Кубизм в целом принадлежит к тому роду явлений, без которого немыслимо представить дальнейшие судьбы искусства XX века. Он реконструировал мышление. Его значение превосходит его же эстетическую ценность.
Кубизм результативен в последствиях своих, он эволюционировал сам и влиял на тех художников, которые прямо к нему не относятся.
По сути своей, кубизм — искусство традиционное, но возрождение не есть реставрация, и для того, чтобы быть действенным, ему нужно было иметь отличительную внешность.
И он имел ее. Конкретная задача поначалу была чисто формальной, но в процессе образовались новые емкости, и они наполнялись новым миропониманием, новой духовностью. Отстаивая определенные принципы, художники образовали фронт, фронтальность движения ущемляла до какой-то поры индивидуальность, но потом... потом личность каждого получила гораздо большую свободу для своего утверждения.
Май 1970 г.
(Опубликовано в книге В.Т. Давыдова и Е.В. Поляковой «Художник Валентин Поляков». Москва, 1986. С. 163).