Об Александре Постеле

Творчество заслуженного деятеля искусств Украинской ССР, живописца и графика Александра Борисовича Постеля глубоко индивидуальное. Но оригинальность его искусства определяется не столько манерой письма, сколько системой мышления художника, нравственным аспектом, поэтической устремленностью его дарования.

Постель пишет лишь то, во что он безмерно влюблен, а сильнее всего он любит жизнь в ее повседневности.

Мир, запечатленный в произведениях Постеля, необычайно прост и обыден, мир, который окружает человека с раннего детства; это мир родной природы с ее традиционными сюжетными мотивами; это мир родного города с обжигающими лучами жаркого солнца и тенистыми парками, но мир, увиденный и преобразованный сердцем и душою художника и облеченный в своеобразную пластическую форму.

Пейзажи Постеля напоены не только нежными созвучиями тихого летнего вечера, ранней весны, задумчивой осени и мягкой зимы, но и дыханием человеческой жизни. В них всегда присутствует автор как художник и гражданин со своей лирической интонацией, добродушием, остротой и свежестью видения.

И это в равной мере относится к тому, что было создано Постелем на земле Узбекистана, что появилось в первые послевоенные годы и что творит он сегодня. А ведь за плечами художника 70 лет жизни, из которых более сорока отданы искусству. Но быстротечное время словно не коснулось этого скромного, приветливого, в высшей степени интеллигентного человека, творчество которого не знает старости.

Живя в Узбекистане, плененный самобытностью и своеобразием красоты этого края, гостеприимством его тружеников, Постель создал немало интересных произведений как по уровню профессионального мастерства, так и по их общественной значимости. Это живописные этюды производящие впечатление вполне законченных картин, напоенных благоговейной тишиной и радостью бытия. Лейтмотивом большинства из них является то единство человека с окружающей его средой, природой, которое служит людям источником их духовного умиротворения.

Это и портреты тружеников узбекской земли, отличающиеся не только высокой колористической культурой, но и уважительным отношением автора к своим моделям. Особенно колоритен образ старой узбечки в портрете «Старая женщина». В нем как бы переплелось простое и сложное: и мысли о законах человеческой жизни, которые определяются неумолимым, никого не щадящим временем, и чисто субъективные, индивидуальные черты личности. В нем и мысли о возрастании красоты внутренней, душевной, красоты, которая приходит к человеку с годами, мысли о женщине, о ее гордом призвании, о женщине, испытавшей на себе всю горечь рабского повиновения, но сохранившей свое человеческое достоинство.

Краски и цвет стали в портрете тем изобразительным средством, которое помогло Постелю придать емкую гамму очень тонких материнских чувств состарившейся женщине, образ которой полон обаяния.

В Узбекистане не только возмужало живописное мастерство Постеля, но окончательно определилось творческое лицо художника как мастера офорта. Его обращение к офорту вовсе не означало отказа от живописи. Более того, именно в искусстве офорта с новой силой проявились и раскрылись скрытые грани живописного дарования Постеля. Офорт практически стал для него продолжением его живописи, только без красок и многоцветности, но живописи, наполненной волшебным светом и воздухом, пространством и глубиной.

Офорт увлек Постеля не только динамичностью и разнообразием штриха иглы. Техника углубленной гравюры с ее большим количеством разных приемов открыла перед художником поистине неограниченные возможности в передаче многообразия окружающей его жизни.

В Узбекистане Постель награвировал свою наиболее крупную серию листов под общим названием «Узбекистан». С большим вкусом и пониманием своеобразия края отражены в ней природа, архитектура и быт Узбекистана. В этих эстампах (офортах, литографиях) тесно соседствует жизнь людей разных национальностей, единых в своих мыслях и действиях. В то же время в них как бы сопоставлено прошлое и настоящее (офорты «Руины» и «Улица в колхозе»), старый уходящий мир и то новое, что принесла Востоку Советская власть.

