо в ЦДРИ.
3. Манеж. Встретили Илью Сергеевича Глазунова: «Вы электрики?» - «А можно повесить афишу?»
4. В ГМИИ – шикарно.
5. На Горького – выставочный зал.
С Гешей взяли в «Российских винах» 4 бутылки шампанского. Приехали в гостиницу и скушали их. Сидели на лавочке.

8 июня
С 11.00 смотрели выставку книжной графики, выставку Эльконина и Третьяковку.
17.00 – прогулка на пароходике по Москве-реке.
С 19.00 до 21.00 – гуляли по Коломенскому. Напились квасу.

9 июня
С 10.00 до 13.00 ходили по букинистическим с Гешей. Хотел купить Шагала. Купил Рембрандта. Завтра открытие.

10 июня
7 утра. Ходил по «офонаревшему» Арбату, по всем книжным – не купил ничего.
К 13.00 приехали в ЦДХ. Ходили в ЦПКО пить квас.
15.00 – открытие выставки. На выставке было около 100 человек.

Из этих очень личных записей я делаю вывод, что Просвирин больше всего интересовался, любил и собирал книги по искусству. Юрий Лисков пишет: «Основная ценность его библиотеки – это литература по искусству. Их было сотни. Едва ли найдётся художник с мировым именем, книги о котором не было бы в его библиотеке. Одних только книг по итальянскому искусству свыше тридцати. Книги он приобретал в разных городах, где приходилось ему бывать, и за большие деньги».

В этом же 1986 поду в Оренбурге состоялась третья персональная выставка – «Вячеслав Просвирин. Акварель». На выставке было представлено более 170 работ. Отзывы в прессе – самые благоприятные. Искусствовед  Г. Найданов: «Много и плодотворно художник работает в технике акварели последние пять лет. Одной из особенностей его манеры является способность работать без предварительного рисунка. В этом сказывается значительный профессиональный уровень и – в немалой степени – темперамент. Есть две стихии, которые владеют художником с особой силой, – это вода и небо. Две взаимосвязанные противоположности листа, две взаимосвязанные противоположности в природе. Небо художника можно увидеть в совершенно различных состояниях: предгрозовое, дождливое, но всегда очень подвижное и новое!»

Художник А.Ф. Преснов: «Две поездки по великой русской реке Волге, в 1979 и 1981 годах, особенно ярко определили стремление художника к акварельной живописи. Исполненные свободной размывкой прозрачных красок, они позволили художнику передать световоздушную среду осязаемого воздуха, неповторимость водной глади... знание законов освещения и верно взятые соотношения красочных тонов делают произведения насыщенными жизненной правдой. Искусство акварели Вячеслава Просвирина можно назвать светлым и вдохновенным. Оно радует глаз свободой пятна, прихотливыми переливами красок, тонко подмеченных на натуре».

Художественный фонд ещё продолжает активно работать, принимает заказы. В Союзе художников уже 51 человек. Не все произведения принимаются заказчиком безоговорочно. Бывают претензии и рекламации. Так, по поводу заказной работы кисти Просвирина «Приём в комсомол» председатель колхоза имени Свердлова направил официальное письмо в Художественный фонд, в котором сообщал, что художественные достоинства картины не соответствуют договорной цене и оплачена будет только часть стоимости. Фонд отреагировал поручением Просвирину в двухнедельный срок устранить претензии заказчика, что и было сделано. Инцидент был исчерпан. Подобные случаи происходили и с другими художниками, они ворчали, но ничего не поделаешь – кто платит, тот и прав.

Надо сказать, что 70-80-е годы были периодом «ренессанса» в оренбургской живописи. Уровень мастерства, заданный в 60-х, был подхвачен и другими талантливыми художниками. А. Ефарицкий, А. Масловский, Ю. Гилёв, А. Павлов, В. Тюлькин, В. Фроленко и многие другие ярко заявили о себе. В архиве Просвирина сохранились в большом количестве приглашения на открытие групповых выставок, творческих мастерских, персональные выставки С. Александрова, Ф. Козелкова, А. Лященко, Н. Болодурина, Н. Петиной, В. Боброва, Ш. Мухамедзянова. Это пышное соцветие личностей помогало каждому максимально раскрыть свои индивидуальные претензии в живописи. Подрастало и новое поколение молодых талантов.

