Холст, до сих пор не получивший справедливой оценки. Он и висит в тени. Я его отношу к числу лучшего, что было сделано в XX веке. У Дерена мало таких холстов. Он построен необычайно, живописный элемент вытекает логически из соотношений пятен и их величин, локальных и сдержанных. Если рассматривать отдельные части, они кажутся гладко окрашенными; все вместе несет единый строй, единый стиль.
Есть что-то готическое в строгой организации холста. Он готичен и по духу, это сообщает особую основательность его живописи. Пространство сконструировано безупречно. Красота этой картины, видимо, осталась не замеченной современниками, может быть, потому и сам Дерен не пошел дальше в развитии этих качеств, хотя и считал свою картину программной. «Субботний день» — уникум своего времени, появившись слишком рано, он тем более интересен сейчас.
Астрахань, ноябрь 1970 г.
(Опубликовано в книге В.Т. Давыдова и Е.В. Поляковой «Художник Валентин Поляков». Москва, 1986. С. 166).