Впервые о Викторе Ни я услышал в 2004 году от своего учителя – искусствоведа Виктора Михайловича Мартынова. Я еще не видел картин художника, но комплементарная оценка его творчества доктором искусствоведения, который всегда очень придирчиво подходил к оценке любого произведения искусства с точки зрения его качества, вызвала живой интерес к художнику со столь необычной нерусской фамилией. Появилось желание побольше узнать о нем, увидеть его работы. К сожалению, это оказалось не так просто. И если об основных биографических данных Виктора Ни удалось узнать быстро, то познакомиться с его картинами долго не удавалось. Оренбургский художник умер в 1979 году и о нем, по крайней мере в Москве, успели забыть. Художественные площадки Москвы были завалены различного рода мусором, выдаваемым за «современное «искусство» и всем кураторам этих выставок, арт-менеджерам и прочим «революционерам от искусства» было не до Ни.
Увидеть же работы Виктора Ни удалось только в 2009 году, после знакомства с Галиной Васильевной Карповой, вдовой художника. Это, во многом неожиданное, знакомство состоялось в Москве на персональной выставке оренбургского художника Юрия Алексеевича Рысухина, ученика Виктора Ни. Галина Васильевна жила в Москве и у меня появилась счастливая возможность встретиться с ней и познакомиться с творчеством этого незаурядного мастера.
В. Ни прожил короткую жизнь, в которой профессиональная деятельность длилась всего пятнадцать лет. Но за этот короткий срок, живя вдали от столицы, художник создал около пятнадцати значимых произведений, которые принесли ему всесоюзную известность. Его имя вошло в историю советского изобразительного искусства 70-х годов.
При жизни Виктор Ни был известен как автор больших сюжетно-тематических картин, посвященных народной жизни. Выполненные в сложнейшей технике живописи по левкасу, они становилась откровением, как для специалистов, так и для простых ценителей изобразительного искусства. Уже в первых картинах, созданных Виктором Ни, проявилась сущностная черта его таланта — умение будничные события жизни, привычный окружающий человека мир, и самого человека утвердить, как высокую нравственную и вневременную ценность. После всесоюзных и всероссийских выставок, на которых экспонировались произведения художника, они находили свое место в крупнейших и престижнейших музеях страны.
Начало творческой деятельности Виктора Ни пришлось на время, когда моду в искусстве диктовал «суровый стиль». Но он был далек от него. Художественные искания художника распространялись на поиск средств выражения цветового и пластического многообразия Мира. Созданная им система живописи по левкасу, основанная на мажорном созвучии чистых и звонких, светящихся из нутри, красок, на величаво-спокойном ритме линейно-пластических построений, позволяла моделировать форму и строить силуэт, цветом добиваться пространственности и глубины картины. Главным для него было сохранение живописной плоскости при решении объемно-пространственных задач. В левкасных произведениях художника реальный мир всегда предстает светлым и возвышенным.
Не менее важное место в творчестве Виктора Ни занимала станковая живопись. Правда в годы его жизни она была мало известна, так как практически не выставлялась на выставках. С ней любители живописи смогли познакомиться только на посмертных выставках художника в Оренбурге и Москве в 1981 и 1983 годах.
В творческом наследии живого и энергичного по характеру Виктора Ни отсутствуют натюрморты. «Мертвая природа» была ему не интересна. Он слишком любил жизнь. Его интересовала живая природа и люди, окружавшие его в повседневной жизни. Именно они были героями его портретов и картин.
Художник много внимания уделял работе над портретом. Его портреты, написанные маслом, вполне традиционны для русского искусства. Они отличаются тонким психологизмом, стремлением показать характер и своеобразие человека. В них есть что-то глубоко личностное, что делает их по-особому одухотворенными.
В основном, Виктор Ни предпочитал писать женские лица, неоднократно писал портреты жены. В портретах, написанных художником видно, как сильно он был привязан к родным и близким ему людям. Замечательны, любовно написанные, портреты жены (1972 и 1973) и сына художника (1967).
Интересны композиционные женские портреты-картины на фоне окна или пейзажа, такие, как «Девушка на фоне крымского пейзажа» (1970), «Девушка у окна. Крым» (1971), «Девушка на фоне Гурзуфа» (1972). В них портретируемые вводятся в прекрасную природную среду, что способствует выражению гармоничного единства человека, его духовной жизни с поэтическим очарованием природы. Художник много работал в пейзажном жанре. Его натурные этюды, выполненные в Оренбуржье, Башкирии и особенно в Крыму удивительно легки, эмоциональны и по-настоящему живописны. В них ощущается тонкое и любовное проникновение в природу, которая была его постоянной натурой, его мастерской и лабораторией. Трудно представить, что они написаны художником, создавшим такие «возрожденческие» по духу, строгие по форме и письму левкасные шедевры, как «Возвращение с поля» (1969), «Проводы. 1941 год» (1970), «Хлеб» (1975), «Лето» (1978), «Вернулся солдат с войны» (1979).
Большое значение в творчестве художника занимала станковая графика и, прежде всего, рисунок. Самый ранний, из находящихся в коллекции, карандашный рисунок «Женский портрет» написан в 1959 году, когда Виктор Ни учился на первом курсе художественного института в Москве. Именно учеба в институте у Д.Д. Жилинского предопределила выбор художником такой сложной техники, как живопись по левкасу, в которой были написаны самые известные его произведения.
Живопись по левкасу является линеарной. В ней важную роль играет чистота и выразительность линий. От художника, работавшего в этой технике, требовались высокое мастерство и культура рисования, поэтому Виктор Ни большое внимание уделял карандашному рисунку и рисунку сангиной. В основном он рисовал своих родных, знакомых, выполнял подготовительные рисунки к картинам.
Пастельные портреты В. Ни являются, по сути, продолжением его живописных портретов. Они дополняют ряд женских образов, созданных художником.
Кореец по национальности, Виктор Ни был по настоящему русским человеком, чье мировоззрение и эстетическая концепция мира сформировалась на основе активного участия в жизни страны. Живя среди простых людей труда, чувствуя ритмы современной жизни, ему удалось избежать в своих левкасах рафинированного эстетизма, присущего левкасам его знаменитого учителя. Герои его произведений — обычные люди в повседневной жизни, чья жизнь общечеловеческих чувств и страстей протекает по законам искусства. Он обладал удивительной способностью возвышать будни простых людей до эпического уровня. Люди труда были героями советской страны и его картин.
Искусство Виктора Ни отвечает не только высоким эстетическим требованиям. Оно несет в себе большой этический заряд. То, чего часто днем с огнем не найдешь в современной живописи.
Виктор Ни скончался, не успев получить звание «Заслуженный художник РСФСР», хотя все необходимые документы для этого находились на утверждении в Москве. Но это почетное звание, важное для живущего человека, ничтожно перед вечностью. После смерти художника с нами остаются не его звания, а картины, по которым мы и наши потомки будем судить о его творчестве.
Виктор Ни был поистине Народным художником. Он писал замечательные картины о народе и для народа. Сейчас они находятся в крупнейших музеях России и ждут часа своего Возрождения, когда наше общество, переболев заразой либерализма и стяжательства, встанет на путь выздоровления, когда его героями будут считаться не банкиры и всякого рода спекулянты, а простые люди труда. И это время обязательно настанет… А до того времени, у Вас есть возможность познакомиться с произведениями станковой живописи и графики замечательного художника, представленными на сайте.
Валерий Воронин