В 1987 поду Просвирин создаёт очередную серию акварелей – «Нежинка-87» (18 произведений форматом 23x30). В Пензенской картинной галерее им. К.А. Савицкого проводится выставка  «Просвирин, Глахтеев. Живопись». Город с радостью принимает своих земляков. Галерея закупает шесть работ Просвирина, пять картин художник дарит.

К этому периоду интерес к работам Просвирина выходит далеко за пределы Оренбурга. Союз художников СССР (Москва) закупает у него холст «Стога», отдел культуры Приморского края обращается к нему с письменной просьбой подарить свои картины галерее, создаваемой в п. Кировском. В Перми в художественной галерее уже есть портреты кисти Просвирина, оттуда ему приходит письмо с просьбой подготовить к выставке статью о творческом методе создания портретов. Сибирское отделение ВААП (г. Новосибирск) направляет ему карточку учёта художника (ф. 230) для заполнения с целью обеспечения защиты его авторских прав.

Сохранилась копия письма Просвирина в Центральный дом художника, где он сообщает, что согласен на закупку по установленным ценам в ХПО им. Вучетича трёх работ: «Свежий ветер», «Дождь», «Река Свирь».

В этом же году он в составе оренбургской делегации участвует в работе VI съезда художников РСФСР.

В роскошных конвертах делегатам съезда рассылались тиснённые золотом персональные приглашения с программой съезда, прикладывался именной мандат с номером для голосования и ещё приглашение на приём в банкетном зале Кремлёвского дворца съездов.

В 1988 году он был избран делегатом VII съезда художников СССР. Эти мероприятия проводились исключительно торжественно, продолжались по несколько дней, с отчётными докладами, выступлениями самых именитых художников. Всё происходило в Кремлёвском дворце съездов или в Колонном зале Дома союзов. Заканчивались, как правило, пышными приёмами и банкетами.

В 1988 году пишет холсты «Поэт» {120x100), «Утро» (80x68). Летом в Ульяновске создаёт серию из 10 работ, Большая часть – портреты: «Лиля», «Валера», «Фая».

В 1989 году создаёт свою последнюю серию акварелей – «Нежинка-89» (37 произведений). «Серии акварелей, написанные с 1979 по 1989 год, – не только мои явные творческие удачи, но и этапы моего жизненного пути», – напишет позже Просвирин.

На этом, к сожалению, записи в его каталоге и перечне основных работ заканчиваются. Дальнейшую творческую жизнь художника мы можем проследить, к счастью, по газетным публикациям и каталогам выставок.

В 1990 году Вячеслава Фёдоровича Просвирина пригласили преподавать в Оренбургское художественное училище.

Просвирин проработал в училище шесть лет. Студенты и преподаватели относились к нему с огромной симпатией и уважением. Никогда не выпячивал он свою эрудицию и глубокие познания во множестве самых разнообразных тем, его слово, сказанное в нужный момент, всегда было весомо и авторитетно. Он постоянно занимался самообразованием, особенно в области истории искусства, делая это основательно и вдумчиво. Много конспектировал. Сохранились его записи, сделанные в процессе изучения любимого им итальянского искусства. Флоренция: выписывает истоки – французская готика, античность, византийское искусство; приоритеты – сюжет, построение пространственного объёма, образы, эмоциональность. И так от Паоло Уччелло. Затем венецианская школа – Тициан, десятки имён, терминов, дат и маленькие рисунки на полях.

Изучал современное искусство Европы, конструктивизм, и опять термины, определения, рисунки разновидностей конструктивных образов. Есть записи по вопросам эстетики – выписки из первоисточников, цитаты с подчёркиванием главных мыслей и формулировок и опять рисунки. Таков уж его характер: любое занятие – серьёзно и глубоко.

И вот юбилейная выставка, посвященная 50-летию со дня рождения и 25-летию творческой жизни. У Вячеслава Просвирина всё прошло прекрасно. Было много цветов, улыбок, аплодисментов. Выступали представители области и города, поздравления от Союза художников, от художественного училища. Говорили хорошие слова и благодарили друзья-художники. Заслуженный художник России скульптор Надежда. Петина: «Любезный Вячеслав Фёдорович! Всегда восхищаюсь и радуюсь таланту большого художника. Поздравляю с юбилейной выставкой, полной творческого вдохновения».

