О Татьяне Покровской

Первое впечатление от работ Татьяны Александровны Покровской — оптимистическое отношение к увиденному, отрешенность от повседневного. В ее живописных и графических произведениях, гармоничных и ясных по форме, раскрываются непреходящие жизненные ценности, богатство и многообразие проявлений окружающего мира. Такое мировосприятие идет от воспитания и школы, которую прошел художник.

Т.А. Покровская получила прекрасное художественное образование во Вхутемасе-Вхутеине (1924—1930). Ее учителями были В.А. Фаворский, Л.А. Бруни, К.Н. Истомин. Многое восприняла она от своего мужа — А.Н. Козлова, художника, чье творчество довольно долго находилось в числе забытых страниц истории советского искусства и лишь в 1967 году, после персональной выставки в Центральном Доме литераторов, было оценено по достоинству.

Творчество Т.А. Покровской сложилось под воздействием и врусле советского искусства 1930-х годов, и это очевидно во всех ее работах. Со временем художник приобретал опыт, мастерство, но не отступал от освоенного в начале пути. Профессиональная школа тех лет воспитала значительное число живописцев, отличающихся высокой культурой, мастерски владеющих художественными средствами, и прежде всего цветом. Умение найти звучный цветовой эквивалент увиденному в окружающей жизни, создать глубокие и точные колористические отношения на холсте, построить в условной живописной системе реальные сцены, запечатлеть события и людей — все это отличает художников, прошедших школу Вхутемаса-Вхутеина. Татьяна Александровна Покровская родилась в Пензе в 1903 году в семье юриста. Некоторое время в 1919 году занималась в художественной школе, затем, после недолгого пребывания в Саратове, в 1923 году приехала в Москву. Увлекаясь медициной и естественными науками, решила поступить в Московский университет. Однако вскоре, в начале 1924 года, пошла учиться в художественный институт, куда была принята на подготовительное отделение. С осени того же года Татьяна Александровна стала студенткой графического факультета Вхутемаса.

Дипломная работа Т.А. Покровской — иллюстрирование историко-революционной поэмы «Девятьсот пятый год» Б. Пастернака. Книга с ее иллюстрациями была издана в 1930 году в ГИХЛ. По окончании института Т.А. Покровская начала работать в этом издательстве и в течение последующих лет жизни была связана с печатью. Она сотрудничала в журналах «30 дней», «Пионер» — делала иллюстрации. В эти же годы принимала участие в работах по оформлению Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

После войны Татьяна Александровна стала регулярно работать в Детгизе, на рубеже 50-х — 60-х годов ее внимание привлек эстамп. Как правило, ока выполняла листы на детские темы, преимущественно пейзажного характера.

Сама Татьяна Александровна, участвуя в выставках с 1932 года(юбилейная выставка «Художники РСФСР за 15 лет»), считает, что ее интенсивная творческая жизнь началась в 1960-х годах, когда она работала в домах творчества в Тарусе, Переславле-Залесском, Челюскинской. Примерно тогда же она подружилась и общалась в течение многих лет с прекрасным художником и удивительным человеком Зоей Яковлевной Мостовой-Матвеевой, дружба с которой во многом способствовала творческой активности Т.А. Покровской; именно Зоя Яковлевна содействовала развитию и росту ее художественного мастерства.

Для Т.А. Покровской основное средство выразительности — цвет, который строит пространство, форму, их отношения. Правда, иногда она и в живописи, и в акварели использовала цветной контур. Остро и точно чувствуемый художником контур применялся ею лишь в случае необходимости. Все работы Покровской сочетают в себе яркую эмоциональность с монументальностью. Отказ от деталей, мельчащих форму, уводящих от характеристики общего,— вот что определяет подход к изображению.

Необычайно широки интересы художника, умеющего найти поэтичность и красоту, казалось бы, в самом обыкновенном, даже обыденном. Татьяна Александровна стремится увидеть и познать самые разные, далекие и привлекающие ее места, много путешествует. Так появляются пейзажи Греции, Дальнего Востока, Тянь-Шаня, Крыма, Средней Азии, Севера (Белое море — Соловецкие острова), Волги, старых русских городов (Новгород, Суздаль, Владимир). Но наиболее близкой и любимой остается средняя полоса России, Подмосковье. Именно Переславлю-Залесскому, Загорску, Тарусе, Поволжью посвящено множество картин, рисунков, акварелей.

Пейзажи Т.А. Покровской никогда не носят экзотического характера, в них нет и налета этнографичности. Не являясь скрупулезно перечисленными портретами мест, все они полны внутренней правды — правды облика, ощущения — и индивидуальны, неповторимы по характеру. Таковы серия «Переславль» (1973, пастель), акварели из серии «На Тянь-Шане» (1982—1983), «Весна под Тарусой» (1983, акварель), «Бухта на Камчатке» (1976, масло), «Пирс» (1981, акварель) и множество других.

