Творчество художника осуществляется на основе его личного опыта. Отсюда перед ним вовсе не возникает проблема выбора темы, тема — он сам.
Для того чтобы возник творческий акт, объект и субъект должны встретиться, породив этим самым новое качество или вторую реальность. Поэтому эстетическая оценка — не предпосылка, а следствие, факт признания нового качества. Форма несет в себе всю полноту содержания, адекватна ему, поскольку она не что иное, как отформованное мировоззрение. Это — живое искусство, где запечатлено время; а формальным искусством можно назвать такое, где нет самого искусства. Вот поэтому пластика — мера искренности художника, она не дает ему соврать. Все лживое возникло за ее пределами.
Я против навязывания чего-либо. Холст должен быть свободным от аффектации; цель искусства — защита человека. Поиски пластического эквивалента природе и тому, что я чувствую в связи с ней, являются постоянной моей заботой.
Природа пластики заключается в передаче осязательных функций глазу, что порождает форму, отличающуюся огромной осязательной ценностью.
В искусстве важным моментом является преодоление статики. Это положение можно сформулировать так: жизнь холста не есть изображение жизни на холсте, — это было бы нагромождением предметов мертвых, ничем не связанных. Жизнь холста возникает из движения формы и развития моего отношения к ней, что и обеспечивает продолжительность художественной информации.
Значит жизнь или ощущение жизни — всего лишь динамика моих чувств, образующая целостный организм картины. И он существует не на правах объективной реальности, а на правах реальности чувственной.
1968 г.
(Опубликовано в книге В.Т. Давыдова и Е.В. Поляковой «Художник Валентин Поляков». Москва, 1986. С. 157-158).