Родился в 1921 г. В 1951 г. окончил Московский госуд. худож.институт им. В.И. Сурикова. Вступление в МСХ в 1961 г. Работает в основном в образе пейзажа.
С 27 февраля по 12 марта 2007 г в Выставочном зале Московского Товарищества Живописцев по адресу Первая Тверская-Ямская, 20 прошла выставка художественного наследия Александра Алексадровича Подколзина.
Организация выставки художественного наследия живописца Александра Подколзина, мало известного широкой публике, была вызвана тем, что в преддверии 75-летия образования Московского отделения Союза Художников СССР, Московский Союз принял решение показать плеяду художников, не оцененных должным образом при жизни.
Зрелые годы художника пришлось на то время, когда были востребованы тематические работы, отражавшие важные вехи на пути строительства социализма. Но, пожалуй, трудно представить художника, творчество которого так отличалось бы совершенно по тональности, от официального искусства.
Он писал, что «Вся моя жизнь (а я родился в 1921 году) пришлась на десятилетия все более прогрессирующего упадка русской культуры, и я как русский человек, не мог избежать общей участи…». Тем не менее, в 1991г., в последние месяцы существования СССР открылась его персональная выставка, на которой профессионалы высоко оценили его творчество. Во вступительной статье к каталогу выставки Александра Подколзина В. Горбунов писал о его работах «Здесь понятия нужности и полезности незаметно перестают функционировать, уступая категории, которая называется Прекрасным. Здесь искусство становится уже собственно Искусством, то есть некоторой субстанцией и его цель уже в нем самом».
Художник принадлежал к тому типу людей, которые в поисках профессионализма ставят перед собой максимально высокую планку, и поэтому сам крайне скромно оценил свои работы: «Лучшие образцы искусства свидетельствуют, что натурность была первой стадией работы всех художников. Далее шел процесс образного обобщения. Наибольшую силу такого образного воплощения дают нам иконы. Но и в лучших произведениях классического искусства последовательность та же. Мне нигде не удалось перешагнуть этот порог натурности и подойти к настоящему образу. Если бы осознание этого пришло хотя бы лет на десять-пятнадцать раньше!»
На этой выставке было представлено около сотни работ, в основном этюды характера - немногочисленные портреты и пейзажи. Итоговых тематических работ в его творчестве принципиально не существует. Его небольшого размера работы и есть своеобразный итог. Они являют нам некое откровение мастера, сумевшего столь бескомпромиссно честно пронести свое призвание художника. Правда жизни, какой она виделась художнику, непрестанная забота о живописном мастерстве, позволила создать ту живопись, в которой есть особая прозорливость. Оставаясь в силу своей профессии в стороне от кипения социальных страстей, он, как никто другой, чувствовал и приближающиеся социальные беды, и трогательную красоту природы, когда простой мотив умирающей русской деревни несет на себе отблеск неземной, трансцендентной красоты. Художник добивался этого годами непрестанного труда, поиском нужных цветовых сочетаний, построенных чаще не на контрастах, а на нюансах. Он создавал на холсте и картоне свой мир, где ему в полной мере удалось передать нежную хрупкость природы, живость, глубину вибрирующего цветом пространства, свое трепетное и доброе отношение ко всему, что его окружало. Самоотверженный труд художника был сродни монашескому служению. Круг его общения был ограничен только самыми дорогими ему людьми. Говоря об одном из них, своем друге художнике Василии Павловиче Шереметеве, он невольно сказал нам и о себе – «Такие люди присутствуют среди нас как бы для того, чтобы постоянно напоминать о высокой миссии человека».
Е. Лисенкова, искусствовед
(Опубликовано в газете «Мир живописи» №3-4 (61-62), март, апрель, 2007).