У Боннара предмет поглощается конфигурацией пятна (особенно фигуры).
Этот обаятельный, очень живой художник искал защиту от натуры. У Сезанна предмет торжествует. Он строил свои картины, как строят дома (из кирпича, извести, дерева), все приведено к единству, все предельно ясно и логично.
Натура поставляла ему весь строительный материал, он ее не боялся. Нужно не забывать о контрасте цветовом, контрасте чистого цвета, как это делали иконописцы. У них он сильно раздвинут — предельно. Два случая: цвета идут уступами, предельного насыщения, но вне тональной разницы до встречи с сильным тональным перепадом — белым или черным. Так возникают акценты,— каркас, измерения. То же и у Сезанна, плюс глубина (его «Фрукты» эрмитажные, 1879 года) *. Вещь очень густая по цвету, построенная, как город или как замок, все сведено к наименьшему количеству величин. Масса вбирает в себя количества. И какой силы контраст! Белая тряпка активизирует все отношения (это — как удар топора).
Мудрый папаша Сезанн! Панацея от всех бед в нашем дурацком веке.
...На веревке сохнет белье: зеленая, красная и бордовая тряпка. Какая сила и простота отношений!
Холсты на стенах кажутся блеклыми.
Несчастный,— повышай звучание!!!
Организуй могучий контраст, это труднее, но зато...
Пользуйся цветом, как реальностью. И не валяй дурака!
* Сезанн. Фрукты. 1879 – 1882 гг. Х., м. Гос. Эрмитаж, Ленинград.
23 марта 1973 г.
(Опубликовано в книге В.Т. Давыдова и Е.В. Поляковой «Художник Валентин Поляков». Москва, 1986. С. 173).