Были и другие выступающие, В заключение взял слово Просвирин. Много и интересно говорил о своём понимании пути художника. Журналистка Н. Веркашанцева писала о выставке: «Юбилейная выставка работ оренбургского художника Вячеслава Просвирина очень нравится женщинам, потому что она – гимн женской красоте». Пётр Новохатский: «Просвирин удивителен. Он говорит и говорит, а ты не понимаешь. И вдруг как завернёт предложение – и вся его предыдущая речь  высветится необыкновенно, и ты поймешь, как хорошо и тонко сказано. То же с живописью – всегда есть какой-то неожиданный поворот, если его заметить, заставит картину вспыхнуть. Просвирин делает то, что может только он. И никто другой».

Как говорил сам Вячеслав Фёдорович, он любит всё красивое. Может быть, поэтому из-под его кисти, пера, карандаша выходили такие изысканные вещи, высоко ценимые публикой. И в жизни он хотел, чтобы вокруг была гармония и красота. Любопытный случай рассказал мне недавно Юрий Андреевич Лисков – друг художника: «На персональную юбилейную выставку к 50-летию со дня рождения он пригласил своего друга, московского художника Леонида Писарева. Тот приехал, остановился, конечно, у Просвириных. После выставки и банкета радостные возвратились домой, зашли к Лисковым, долго общались, выпивали, пели песни. Далеко за полночь ушли. Через полчаса Слава звонит в дверь опять. Мы с женой с удивлением открываем, а он говорит: «Пошли со мной». Заходим в его квартиру – на диване в гостиной спит спокойным сном московский гость. Он подводит нас к нему и шёпотом говорит: «Посмотрите, как красиво я его уложил». И действительно, Писарев лежал ровненько, накрытый красивым одеялом, аккуратно подоткнутым со всех сторон, а на лоб Слава ему положил свёрнутую цветную тряпочку, из-под которой торчал большой нос Леонида и усы с бородой». Красота созданного так потрясла Просвирина, что он не смог не поделиться этим с любимыми соседями в три часа ночи».

В 1990 году Просвирин заканчивает большую работу «Суббота», или «После бани», (140x160) и картину «Раннее утро. Письмо» (130x110).

В 1991–92 годах произошло два значимых для оренбургских художников события. Во-первых, Художественный фонд при Союзе художников фактически прекратил своё существование. Работа художников по заказам закончилась. Теперь каждый художник должен был решать самостоятельно, как зарабатывать на жизнь. Стали появляться салоны и частные галереи, куда художники сдавали свои картины для продажи. И во-вторых, как результат новой рыночной экономики в город приехали французские галеристы. Представились мэру Оренбурга Г.П. Донковцеву и председателю Союза художников. Объехали мастерские, собирая картины самых разных стилей и жанров – от маститых Соколова и Газизовой до молодых Ческидовой и Бартенева. Заключили договор с СХ на вывоз произведений во Францию, где в 1991 и 1992 годах состоялись две выставки-аукциона. В результате более полутора тысяч работ было продано во Франции и Америке. Просвирин тоже оказался в зоне интересов иностранных ценителей советской живописи. Предложил им несколько работ – три картона 70-80-хгодов на выставку «46 живописцев Оренбурга» в Бланьяке (пригород Тулузы) в 1991 году и одну работу – «Митинг на фабрике» (1987) – на выставку «Живопись Урала» в Париже в отеле Дрюо. В конечном итоге на счета тех художников, кто отдавал по много работ – по сто и более, были переведены полученные от продаж их картин франки, и по тем тяжёлым временам это были неплохие деньги. Как бы отголоском этих международных контактов в 1993 году в Москве прошла выставка «Современная живопись Оренбурга». Известный критик A.M. Кантор пишет в каталоге выставки: «Искусство Оренбурга стало своего рода реактором, в котором кипят самые различные художественные импульсы. Они сталкиваются, порождают неожиданные сплавы, выделяют небывалые, причудливые цветы воображения. Искусство степного города стало предметом внимания и в стране и за рубежом, желанным гостем на выставках и аукционах. Можно радоваться тому, сколько в городе и области сильных художественных дарований».