Заключительным и очень сильным аккордом, минорным по строю и оптимистическим по звучанию, явился офорт «Девушка с корзиной». В образе этой простой, юной труженицы художник воссоздал обобщенный идеал прекрасной дочери столь же прекрасной земли. В офорте поэтический девичий образ соединен с предельной простотой художественного решения, что однако не снижает всю сложность и глубину замысла произведения.

«Девушка с корзиной» воплотила в себе не только душевную красоту, но и те черты духовного обновления женщины советского Востока, которые были своего рода мерилом социально-экономических и культурных изменений, происходивших в среднеазиатских республиках под благотворным влиянием социалистических преобразований.

С возвращением Постеля на Украину начался новый этап в его творчестве. Южная природа с ее ярким солнцем, прозрачным воздухом, как и жизнь родного города, наполнили произведения художника новыми сюжетными мотивами и образами. В многочисленных пейзажах послевоенных лет с неподдельной любовью передана лирическая задумчивость осеннего дня, морозная дымка зимнего утра, едва уловимое дыхание пробуждающейся южной весны. Пафосом созидания проникнута серия индустриальных живописных пейзажей.

К этому времени относятся и первые натюрморты художника, среди которых особый интерес представляют «Персики», «Гранаты и сюзанэ» и другие. Так же, как и в пейзаже, в них проявилась индивидуальность Постеля-художника, причем не только в выборе «сюжета», но и в той точке зрения, с которой он подходит к решению темы. Для Постеля предметный и вещественный мир есть прежде всего символ единения труда и разума человека со щедростью окружающей нас природы.

В 1946 году Постель приступил к осуществлению давно задуманной им работы — созданию большой и разнообразной серии гравюр об Одессе, которая стала песнью песней всего его творчества.

«Одесские пейзажи» — это поэтическая сюита о вечной молодости родного города, города его детства, сюита, над которой он успешно продолжает работать и по сей день.

В офортах словно оживают во всем своем неповторимом своеобразии знакомые нам городские улицы, площади и спуски, тенистые одесские парки и скверы, морские берега, рыбацкие шаланды и баркасы. Увиденные и воспетые художником, они приобрели в гравюрах особую лирическую окраску. Они обладают той силой эстетического воздействия, которая заставляет зрителя как-то по-новому взглянуть на окружающее, на свою повседневность, увидеть ее красоту в неразрывной связи и единстве со всей своей жизнью.

Офорты об Одессе — это не только пейзажи. В серии немало прекрасных гравюр, посвященных ее труженикам — нашим современникам («Вечер», «Портклуб», «Выходной день», «Яхтклуб», «Маляры», «Китобойная флотилия»).

Жизнеутверждающий пафос творчества Постели особенно ощутим в серии офортов «Времена года». Художник не грустит о проходящем времени. Для него времена года — «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» это не «старение» жизни, а звенья неразрывной цепи неувядающей и  неумирающей, вечно юной природы. Каждая пора года в офортах этой серии по-своему хороша и неповторима и составляет единый круговорот жизни, неизменно прекрасной, олицетворением которой в гравюрах выступают дети. Маленькие герои Постеля не «вундеркинды», а самые обыкновенные, какими они бывают в повседневной жизни, — шаловливые и игривые («Осень», «На ледовой дорожке»), не по-детски серьезные («Зимка») и романтически-одухотворенные («Лето»). Но художник сумел в листах «Времена года» простые, будничные сценки, какие можно наблюдать и зимой и летом, весной и осенью, поднять до высокого художественного обобщения и придать им особое очарование.

Каждый новый лист, появляющийся из-под резца художника, это новый шаг к овладению тайнами офортного искусства, к более глубокому проникновению в мир прекрасного. Таковы гравюры прибалтийской и вилковской серии пейзажей, таковы, в частности, и последние офорты из одесской серии («Мосты», «Нефтяная гавань», «Бухта судоремонтного завода»), отличающиеся изысканным рисунком, утонченной филигранностью и жизненной правдивостью.

Произведения А.Б. Постеля, скромные по своим размерам, интимно-лирические по звучанию, отмечены той доброй, умной человечностью и той нравственной цельностью, без которых нет высокого искусства.

А.Н. Шистер

наверх