Останавливая внимание на многообразных повседневных проявлениях жизни, запечатлевая на бумаге и холсте поразившее и увлекшее ее, Татьяна Александровна питает особое пристрастие к созданию жанровых сцен, где человек существует и действует в привычных для него ситуациях. Это очевидно в таких работах, как «Мальчик на реке» (1974, акварель), «Мать с ребенком» (1975, акварель), «Убирают сено» (1983, акварель), «Ребята на мостках» (1984, акварель); главное в них — органичность жизни человека в природе. Покровская исходит из традиционных для русской живописи цветовых сочетаний, употреблявшихся еще во фресках и иконах Древней Руси — синего, желтого, красного, трактуемых сквозь призму видения и понимания современного художника. С наибольшей отчетливостью это существует в листе «Убирают сено» (традиционном для русского искусства и по мотиву), отличающемся монументальностью при небольшом размере изображения.

Поэтичность мира произведений Т.А. Покровской создается благодаря тому, что в ее картинах и рисунках существует некое навсегда остановленное мгновение, в котором нет частностей, присущих сиюминутной фиксации увиденного, а раскрыто нечто существенное, длительное, что всегда волнует зрителя; выражены переживания автора, связанные с его восприятием изображаемого; найдена необходимая форма, точные выразительные средства. Художник открывает еще один аспект действительности, давая возможность зрителю увидеть ее как бы заново осмысленной, претворенной видением и талантом художника.

Все сказанное относится и к жанровым композициям Т.А. Покровской, и к портрету, и к пейзажу. Надо сказать, что привлекательные по образному строю и колористическому решению натюрморты оказываются все же менее типичными для художника. Гораздо больше созвучий своим размышлениям и переживаниям она находит не в «мертвой натуре», а в обычных жанровых сценах, связанных с человеком и природой.

Каждое ее произведение — это особый мир, и каждое вызывает все новые и новые мысли, заставляет с новой силой почувствовать прелесть летнего дня, радость от вида цветущих деревьев, вновь переживать возрождение весенней природы и ее замирание осенней порой.

В сюжетных композициях светлый мир, полный радости материнства, счастья труда, беспечности детских игр и забав, многое говорит зрителю, вызывает воспоминания, рождает ассоциации. А его неповторимое художественное воплощение заставляет восхищаться красотой и богатством цветового образа этого мира.

В портретах Т.А. Покровская достигает точной эмоциональной и психологической характеристики наших современников. Чаще это изображения людей творческого склада или портреты молодых женщин: «Архитектор Ирина Осепян и чайки» (1974, акварель), «Геолог А.А. Козлов» (1974, акварель), «Студентки» (1982, масло), «Художник А.В. Каменский» (1973,акварель, пастель), «Две сестры» (1976, масло),

В непосредственной связи с этими работами находится и особый портретный жанр — литературный портрет, где перед художником стоит задача создать образ, не исходя из непосредственной характеристики человека, а поняв его сквозь призму его творчества. Живописные холсты небольшого размера — портреты А. Платонова (1976) и М. Лермонтова (1983) тесно связаны с образным строем произведений этих писателей. Они решены различно. Образ Лермонтова неотрывен от пейзажа с суровыми громоздящимися горами и всадниками вдали. Портрет трагичен, в образе поэта ощущается предвидение будущего. В портрете Платонова лицо дано крупным планом, а фон составляет деревня с покосившимися домами на широкой улице, заборами, собакой. Композиция строится в традициях К. Петрова-Водкина — с сильно поднятой линией горизонта, отчего возникает ощущение всеобщности и масштабности изображения. Задумчивое, сосредоточенное выражение лица писателя заставляет вспомнить его творчество и судьбу.

Т.А. Покровской созданы и другие произведения на литературные темы — рисунки, которые, не являясь собственно иллюстрациями, аккомпанируют тексту, самым тесным образом связаны с его содержанием и стилем. Это листы (иногда выполненные цветными мелками, иногда углем, иногда даже маслом), навеянные рассказами и повестями А. Платонова («Река Потудань» и другие) и В. Распутина («Прощание с Матёрой», «Живи и помни»).

Творчество Татьяны Александровны Покровской, постоянно совершенствуясь в живописном отношении, являет пример органичного развития художника.

Пристальное внимание, с которым художник смотрит на мир, умение увидеть в нем светлые радостные стороны и передать свои впечатления и чувства в поэтических образах, близких каждому человеку,— вот основная черта произведений Татьяны Александровны Покровской. До сегодняшнего дня ее искусство полно бодрости, оптимизма, в нем есть то мажорное ощущение, которое обычно в гораздо большей степени свойственно молодым людям. Умение сохранить его в течение всей жизни делает творчество художника всегда современным, а потому важным и нужным для людей.

Е. Буторина

(Опубликовано в каталоге выставки «Татьяна Покровская. Живопись. Графика». Москва, 1985).

наверх