Просвирин выставлял пять своих работ, в том числе «Восход»(холст, масло. 60x100).

В 1996 году – пятая персональная выставка художника «Живопись. Акварель». Этой выставке предшествовало трагическое событие в жизни Просвирина – в феврале этого года скоропостижно ушла из жизни его жена Ия. Можно только предполагать, что пережил Вячеслав Федорович, потеряв свою Музу. Отложенная с прошлого года из-за болезни жены выставка всё же состоялась. Своими впечатлениями от выставки поделилась в газете «Вечерний Оренбург» искусствовед Фаина Хаялина: «Мастерство Просвирина неоспоримо. Мало того, образы оренбургского живописца порождают ощущение, что всё лучшее в мире напоминает любимого человека, что любовь равна природе. Чувства мужчины, возведённые в степень искусства, становятся вечными». Журналистка Н. Емельянова пишет: «Живописцу перевалило за пятьдесят, но его художнический взгляд, как и прежде, по-молодому увлечённо исследует и природу, и человека, и самоё жизнь. Вопреки прозаической реальности, подчас не только буднично-серой, но и жестокой. Просвирин создаёт на полотнах свой собственный мир, полуреальный, полуфантастический. Художник не боится подчёркнутой звучности и локальности цвета, неожиданности и остроты, что и создаёт впечатление взбудораженное, весенней свежести его палитры».

Количество создаваемых в 90-е годы работ невелико, восновном это холсты, в которых сконцентрирован весь его творческий потенциал и темперамент: «В парке Чаир» (1989), «Гроза» (170x40.1990), «Луна» (1991), «Баня» (1996). 

В 1999 году Просвирин участвует в выставке «125 художников Оренбуржья» в Оренбурге, а затем в Москве двумя работами «Стоящая модель» и «Голубой бант» (обе 1998).

Надо сказать, что двумя годами раньше заслуженный художник РФ Юрий Алексеевич Рысухин, неутомимый пропагандист оренбургской живописи, задумал и осуществил свой масштабный проект: ежегодная организация выставки лучших новых работ. В ней могли участвовать не только члены СХ, но и молодые, начинающие художники. Единственное ограничение было заложено в названии проекта: «100 картин художников Оренбуржья». Идея была поддержана областным управлением культуры, стала одним из интереснейших событий в культурной жизни области. За 15 лет было выпущено четыре каталога. Правда, организаторам из-за большого количества желающих пришлось в названии выставки поменять число 100 на 125. Просвирин участвовал практически во всех экспозициях.

Почти три года после смерти Ии Вячеслав Фёдорович прожил в одиночестве. Никому не показывал свою боль. Тридцать лет он прожил рядом с Ией, даже во время поездок – в Ульяновск или Пензу, по Волге или в Адлер – они всегда были неразлучны.

 

Спустя три года в его жизни появилась Алевтина. Он знал её много лет. Когда-то она работала вместе с Ией в проектном институте, подругами они не были, но хорошие отношения поддерживали. После ухода Ии Алевтина звонила иногда Вячеславу Фёдоровичу, потом пришла и осталась. Так второй женой Просвирина стала Алла Васильевна Пиунова.

Просвирин продолжал работать. Создаёт картины «Родник», «Нега», пейзажи, несколько натюрмортов.

И опять несчастье. В феврале 2002 года Аля погибает в автомобильной катастрофе. Это ужасное событие подкосило здоровье художника, Он стал малообщительным, не хотел ни с кем встречаться, лечиться отказывался. Друзья, художники, работники Союза поддерживали его как могли.

В 2000 году состоялась шестая персональная выставка художника, а в 2005 поду – седьмая. Дар Просвирина продолжал радовать и восхищать оренбуржцев.

«Откровенностью веет от полотен, будь то пейзаж или обнажённая фигура. Всё творчество художника пронизано особым направлением – рисунок контуром. Насколько отдаётся художник, столько получает и зритель. Просвирин, откидывая всё ненужное, полностью уходит в духовный мир искусства», – написала Ольга Боброва.

Искандер Бигеев с выставки 2005 года: «На свой седьмой творческий отчёт перед земляками Вячеслав Просвирин представил акварель  – жанр, один из самых сложных по технике исполнения. Не зря художники говорят: карандашом рисуем, маслом пишем, а акварелью делаем. Просвирин наделён особым даром кисти именно в этом жанре. О таких в народе говорят: Бог в темечко поцеловал, И это так»,

В 2004 году вышла книга о творчестве оренбургских художников «Оренбуржье знакомое и незнакомое» (составитель А.М. Кальвина). Просвирин в этом альбоме представлен холстом «Помидоры» (1967-1987). Живописный раздел книги предваряет цитата Просвирина: «Радость творчества – вот в чём, на мой взгляд, суть жизни в искусстве».

Я познакомился с Просвириным в 2006 году, Конечно, я знал его творчество и даже имел несколько его работ в своей коллекции, но лично знаком не был. Мне говорили, что он мало кого принимает, отключил телефон, а незнакомому просто не откроет. Попросил художника Фёдора Щукина пойти со мной. Постучали в дверь, Фёдор Михайлович вежливо говорит: «Слава, это я, Федя, пришёл к тебе с хорошим человеком». Дверь открылась, и я увидел Просвирина. Белая длинная грива седых волос и белая борода на гордо посаженной голове делали его старше своих лет, но ясные с хитринкой глаза смотрели спокойно и с интересом. В нём чувствовалась внутренняя сила и достоинство мудреца, который всё понимает и знает о жизни, о людях и о себе. Разговаривал неторопливо, глядя собеседнику в глаза. А ещё внешностью он мне напомнил льва, ушедшего на покой из прайда.

Мы пробыли у него минут сорок. Я старался незаметно осматриваться. На стенах висели две хорошие копии с мастеров Возрождения и несколько небольших пейзажей, которые Щукин очень хвалил, на что Вячеслав Фёдорович доброжелательно улыбался. У окна стоял мольберт с картоном, краем глаза я увидел изображение лежащей на берегу девушки. Спросил разрешения посмотреть. «Нет, ещё не готова, в другой раз», ответил Просвирин. Ещё в гостиной привлекал внимание большой книжный шкаф, забитый литературой и альбомами по искусству, и это была единственная роскошь, которую позволил себе художник. Было видно, что вещи, одежда, предметы быта его не интересовали. В жизни обходился самым минимальным и всегда осуждал художников, заражённых «вещизмом», считал – это отвлекает от творчества.

 

Позже я приходил к нему ещё несколько раз, Мольберт  девушкой стоял. Изменений на картоне никаких. Становилось грустно, Познакомился с Лидией Павловной и Юрием Андреевичем Лисковыми. Эти люди больше сорока лет прожили рядом и были настоящими его друзьями.

Последний раз я приезжал к нему в конце декабря 2007 года. Постучал несколько раз, он не открыл. Попросил Лисковых передать ему поздравления с Новым годом.

В первых числах февраля 2008 года к нему приехала племянница Светлана (дочь младшего брата Владимира) из Пензы. С ней Вячеслав Фёдорович провёл свои последние дни. 14 февраля Просвирин скончался.

Сорок три года жил и вдохновенно творил на оренбургской земле Вячеслав Фёдорович Просвирин, оставив после себя большое и разнообразное творческое наследие.

Он никогда не искал ни званий, ни должностей, отстаивая за собой только право творить искусство, искусство, способное удивлять, и заслужил этим главное  –  уважение друзей-художников и непреходящий интерес людей к своим произведениям.

Леонид Писарев сказал мне о своём друге: «Слава большой молодец. Выдающийся мастер. Лучшее в его работах – обнажённая фигура. Если бы моралисты из выставкомов пропускали к показу эти картины, он давно бы стал известным художником, пожалуй, сложнейшего из жанров».

Этот альбом избранных рисунков –  попытка показать зрителю мастерство Просвирина-рисовальщика: тонкого, светлого, мудрого.

А. МИТАРЕВСКИЙ
Оренбург, 2013 год

(Опубликовано в альбоме «Вячеслав Просвирин. Графика». Оренбург, 2013. С. ).

наверх